Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Юрченко Владимир Валериевич.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Формирующий этап эксперимента: программа упражнений для развития речи детей дошкольного возраста
Анализ результатов экспериментального исследования
Обзор научных и педагогических идей (трудов) с анализом
1. Игра «Раз, два, три– смотри!».
2. Игра «Пускание мыльных пузырей».
3. Игра «Жил-был у бабушки козлик».
5. Коллективная работа «Солнышко лучистое улыбнулось весело».
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Научно-исследовательская работа.
Направления 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Юрченко Владимир Валериевич
(фамилия, имя, отчество студента) |
Место прохождения практики: |
Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Берег надежды» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ ЦССВ «Берег надежды») |
(полное наименование организации) |
Руководители практики: |
от Университета: |
(фамилия, имя, отчество) |
|
(ученая степень, ученое звание, должность) |
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
Введение 2
Основная часть 2
Отчет по практике. 2
Организация и проведение исследования особенностей речевого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 2
Организация исследования 2
Формирующий этап эксперимента: программа упражнений для развития речи детей дошкольного возраста 3
Анализ результатов экспериментального исследования 8
Приложение 2 32
Обзор научных и педагогических идей (трудов) с анализом 32
1. Игра «Раз, два, три– смотри!». 52
2. Игра «Пускание мыльных пузырей». 54
3. Игра «Жил-был у бабушки козлик». 55
4. Игры с водой. 55
5. Коллективная работа «Солнышко лучистое улыбнулось весело». 55
6. Игра «Карусели». 56
Введение
Основная часть
Отчет по практике.
Организация и проведение исследования особенностей речевого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Организация исследования
На первом этапе (февраль 2023 года) осуществлен анализ научно-методической литературы по выбранной проблеме, определены методологические и теоретические основы исследования, его объект, предмет, цель и основные задачи, разработана методика констатирующего эксперимента.
На втором этапе исследования (март 2023 года) проведен констатирующий эксперимент, определены и обоснованы педагогические условия и разработана усовершенствованная методика по выделенным нами направлениям развития речи детей дошкольного возраста.
На третьем этапе исследования (апрель 2023 года) проведён формирующий эксперимент, осуществлён анализ и обобщение полученных данных, сформулированы основные выводы исследования, подготовлены соответствующие методические рекомендации в процессе игровой деятельности.
Экспериментальное исследование было проведено в следующей последовательности:
- на констатирующем этапе проведения нами была проведена диагностика состояния сформированности у детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы речевых умений и навыков в процессе игровой деятельности, причём обнаружен почти одинаковый уровень таких умений.
На формирующем этапе эксперимента с воспитанниками экспериментальной группы проводилась целенаправленная работа по развитию речи в процессе игровой деятельности; при этом учащиеся контрольной группы учились по традиционной методике.
На обобщающем этапе эксперимента оказывалась эффективность проведённых занятий путем сравнения достижений воспитанников контрольной и экспериментальной группы в области сформированности речевых навыков и умений.
Формирующий этап эксперимента: программа упражнений для развития речи детей дошкольного возраста
Нами были разработаны 4 блока упражнений для развития речи детей дошкольного возраста, основой которых были произведения устного народного творчества (малые формы фольклора).
1 блок упражнений – был специально разработан для работы над словом, добирались специальные упражнения на произношение слова, обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста, также раскрытие лексического значения слова, применение этих слов в речи. Совершенствование произношения слова зависело прежде всего от выразительности речи, поэтому именно этот подбор упражнений и использования разработанных нами комплекса упражнений направлялся на развитие таких способностей как слушать, понимать, воспроизводить услышанное и выяснять смысл этого слова, правильно применять его в речевой деятельности воспитанников. Работая над обогащением речевого словаря воспитанников, его закреплением, уточнением и активизацией, мы акцентировали внимание на раскрытии именно лексического значения слова. Содержание нашей работы заключалось в установлении взаимосвязей между данными словом и соответствующим объектом, выработке детьми такого умения на основе которого уметь определять смысловые связи между словами. Упражнения, которые были использованы нами в процессе речевой деятельности воспитанников, обеспечивали решения основной задачи – это развитие речи детей дошкольного возраста, обогащение их речевого запаса, а также усвоения дошкольниками лексических единиц.
Следующие упражнения осуществлялись путем наращивания сложности, то есть были более сложными, чем первые. Соответствующий подбор этих дидактических упражнений проводился нами в соответствии с программой ДОО, возрастных особенностей дошкольников, уровня сформированности их речи. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста, уточнение и использование новых слов в устной речи предусматривало выделение специальных слов из речевого потока, выяснение и объяснение лексического значения слова, введение их в словосочетания, предложения и текст.
Второй блок упражнений включал в себя задания для работы над словосочетанием. Известно, что построение словосочетания осуществляется на основе подрядной связи. Специально организованная нами работа над словосочетанием была направлена на расширение ученического словаря, по его углублению, понимание смысла слова воспитанниками, умение оперировать им, то есть тем самым словом, а с другой стороны проводилась работа – на овладение воспитанниками умением чётко выражать свои мысли, а впоследствии, использовать эти словосочетания для самостоятельного построения предложений, связных высказываний.
