Файл: Теоретические аспекты управления кредиторской задолженностью на предприятии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, (1.2)

где rAPd – эффективная стоимость кредиторской задолженности с учетом скидки; d – скидка при оплате до срока td; t – продолжительность срока обязательной оплаты задолженности.

Оценка показывает, что небольшая скидка в 2% при условии оплаты «2/10 net 45» превосходит стоимость банковского кредита 21,3%, что делает неэффективным усилия по увеличению кредиторской задолженности16.

Таким образом, под кредиторской можно понимать временно привлеченные организацией денежные средства, являющиеся долговыми обязательствами перед другими организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, образовавшимися при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, а также при расчетах по оплате труда и с бюджетом, подлежащие уплате соответствующим юридическим или физическим лицам в установленные сроки.

Эффективное управление кредиторской задолженностью является неотъемлемой составляющей успешной деятельности предприятия. Динамика изменения кредиторской задолженности, их состав, структура и качество, а также интенсивность их увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на показатели платежеспособности и финансовую устойчивость организации.

При разработке стратегии управления кредиторской задолженностью необходимо помнить, что она в большинстве случаев не является бесплатным источником и очень часто ее эффективная стоимость превышает стоимость банковского кредита. Поэтому для снижения разрушающего воздействия финансового цикла на стоимость компании необходимо лимитировать период погашения кредиторской задолженности и снижать продолжительность операционного цикла за счет оптимизационного моделирования и инновационных форм организации производства.


1.2 Источники финансирования и цели привлечения заемных средств


Особенностью финансирования бизнеса в российских компаниях является большой удельный вес краткосрочных долговых источников в структуре заемного капитала. На основе краткосрочного финансирования сложно принимать стратегические решения на долгосрочную перспективу, но практика краткосрочного финансирования в российских компаниях показала, что в случае пролонгирования и рефинансирования краткосрочных заемных средств можно говорить о развитии на стратегическую перспективу, но это требует серьезной проработки схем и источников финансирования. В состав краткосрочных заемных источников можно отнести: банковские кредиты и займы, кредиторскую задолженность, коммерческие кредиты, векселя, факторинг и государственные кредиты17.

Заемными называют ресурсы, используемые предприятием, но не принадлежащие ему, полученные на основе принципов возвратности, срочности и платности с оформлением соответствующих договоров и соглашений (кредитных, лизинговых, факторинговых).

Привлеченные ресурсы занимают промежуточное положение, они не принадлежат предприятию, но находятся в его обороте, причем использование их, как правило, происходит безвозмездно. Часть привлеченных источников, близких к заемным средствам, включает кредиторскую задолженность, в том числе так называемый «коммерческий кредит», то есть задолженность поставщикам и подрядчикам за полученные, но не оплаченные товары или услуги, отложенные налоговые обязательства, бюджетные ассигнования, используемые на возвратной основе.

Статистические данные свидетельствуют о том, что структура капитала компаний развитых и развивающихся (к которым относится и Россия) экономик существенно отличаются.

По большему счету становление рыночных отношений в России еще продолжается. Недостаточная развитость финансового рынка обусловила специфику в формировании структуры капитала российскими компаниями.

Прежде всего, это вызвано тем, что стоимость отдельных источников формирования капитала предприятий в России существенно отличается от аналогичных показателей в развитых странах Запада, как видно из табл. 1.2.



Данные табл. 1.2 свидетельствуют, что цена собственных источников финансирования деятельности компаний в развитых странах высокая, а в России в основном низкая. При этом российские компании постоянно испытывают недостаток средств не только на инвестирование, но и на текущую хозяйственную деятельность.

Таблица 1.2 – Сравнение структуры и цены капитала в России и за рубежом18

Источники финансирования

В развитых странах

В России

Удельный вес источника

Цена источника

Удельный вес источника

Цена источника

Акционерный капитал

30-50%

Высокая

Низкий( 10-30%)

Низкая (может стремиться к нулю)

Добавочный капитал

Низкий

Обычно не рассматривается

Высокий

Низкая (может стремиться к нулю)

Прибыль

10-20%

Высокая

Низкий

Высокая

Амортизационные отчисления

30-50%

Равна средневзвешенной цене капитала (ССК)

Низкий

Равна ССК или цене краткосрочного кредита

Итого собственный капитал

Высокий или средний

Высокая

Низкий или средний

Низкая (может стремиться к нулю)

