Файл: Теоретические аспекты исследования деловой активности предприятия 7.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования деловой активности предприятия
1.1. Деловая активность как один из показателей деятельности предприятия
1.2. Понятие и сущность деловой активности
1.3. Основные показатели деловой активности и оценка их эффективности
ГЛАВА 2. Анализ деловой активности предприятиия на примере ОАО "ВЭБ-лизинг"
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия
2.3. Анализ показателей деловой активности ОАО "ВЭБ-лизинг"
ГЛАВА 3. Мероприятия по повышению деловой активности ОАО "ВЭБ-лизинг"
3.1. Разработк мероприятий по повышению деловой активости предприятия
При неизменной динамике выручки и себестоимости определим требуемые значения показателей дебиторской задолженности и производственных запасов. При этом необходимо учитывать средние и минимальные значения длительности циклов производственно-хозяйственного процесса.
Так, средняя продолжительность производственного цикла составляет 2 дня ((1,5+2,7+2,5)/3), а его минимальное значение равно 1,5 дня. При сложившейся сумме себестоимости, средняя и минимальная суммы запасов соответственно должны составлять:
= 83682672× 2/ 365 = 453055,7 тыс. руб.
= 83682672× 1,5 / 365 = 343901 тыс. руб.
Средняя продолжительность цикла оборота дебиторской задолженности составляет 12 дней ((12,3 + 12,1 + 11,7)/3), а его минимальное значение равно 11,7 дней. При сложившейся сумме выручки, средняя и минимальная суммы дебиторской задолженности соответственно должны составлять:
= 241336588× 12 /365 = 7934353 тыс. руб.
= 241336588× 11,7 / 365 = 7735994 тыс. руб.
Нормальным с точки зрения динамики производственного цикла (который отличается нестабильностью) станет стремление суммы запасов к средним значениям (342079 тыс. руб.).
С точки зрения динамики коммерческого цикла (который стабильно сокращается) сумма дебиторской задолженности должна стремиться к минимальному расчетному значению, составляющему 7735994 тыс. руб. Следовательно, предприятию рекомендуется:
-
сократить объем запасов на: 380942 – 342079 = 38863 тыс. руб.; -
сократить дебиторскую задолженность на: 17538577 – 7735994 = 9802583 тыс. руб.
Совокупное сокращение оборотных активов составит: 38863 + 9802583 = 9841446 тыс. руб.
На эту же сумму предприятие может сократить кредиторскую задолженность, составляющую на конец исследуемого периода 24656385 тыс. руб.
Скорректированный объем кредиторской задолженности составит: 24656385 – 9841446 = 14814939 тыс. руб.
Объем денежных средств предприятия также чрезмерный, что приводит к следующему значению абсолютной ликвидности:
Кабс.ликв.
Оптимальным значением считается 0,25, следовательно, при сокращении кредиторской задолженности (за счет минимизации запасов и дебиторской задолженности), оптимальный остаток денежных средств составит: 0,25×14814939 = 3703734 тыс. руб.
Следовательно, 10179510 – 3703734 = 6475776 тыс. руб. являются временно свободными денежными средствами.
Данные средства рекомендуется инвестировать в ценные бумаги с целью получения дополнительной прибыли. При этом ликвидность и платежеспособность предприятия останутся на достаточно высоком уровне.
Сокращение дебиторской задолженности возможно за счет:
-
введения системы скидок с цены реализуемого товара, предоставляемых при досрочном погашении дебиторской задолженности; -
применения факторинга дебиторской задолженности.
Оба этих способа характеризуются определенным уровнем затрат. В первом случае затратной составляющей является сокращение выручки от реализации, во втором – комиссионные и проценты за кредит в объеме досрочно поступившей дебиторской задолженности.
Критерием эффективности предложенных мероприятий является более низкий уровень затрат на мероприятия, чем затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и упущенной выгодой от прибыльного размещения средств, «замороженных» в дебиторской задолженности.
Объем такой упущенной выгоды от суммы дебиторской задолженности (4418601 тыс. руб.), составляет (при вложении средств на депозит) 10% в год или 441860,1 тыс. руб.
Ниже представлен расчет основных параметров предложенных мероприятий, при этом, предполагается, что выручка от реализации продукции на 100 % формируется в условиях продаж в кредит, то есть с возникновением дебиторской задолженности.
Следующей мерой уменьшения размеров дебиторской задолженности является использование факторинга.
Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции в сочетании с кредитованием оборотного капитала, связанной с переуступкой неоплаченных счетов-фактур Финансовому агенту – Банку за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
Целью факторинговых операций является создание для Поставщика условий для перевода капитала из товарной формы в денежную и ускорение оборачиваемости капитала.
Предметом факторинговых операций, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил, так и право на получение денежных средств, которое возникает в будущем.
