Файл: Задача темы изучить факторы внешней и внутренней среды и их влияние на деятельность компании.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Микросреда имеет товарно-географические границы, определяемые самим предприятием исходя из масштаба своей деятельности. Она представляет некое пространство, ограниченное выделенной территорией и востребованностью реализуемого на ней товара, в пределах которого взаимодействуют участники рынка.
Макросреда включает в себя основные факторы, влияющие на интересы фирмы: экономические, демографические, научно-технические, природные, политико-правовые, социокультурные.
Важно отметить, что макросреда не имеет определенных географических границ, а сами факторы оцениваются с точки зрения угроз и возможностей, которые могут отрицательно или положительно влиять на предприятие.
Вопрос 2. Внутренняя микросреда маркетинга организации
В микросреде действуют внутренние силы, представленные ее подразделениями, влияющими на принятие решений руководством фирмы.
Внутренняя среда маркетинга организации – потенциал компании, ее производственные и маркетинговые возможности. Внутреннюю среду компании составляют:
-
основные фонды предприятия (средства производства); -
состав и квалификация персонала, навыки и компетенция руководства
(рабочая сила);
-
финансовые возможности; -
научные исследования и разработки (использование технологии); -
имидж (репутация) фирмы; -
расположение фирмы по отношению к рынкам сбыта.
Под средствами производства понимаются все материальные средства, которые находятся в собственности фирмы и участвуют в процессе производства (здания, сооружения, оборудование, станки).
Финансовые возможности фирмы – это объем капитала в денежной (наличной или безналичной) форме, которым располагает фирма. Они включают в себя собственный капитал, то есть банковские счета, ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты), а также заемный капитал.
Рабочая сила – это все занятые на фирме рабочие, служащие, управляющие (в том числе и в области маркетинга) с их способностями, навыками и уровнем квалификации.
Расположение фирмы по отношению к рынкам сбыта складывается из таких параметров, как географическое положение рынков, удаленность их транспортных коммуникаций, местоположение самой фирмы в непосредственной географической близости от рынка.
Репутация компании, или goodwill, – это отношение потребителей к управляемости фирмой, к ее продукции, признание высокого качества ее продукции, ожидание новых стилей и решений.
Научные исследования и разработки – это деятельность, направленная на проведение и финансирование поисковых исследований, дающих выход на конкретные разработки и продукты. В рамках такой деятельности ресурсы направляются на проведение прикладных исследований по тем направлениям, которые являются приоритетными для данной фирмы и ведут к росту конкурентоспособности.
Нужно тщательно анализировать риски, которые касаются различных факторов внутренней среды маркетинга.
Например, по экономическим факторам это может быть производственная программа, не соответствующая потребностям покупателей; низкий уровень качества выпускаемой продукции; неправильная оценка экономического потенциала конкурентов.
При анализе организационных факторов особое внимание уделяют построению организационной структуры, концентрации и специализации производства.
От финансовых факторов во многом зависит результативность работы. Отрицательные воздействия на финансовые результаты могут оказать: ошибочные инвестиционные решения, необоснованные кредиты, в целом неправильная финансовая политика.
К отрицательным воздействиям технолого-технических факторов относят: устаревшую технологию производства, преждевременное моральное и физическое старение оборудования, недолговечность и ненадежность используемой техники.
К социальным факторам, отрицательно влияющим на функционирование фирмы, относят: низкую квалификацию и недобросовестность работников, некомпетентность руководящего состава, низкий уровень заработной платы, текучесть кадров.
Несомненно, что компания преуспевает до тех пор, пока ее услуги и товары соответствуют маркетинговой среде. Маркетологи должны следить за новыми тенденциями и искать благоприятные возможности для развития компании.
Для этого в компании нужно постоянно проводить маркетинговый анализ и аудит.
Задачей внутреннего анализа является оценка сильных и слабых сторон компании по сравнению с сильными и слабыми сторонами конкурентов.
Анализ внутренней среды компании
состоит из:
-
анализа маркетинговых стратегий; -
функционального анализа маркетинга; -
портфолио анализа (анализа ассортимента, товарной группы, товарной единицы); анализа эффективности маркетинговой деятельности.
Можно для внутреннего анализа использовать, на пример, модель М. Портера «Цепочка ценностей». Элементы анализа: основные (закупки, производство, внешняя логистика, маркетинг, сбыт, сервис), вспомогательные (инфраструктура, общее управление, планирование и контроль качества, технология, управление человеческими ресурсами).
Маркетинговый аудит – это систематический, критический, объективный обзор и оценка среды, а также деятельности компании(рис.8).
Рис. 8. Маркетинговый аудит для подготовки системных решений в компании
Сегодня специалисты используют еще термин внутреннего маркетинга.
Внутренний маркетинг – обеспечение принятия надлежащих маркетинговых принципов всеми сотрудниками организации, и особенно ее высшим руководством. Внутренний маркетинг включает наем и обучение работников, а также их стимулирование к высокому уровню обслуживания клиентов.
Подведем итог.
Влияние макро- и микросреды может быть позитивным или негативным. Однако предприятие не может управлять и контролировать все эти внешние процессы. Поэтому внутренняя среда фирмы должна быть способна воспринимать происходящие внешние изменения, предугадывать их развитие и учитывать в своей деятельности.
Более того, при анализе деятельности компании рассматривают внешнюю и внутреннюю среду в комплексе.
Вопросы для самопроверки:
-
Что такое маркетинговая среда? -
-
Какова характеристика трехуровневой модели Джерома Маккарти? -
Какова характеристика основных факторов макросреды? -
Какие факторы маркетинговой среды относятся к контролируемым с позиции компании? -
Какие факторы маркетинговой среды относятся к неконтролируемым? -
Какова характеристика типов конкуренции? -
Что такое экосистема маркетинга? -
Каковы особенности SWOT-анализа? -
Из каких субъектов состоит микросреда предприятия? -
Что из себя представляет привлекательность рынка? -
Каковы факторы рыночной привлекательности для компании? -
Что такое внутренняя маркетинговая среда компании? -
Из каких подсистем состоит анализ внутренней среды компании? -
Что является задачей внутреннего анализа предприятия? -
Какую модель можно использовать для внутреннего анализа? -
Что такое маркетинговый аудит?