Долгосрочные кредиты

Средний или высокий

Ниже цены собственных средств

Чрезвычайно низкий

Чрезвычайно высокая

Краткосрочные кредиты

Низкий в инвестиционных проектах

Может быть выше цены долгосрочных кредитов

Низкий или средний

Высокая

Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам по заработной плате

Низкий

Не рассматривается как источник финансирования

Высокий

Обычно равна нулю


Невысокая цена собственных источников финансирования российских компаний объясняется низким уровнем дивидендных выплат или полным их отсутствием. Из заемных инструментов финансирования деятельности предприятий в развитых странах преобладают долгосрочные и среднесрочные кредиты. Для большинства российских компаний доступность этих источников финансирования затруднена из-за их дороговизны и жестких условий кредитования
19.

Расчет финансового рычага общепринятым в мировой практике способом предполагает использование показателя рыночной капитализации компании. Однако до 2005 года акции очень многих крупных российских компаний отсутствовали в свободной продаже и соответственно не проходили рыночную котировку, а оценка их рыночной капитализации производились экспертным методом. В данном случае могла сложиться ситуации, подобная той, что возникла у ОАО «Роснефть». При подготовке к IPO была проведена экспертная оценка капитализации компании несколькими авторитетными агентствами. В результате проведенной экспертной оценки американский инвестиционный банк Morgan Stanley оценили компанию в 26 млрд долл., британская консалтинговая компания Deloitte – в 48 млрд, а швейцарский банк «Креди Сюисс»- в 91 млрд долл. Однако размещение акций дало компании только 10,4 млрд долл.

Большинство компаний пока не торопятся осуществлять публичную продажу своих акций из-за опасения их недооценки на фондовом рынке. Другая причина заключается в недостаточности или отсутствия формально долгосрочных заемных источников финансирования у большинства российских компаний.

Таблица 1.3 – Структура капитала по развитым и развивающимся странам мира20

Страна

Соотношение долгосрочного займа и всего капитала компании, %

Учетный финансовый рычаг как отношение всех обязательств ко всей величине активов, %

Количество фирм в выборке

США

37

58

1580

Великобритания

28

54

608

Германия

38

73

191

Канада

39

56

318

Франция

48

71

225

Италия

47

70

118

Япония

53

69

514

Польша

40

59

10933

Словакия

30

59

1312

Чехия

28

61

7374

Болгария

12

59

13189

Венгрия

5

62

7923

Россия

13

30

230

Украина

7

22

48



Данные табл. 1.3 свидетельствуют о том, что такая ситуация характерна для большинства развивающихся экономик с недостаточно развитым финансовым рынком. Так, в России удельный вес долгосрочных заемных источников финансирования в совокупном капитале компаний составлял 13%, что в 2 раза меньше, чем в США, в 3 раза меньше, чем в Канаде, и в 4 раза меньше, чем в Японии. В Украине и Венгрии этот показатель еще ниже, чем в России (почти в 2-3 раза соответственно).

Еще одна особенность российской экономики – существенное различие в соотношении собственных и заемных источников финансирования не только между компаниями различных отраслей, но и между компаниями одной отрасли.

Как и в развитых, так и развивающихся экономиках это различие может быть следствием различий в структуре активов компании (соотношение оборотных и внеоборотых активов, удельный вес абсолютно ликвидных и высоколиквидных активов в совокупных активах компании), ее инвестиционной активностью, темпами роста и т.д.

Однако российской спецификой является то, что большинство из перечисленных выше показателей у компаний практически совпадает, а соотношение между собственным и заемным капиталом отличается в разы.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на специфику структуры капитала российских компаний, является особенность структуры их собственности. Эмпирические исследования позволяют сделать вывод, что структура собственности капитала компании и ее рыночную стоимость21.

Основные тенденции в изменении структуры капитала российских компаний вполне логично вытекают из факта развития рыночных отношений в экономике России. Отметим наиболее значимые из них.

Основной тенденцией является рост удельного веса заемных источников финансирования в структуре капитала российских компаний. При этом в некоторых отраслях существенно возросло значение долгосрочных источников финансирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

С каждым годом увеличивается количество публичных компаний, возрастает значение стоимости собственного капитала в структуре совокупного капитала. Ее стоимость как источника финансирования для компаний повышается.

В последние годы высокими темпами растет рынок корпоративных облигаций. Развитие данного инструмента долгосрочного и среднесрочного финансирования деятельности компаний должно в перспективе привести к пересмотру стратегии российских банков