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Условия предоставления скидки: при оплате дебиторской задолженности через «Х» дней предоставляется скидка в объеме «У» %, при погашении через 26 дней оплачивается полная стоимость товара.
Главная задача – определить через какой промежуток времени предприятию должны поступить денежные средства, чтобы сохранился нормативный остаток дебиторской задолженности; какую скидку предприятие может предложить своим покупателям.
Таблица 3.2
Условия предоставления скидки
Выручка от реализации, тыс. руб. | 241336588 |
Дебиторская задолженность на 1.01.14., тыс. руб. | 17538577 |
Срок оборота дебиторской задолженности на 1.01.14, дней | 12,5 |
Количество оборотов в год | 365 / 12,5 = 29,199 |
Объем дебиторской задолженности, подлежащей сокращению, тыс. руб. | 9802583 = (17538577– 7735994) |
Требуемый остаток дебиторской задолженности, тыс. руб. | 17538577 – 9802583 =7735994 |
Максимальная скидка, % (1625,1 – упущенная выгода) | 1753857 / 241336588* 100 = 0,72 % |
В условиях, когда допустимая скидка составляет 0,72 %, предполагается получение дополнительного эффекта от мероприятия, поэтому скидка, предоставляемая покупателям «У» должна быть ниже указанной. Например, 0,4 %. Тогда потери составят: 241336588*0,4/100 = 965346,3 тыс. руб.
Если предполагать, что скидкой воспользуется 50 % покупателей, то ее объем можно увеличить до: (965346,3 / (241336588 *0,5)) *100 = 0,8 %.
Далее необходимо определить через сколько дней должны погашать задолженность покупатели, которые хотят получить скидку, чтобы нормативный остаток дебиторской задолженности не изменился и остался на уровне 7735994 тыс. руб.
Новая выручка от продаж в кредит: 241336588 *0,5 + 241336588 *0,5* *0,992 = 240371242 тыс. руб.
Новая дебиторская задолженность: 7735994 тыс. руб.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = 31,07;
Новые «дни дебиторов» = 365/ 31,07 = 11,74 дня.
«Дни дебиторов», не воспользовавшихся скидкой остаются на уровне 12,5 дней, доля задолженности таких покупателей составляет 17538577 * 0,5 = 8769288,5 тыс. руб.
Найдем длительность «дней дебиторов», воспользовавшихся скидкой, с учетом, что их задолженность также составляет 8769288,5 тыс. руб.
Таким образом, при использовании системы скидок, половина дебиторов должны рассчитаться с предприятием через 11 дней, в результате они получат скидку с цены в 0,8 %. Дебиторская задолженность сократится на требуемые 9802583 тыс. руб., а затраты, связанные с данными мероприятиями будут меньше упущенной выгоды на: 1753857,7– 965346,3 = 788511,4 тыс. руб.
Более того, снижение цены возможно окажет положительное действие на прирост объема продаж.
При использовании факторинга 80 % задолженности оплачивается через 2 дня, 20 % через 12,5 дня; Комиссионные 2 % от суммы дебиторской задолженности, подлежащей факторингу; 16 % годовых начисляется на 80 % задолженности, перечисленной через 2 дня. Количество операций факторинга в месяц – 3.
Затраты, связанные с факторингом, не должны быть выше затрат на кредитное финансирования. То есть их максимальная величина в процентном выражении должная составлять не более 16 % в год.
В данных условиях необходимо определить сумму дебиторской задолженности подлежащей факторингу. При этом ограничивающим фактором является нормативный (плановый) остаток дебиторской задолженности, равный 7735994 тыс. руб.
При объеме выручки от продаж, равной 241336588 тыс. руб. Срок оборота дебиторской задолженности составит 12,5 дня.
Пусть дебиторская задолженность, не подлежащая факторингу – «Х», подлежащая факторингу – «У».
Х + У = 17538577 тыс. руб.
Известно, что 80 % У будет погашено через 2 дня, а 20 % У – через 12,5 дня. Срок погашения Х также без изменения – 12,5 дня. С учетом требуемого значения дней дебиторов, равного 11,74 дня, составим систему уравнений:
Если объект дебиторской задолженности, подлежащей факторингу составит 1588532,6 тыс. руб., то затраты на проведение одной сделки будут равны: 1588532,6*0,02 +1588532,6*0,8*0,16*(12,5-2)/365 = 22619,9 тыс. руб.
С учетом периодичности сделок – 3 раза в месяц, годовой объем затрат на факторинг составит:
22619,9 * 36 = 814316,4 тыс. руб.
При ускорении инкассации дебиторской задолженности за счет использования системы скидок, затраты составят 965346,3 тыс. руб., что выше затрат на факторинг. Следовательно, факторинг в данном случае может быть признан эффективным мероприятием.
Сравнительный анализ эффективности данных мероприятий представлен на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1. Сравнительный анализ факторинга и кредита
Таким образом, более выгодным является вариант использования факторинга.