Файл: Вопрос 2 Частично правильный Баллов 0,3 из 1,0 Отметить вопрос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 708
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Экологическая экспертиза: формы и методы предупредительного экологического контроля
Проведение общественной экологической экспертизы
Лекция 1.2. Законодательное обеспечение экологической экспертизы
Определение области применения системы экологического менеджмента
Лекция 1.4. Особенности стандарта ГОСТ Р ИСО 14001
Лекция 1.5. Требования системного подхода в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001
Лекция 1.6. Экологические аспекты и принятые обязательства
Готовность к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответные действия
Лекция 1.7. Экологический аудит организаций. Основные понятия экологического аудита
Вопросы управления программой аудита
Разработка целей программы аудита
Идентификация и оценка рисков программы аудита
Вопросы внедрения программы аудита
Определение целей, области и критериев для каждого конкретного аудита
Лекция 1.8. Экологический аудит организаций. Формирование группы по аудиту
Управление и поддержание записей по программе аудита
Анализ и улучшение программы аудита
Установление первоначального контакта с проверяемой организацией
Подготовка к проведению аудита на месте. Выполнение анализа документов при подготовке к аудиту
Лекция 1.9. План проведения экологического аудита
Распределение работ между членами группы по аудиту
Проведение предварительного совещания
Лекция 1.10. Принципы и методы проведения экологической экспертизы
Тема 2. Экспертиза промышленной безопасности
Лекция 2. 2. Виды экспертизы промышленной безопасности
Лекция 2.3. Экспертиза промышленной безопасности в области надзора
Тема 3. Экспертиза пожарной безопасности
Лекция 3.2. Общие вопросы организации пожарной службы
Также стандарт ГОСТ Р ИСО 14001 предъявляет следующие требования в области экологического менеджмента:
-
способствовать деятельности по планированию, управлению, мониторингу, предупреждающим и корректирующим действиям, аудиту и анализу для придания уверенности в том, что вся эта деятельность согласуется с политикой организации. Следует рассматривать систему экологического менеджмента на соответствие установленным требованиям; -
способствовать адаптации к изменяющимся обстоятельствам. Организации, не имеющей системы экологического менеджмента,
следует вначале оценить и проанализировать исходную картину своего взаимодействия с окружающей средой. Следует стремиться рассмотреть все экологические аспекты организации как основы для разработки системы экологического менеджмента.
Система экологического менеджмента (СЭМ) базируется на серии международных стандартов серии ISO 14001 (в РФ утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»).
Сертификация по ISO 14001 в нашей стране является добровольной. Комплексный анализ должен охватывать четыре ключевые области:
-
идентификацию экологических аспектов, включая те, которые связаны с нормальными и ненормальными, аномальными условиями функционирования, включая запуски и остановы, нештатные ситуации и аварии; -
идентификацию применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять; -
исследование существующей практики и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам; -
оценку предшествующих нештатных ситуаций и аварий.
Инструменты и методы, применяемые для анализа, в зависимости от характера деятельности организации могут включать использование контрольных списков, проведение опросов, непосредственную проверку и измерения. К инструментам относится рассмотрение результатов предыдущих аудитов или других оценок.
Внутренние аудиты выполняют либо сотрудники организации, либо внешние лица, выбранные организацией и работающие по ее поручению. Лица, проводящие аудит, должны быть компетентны, а их позиция должна быть беспристрастной и объективной. В небольших организациях независимость аудитора может быть подтверждена отсутствием ответственности аудитора за проверяемую деятельность.
Если организация хочет объединить проведение аудитов системы экологического менеджмента с аудитами соответствия экологическому законодательству, содержание и область каждого из аудитов следует четко определять. Настоящий стандарт не устанавливает требований к аудитам соответствия экологическому законодательству.
Вопросы управления программой аудита
Организации, которой требуется проводить аудиты, следует подготовить программу аудита, позволяющую определять результативность системы менеджмента данной организации. Программа аудита может включать аудиты, охватывающие один или несколько стандартов по системам менеджмента, проводимые по отдельности или в каком-либо сочетании.
Высшее руководство должно обеспечить, чтобы цели программы аудита были установлены, и назначить одно или несколько компетентных
лиц, ответственных за управление программой аудита. Объем и содержание программы аудита должны зависеть от размера и характера деятельности проверяемой организации, а также от специфики, сложности и степени зрелости системы менеджмента, подлежащей аудиту. Основное внимание следует уделить адекватному распределению ресурсов программы аудита для проведения аудита наиболее важных элементов системы менеджмента. Они могут включать основные характеристики качества продукции, опасности, связанные с охраной здоровья и техникой безопасности, или важные экологические аспекты и управление ими. Такой подход широко известен как проведение аудитов на основе рисков. Стандарт ГОСТ Р ИСО 14001 не дает руководящих указаний
по проведению аудитов на основе рисков.
Выполнение мероприятий
по результатам предыдущих аудитов
Компетентность, обучение и
Программа аудита ка в области ссионального
здоровья, безопасности и
осведомленность, информирование,
участие и консультирование
окружающей среды
сурсы, роли,
етственность
Идентификация опасности, оценка риска и определение мер управления
и полномочия
Программа аудита должна включать информацию и ресурсы, необходимые для организации аудитов и их результативного и эффективного проведения в установленные временные сроки, а также может включать следующее:
-
цели для программы аудита и отдельных аудитов; -
объем, количество, типы, места проведения и график проведения аудитов; -
процедуры программы аудита; -
критерии аудита;
-
методы аудита; -
формирование группы по аудиту; -
необходимые ресурсы, включая расходы на командировки и размещение аудиторов; -
процессы, связанные с соблюдением конфиденциальности, обеспечением защиты информации и другие подобные вопросы.
Для оценки достижения измеримых экологических целей выбираются индикаторы. «Измеримые» означает возможность применения либо количественных, либо качественных методов, связанных с конкретной шкалой, для определения, достигнуты ли экологические цели. Указание
«если практически осуществимо» дает понять, что могут быть
ситуации, когда невозможно количественно измерить выполнение экологической цели. При этом важно, что организация способна определить, достигнута ли в принципе экологическая цель или нет.
Дополнительно информацию об экологических индикаторах смотрите в ISO 14031.