Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Юрченко Владимир Валериевич.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Анализ результатов экспериментального исследования



Целью констатирующего этапа было выявить умение воспитанников оперировать словом, строить словосочетания, предложения, составлять связное выражение. Все задания и упражнения выполнялись дошкольниками в процессе игровой деятельности. Для этого были учтены требования к развитию речи детей дошкольного возраста и составлены для апробации четыре блока рабочих материалов обозначенной проблемы, основой которых есть произведения устного народного творчества.

1 блок. Уточнение значения слов и использование их в устной речи: выделение слов из речевого потока, изъятие непонятных слов из текстов, построение со словом словосочетания и предложения, использование слова в связном высказывании.

2 блок. Работа над словосочетанием: углубление понимания смысла слова, умение оперировать им; сопряжение слов; подбор словосочетаний, противоположных по значению; замена словосочетаний близкими по значению; использование словосочетаний для построения предложений, связных высказываний.

3 блок. Работа над предложением: проговаривание предложений воспитанниками, подсчёт общего количества слов в предложении, построение ответа на вопрос, распространение предложений.

4 блок. Работа над связным высказыванием: построение текста по рисунку и услышанному тексту.

Констатирующие срезы (в КГ и ЭГ) позволили установить: как воспитанники знают лексическое значение слов; насколько владеют умениями составлять словосочетания разных типов; действия могут проводить с предложением; умеют на основе предложений строить тексты.

Проверка сформированности этих лингвистических умений осуществлялась в два этапа и предусматривала выполнение воспитанниками ряда задач, которые были направлены на определение умений детей дошкольного возраста подбирать слова-признаки, распространять предложения, используя слова из ряда представленных, строить предложения из определённого количества слов, составлять текст по рисунку и началу текста. В процессе выполнения этих задач был выявлен ряд проблем и ошибок: несоответствие слов-признаков (18% респондентов), неточный подбор слова (88%), порядок слов в предложении (65%), определения границ предложения (28%), нарушение содержания предложения (33,3%), нарушение связи слов в предложении (31%), определение основного содержания высказывания (46%), нарушение содержания высказывания (47,1%), последовательность изложения мысли (48%), неточность воспроизведения временных и пространственных отношений (45%), употребление лишних слов (52%).



Анализ этих результатов позволил нам выяснить причины ошибок детей дошкольного возраста. Среди них можно определить: недостаточный словарный запас воспитанников; неустойчивое рассеянное внимание в период восприятия нового слова или нового материала, текста, рисунка, содержания задания; неразвитый фонематический слух; недостаточно сформированы умения конструировать словосочетания, предложения, связные тексты в соответствии с задачами; неумение осуществлять подбор слов по смыслу (пользоваться синонимами, многозначными, противоположными по значению).

Как нам видится, развитие речевой коммуникации связано не только с накоплением словарного запаса воспитанников, но и с усвоением правил и формированием умений использовать их. Именно это требовало от нас поэтапной деятельности: восприятие речевого образца, отображение устной речи, использование речевых единиц в устной речи. С этой целью во время этого исследования нами были определены критерии и показатели развития устной речи воспитанников:

Слово (показатели: определение явлений по их признакам, определение предмета, признаков предмета, явлений; перечисление предметов с последующим обобщением, обобщение через противопоставление; отбор видовых названий к родовым и наоборот; образования пар: один-много и наоборот; подбор слов-синонимов, антонимов; составление тематического словаря предложенной темы, определение в тексте слов-признаков, действия, названий предметов, явлений; отбор из предлагаемых по смыслу слов для дополнения предложения; раскрытие лексического значения слова, опираясь на опыт, личные знания учеников, содержание текста; подбор и применение слова в речи; выяснения и доказательство целесообразности подбора слов).

2. Словосочетание (показатели: построение словосочетания по данному главному слову путем отбора соответствующего ему по смыслу и вопросом, за данным зависимым словом (существительным, прилагательным, наречием) путем отбора главного, пользуясь при этом вопросом, образцом; построение словосочетаний из представленных в рядах слов путем отбора и сочетания по содержанию, изменяя форму слова. Отбор словосочетаний противоположных по значению, замена словосочетания близким по значению словом (золотые руки – умелый), размышления над смыслом словосочетаний (серебряный волос, серебряное дерево), аргументации и доказательства правильности выполнения задания).