Работая над предложением (для этого нами было специально построено 3 блок упражнений), дошкольники осознавали, что оно выражает всегда завершенную мысль, а также служит средством для общения. С этой целью мы использовали конструктивные и творческие упражнения. Целью этих конструктивных упражнений было формирование у детей дошкольного возраста навыков построения самостоятельных предложений на основе усвоенных ранее закономерностей речи. Элементом для их выполнения выступала конструктивная задача, вроде, практическое владение правилами изменения грамматических форм. Упражнения, которые имели творческий характер не имели специального образца, конкретного указания, а их выполнение базировалось на ощущении самого языка воспитанниками, самостоятельном определении структуры предложений и количества слов в них; качественном их отборе и обеспечении соответствующего содержания.
Использованные нами на практике упражнения, с четвертого блока были направлены именно на формирование умения детей дошкольного возраста строить самостоятельно монологическое высказывание и развитие их связной речи. Можем сказать, что связная речь, к примеру, может протекать в форме ответов на вопросы воспитанниками или в форме разговора между воспитанниками или воспитанниками и воспитателем – это диалогическая речь.
Использованная нами практика показывает, что именно этот вид речи используется чаще всего, в процессе чтения произведений устного народного творчества, использования их элементов в играх и т.д. Потому что монологическая речь является более сложным видом речевой деятельности.
В процессе нашей экспериментальной работы над развитием монологической устной речи мы знакомили детей дошкольного возраста с такими типами связного высказывания, как пересказ, описание, рассуждение, повествование (сюжетное и описательное).
Особое место в экспериментальном обучении было отведено упражнениям на построение самостоятельных предложений (2-3 на каждом занятии), поскольку они являются единицей речи. В конце таких занятий проводилась самостоятельная работа воспитанников (4-6 минут), которая организовывалась следующим образом: коллективное выполнение заданий всех четырех блоков этих упражнений под руководством воспитателя, а также самостоятельное выполнение аналогично поставленных задач, выполнение заданий с логической нагрузкой. В ходе нашего экспериментального обучения было использовано сборники русских народных сказок, сборники произведений устного народного творчества, сборники игр.
Некоторые отдельные задачи, которые были разработаны нами, подвергались методической обработке, которая была специально направлена на повышение сложности задач или наоборот на понижение. Материал содержащийся в сборниках с произведениями устного народного творчества был использован нами как в контрольных, так и в экспериментальных группах. Но в последней части процесс обучения мы построили таким образом, чтобы отработать с воспитанниками частичные речевые умения, используя подбор дидактического материала, и на их основе формировать у детей дошкольного возраста обобщенные умения устной речи.
Перед нами возникла необходимость создать именно такой комплекс упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста в период чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества, который бы гармонично сочетал все направления развития речи. Упражнения которые мы использовали, построенные нами в соответствии с Программой по развитию речи детей дошкольного возраста в период чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества. Мы изменили их в соответствии с конкретным материалом.
Работая с детьми, в процессе формирующего эксперимента, нами было отмечено, что речь у воспитанников хорошо развивается, если в воспитательном процессе ДОО:
- воспитатель учитывает индивидуально-возрастные особенности детей дошкольного возраста при организации учебно-речевой деятельности;
- у детей дошкольного возраста имеется непосредственный речевой мотив: их желание сообщить об увиденном, услышанном, прочитанном; выразить свое личное мнение, свои впечатления, ответить на вопрос собеседника, воспитателя;
- система упражнений, которая была подобрана нами обеспечивает: образовательную, развивающую и воспитательную цель;
- преемственность (постепенное наращивание сложности), доступность содержания, формирования учебно-речевой активности и познавательного интереса, развивает у детей память, внимание, логическое мышление;
- подбор упражнений пропедевтики, тренировочного и творческого характера, их количество и сложность и соотношение между репродуктивной и продуктивной деятельностью дифференцируется в соответствии с уровнем уже сформированных у детей дошкольного возраста речевых умений и навыков работать самостоятельно;
- также используется система специально подобранных нами упражнений на основе которых оптимальным есть сочетание методов и приемов работы в процессе чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества.
Подготовленное и применённое на практике экспериментальное исследование дало нам основания утверждать, что уровень сформированности речевых умений детей дошкольного возраста в процессе чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества, успешность осмысленного ними усвоения языка и развития речи зависят от таких педагогических условий:
- использование соответствующего дидактического и методического обеспечения обучения; учета возрастных особенностей дошкольников;
- оптимальное сочетание воспитателем методов и приемов работы в процессе чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества.
Также в проводимой нами работе обосновано, что речь детей дошкольного возраста развивается эффективно, если отрабатываются отдельные действия, которые составляют основную систему коммуникативных умений. Мы выяснили, что в структуре общего умения строить обучающимися самостоятельно связные высказывания необходимо выделить следующие составляющие: умение детей дошкольного возраста подбирать подходящее слово и употреблять его в речи, конструировать словосочетания и предложения, объединять их в связной текст. Нами доказано, что умение пользоваться словом, строить самостоятельно словосочетания, предложения, связной текст составляет сложный комплекс процессов для обучающихся, объединяющий речевые знания и соответствующие им специальные умения и навыки, опыт в применении этих знаний и определённую совокупность умственных умений, проявляющихся в продуктивной речи.