3. Предложение (показатели: определение на слух количества предложений в тексте (с 1-3 предложений); количества слов в предложенном предложении или сложенном самостоятельно (с 1-3 слов); дополнение незавершённого предложения 3-4 словами; самостоятельное построение воспитанниками предложение с нескольких слов по рисунку, на предложенную тему и внесение изменений в структуру предложенных предложений, редактирование; восприятие на слух и повторение группы предложений (5-6) построение предложений-ответов на вопросы с использованием имеющихся в нем слов и применяя лично подобранные, придерживаясь содержания вопроса: использование в речи самых простых видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

4. Связное высказывание (монолог) (показатели: умение слушать и понимать устное высказывания (сюжетный текст), перевод прослушанного или прочитанного текста детально, придерживаясь соответствующей структуры, используя предложенные методы, ключевые слова, план; кратко: умение определять в тексте основную мысль и передать ее с помощью 1-3 предложений (текст объёмом не менее четырех предложений) выборочно: отбирать необходимый материал, систематизировать его, передавать в определённой последовательности (перевод может быть обусловлен вопросами, иллюстрациями, и соответствуют определённому отрывку текста), осуществление осложнённого пересказа: дополнение пересказа соответствующими словами, словосочетаниями, передача содержания от первого лица, от имени действующего лица; пересказ живо, интересно, соблюдая соответствующей интонации, наличие пауз, логического ударения, выбор или отбор самостоятельно заголовка к букварному тексту; объединение предложений в связное высказывание; построение связного высказывания по аналогии к прочитанному, к рассказу воспитателя; по данному началу или окончанию; в соответствии с предложенной темой, или самостоятельно подобранную (придумывание интересной рассказы), по серии рисунков или другом; использование опорных слов, словосочетаний (объем текста 3-4 предложения). При построении связных высказываний соблюдения качественных характеристик речи: содержательность, точность, выразительность, уместность, нормы этикета; умение внимательно и доброжелательно слушать собеседника.

На основе этих критериев и показателей оценки были определены и охарактеризованы нами уровни сформированности развития речи детей дошкольного возраста во время чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества.


Высокий уровень – воспитанник самостоятельно выполняет предложенные воспитателем упражнения. Быстро включается и выполняет работу. Его речь отличается богатством словарного запаса. Воспитанник применяет в своей речи необходимые слова, словосочетания, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Может передать содержание прослушанного и прочитанного текста объёмом более 4 предложений: подробно, сжато, выборочно. Самостоятельно строит связное высказывание (рассказ, описание, рассуждение) объёмом более 4 предложений; удачно подбирает лексические средства или использует авторские. Внимательно и доброжелательно слушает собеседника, которым есть воспитатель, не допускает речевых ошибок, самостоятельную работу выполняет без какой-либо помощи.

Достаточный уровень – воспитанник может самостоятельно выполнять предложенные воспитателем упражнения, быстро включается в работу. Его речь отличается достаточной насыщенностью словарного запаса. Воспитанник применяет в своей речи необходимые слова, простейшие виды сложносочиненных иногда, сложноподчиненных предложений. Может передать содержание прослушанного или прочитанного текста объёмом до 4 предложений кратко, выборочно; может пропускать определённые авторские средства выразительности. Может самостоятельно строить связное высказывание (рассказ, описание, рассуждение) объёмом 3-4 предложения; иногда возникают трудности при последовательности изложения собственного мнения. Во время выполнения самостоятельной работы воспитанник пользуется помощью воспитателя, но не в значительной степени.

Средний уровень ученических достижений характеризуется следующими критериями – ребёнок-дошкольник, когда выполняет упражнения, опирается на вспомогательные средства: содержание, рисунки, вопросы и образцы. При построении самостоятельных предложений или собственных высказываний допускает некоторые речевые ошибки. В связном тексте (пересказ, рассказ, описание, рассуждение) иногда нарушает последовательность его действий, испытывает некоторые трудности в подборе и применении в речи слов-синонимов, а также в определении основной мысли для краткого пересказа, в построении выборочного высказывания – чаще всего использует второстепенную информацию. В самостоятельном выполнении упражнений требует значительной помощи воспитателя.

Начальный уровень характеризуется тем, что ребёнок-дошкольник выполняет упражнения только с помощью воспитателя, опираясь на вспомогательные средства, рисунок, вопросы и образец, в основном использует образец. В подборе собственных предложений и применении лексики, составлении словосочетаний допускает значительные ошибки, структура его предложений не соответствует лексическим нормам. Связные высказывания у этих учеников определяются ограниченностью лексики, они являются незавершенными, имеют место речевые ошибки. Самостоятельно воспитанник выполняет задания только после детального объяснения учителем.