Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 593
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Направахрукописи
Арай Юлия Николаевна
БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: ТИПОЛОГИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (специализация: менеджмент)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Расков Николай Васильевич
Санкт-Петербург-2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 13
-
Роль социального предпринимательства в общественно-экономической системе 13 -
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития 28 -
Региональные особенности развития социального предпринимательства 58-
Развитые страны 60 -
Развивающиеся страны 65 -
Россия 74
-
Выводы по главе 1 81
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ 85
-
Концепция бизнес-модели в исследованиях социального предпринимательства 85 -
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства 93 -
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ 104
Выводы по главе 2 129
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 132
-
Типологии в исследованиях социального предпринимательства 132 -
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически- обоснованная типология 140 -
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве 156-
Модель «Платформа» 157 -
Модель «Доступ к рынку» 159 -
Модель «Занятость» 164 -
Модель «Доступ к товару/услуге» 167 -
Модель «Благотворительность» 170
-
Выводы по главе 3 173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 179
ПРИЛОЖЕНИЯ 203
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования 203
Приложение 2. Категории для классификации данных 211
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальное предпринимательство (social entrepreneurship) как общественно-экономическое и организационное явление в последние годы все чаще привлекает внимание ученых, представителей бизнеса и государства. Под социальным предпринимательством понимается вид хозяйственной деятельности, направленный на решение проблем определенных групп людей, которые вследствие провалов (несостоятельности) рынка и государства не имеют доступ к жизненно необходимым благам. Социальное предпринимательство сложно назвать новым явлением, однако в последние годы оно испытывает небывалый подъем во всем мире, в том числе в Российской Федерации, причем развиваются как практика социального предпринимательства, так и его научная концептуализация. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, наблюдается обострение целого комплекса социальных проблем, с другой стороны — очевидная неспособность общества эффективно решать эти проблемы традиционными способами рыночной экономики и государственной поддержки.
Научная концептуализация социального предпринимательства начала формироваться только в 1990-е годы. Стремительное увеличение количества публикаций по социальному предпринимательству в ведущих международных рецензируемых журналах за последние годы (почти в 10 раз с 1995 года по 2014 год1) демонстрирует растущий интерес к данной области исследования. Однако социальное предпринимательство, как и любая новая область исследования на этапе становления, характеризуется недостаточной легитимностью и неопределенностью теоретических границ и содержания.
В исследованиях социального предпринимательства все больше стало появляться работ, где в качестве единицы анализа стала рассматриваться бизнес-модель, а не организация. Применение концепции бизнес-модели к изучению деятельности организаций, задействованных в социальном предпринимательстве, позволяет
1 Данные получены на Web of Science (поиск – social&entrepreneurship, 1995-2013 года)
понять процесс создания и присвоения ценности, который именно в социальном предпринимательстве является наиболее сложным и противоречивым.
Несмотря на существующий в литературе теоретический задел изучения бизнес-моделей социального предпринимательства, не достаточно представлены эмпирические исследования, позволяющие системно выделить их основные типы. Актуальность темы данного исследования подчеркивает и тот факт, что отсутствуют работы, сделанные на материалах российских фирм. Понимание основных бизнес-моделей социального предпринимательства и институциональных особенностей их формирования имеет важное значение, как с практической точки зрения, так и с теоретической, так как может повысить эффективность функционирования организаций, задействованных в социальном предпринимательстве, и внести определенную концептуальную ясность в развитие его теории.
Таким образом, актуальность данного исследования, с одной стороны, заключается в повышении значимости и роли социального предпринимательства во всем мире, а с другой стороны, в необходимости проведения эмпирического
исследования для концептуализации и развития теории социального предпринимательства.
Степень научной разработанности проблемы. Уже к концу 90-х годов XX века накопился определенный практический опыт и теоретический материал по социальному предпринимательству. В конце XX — начале XXI в. появились международные реферируемые журналы, специализирующиеся на проблематике социального предпринимательства2, были созданы профессиональные сообщества, объединившие ученых разных стран с целью содействия развитию исследований в области социального предпринимательства, что свидетельствует о накопившихся исследовательских работах в этой области и активном процессе институционализации самого явления. Первыми основополагающими работами в области социального предпринимательства стали работы таких ученых, как Г.Диз
2 В 2010 году был издан специальный выпуск журнала Entrepreneurship Theory and Practice, посвященный социальному предпринимательству.
(G.Dees), Р.Дарт (R.Dart), С.Шейн (S.Shane), С.Венкатараман (S.Venkataraman), Дж.С.Морт (G.S.Mort), Дж.Виравардена (J.Weerwardena), А.М.Передо (A.M. Peredo), М.МакЛин (M.MacLean), Дж.Мэр (J.Mair) и И.Марти (I.Marti).
В России библиография в области социального предпринимательства очень мала, преобладают статьи и работы описательного и обзорного характера [Баталина, Московская, Тарадина, 2008; Благов, Арай, 2010; Московская, 2011;
Изотова, Зверева, 2011; Мухин, 2011; Манахова, 2011; Захарченко, 2012; Барков,
2012; Егорова, Есипова, 2012; Татаркин, Маслов, 2012; Гафарова, 2013;
Восколович, 2013; Кадол, 2013;
Шматкова, 2013; Шеяненко, Мартынова, 2014;
Поаншваль, 2014; Сабирова, 2014; Гафарова, Парахневич, 2014; Меньшикова, 2014], а эмпирических исследований на российских данных пока не достаточно. Будучи новой областью исследований, как в России, так и в мире в целом, социальное предпринимательство является привлекательным направлением для исследователей разных областей знания. Однако множественность подходов размывает границы области исследований, что обусловливает необходимость структурирования научного знания.
По мере развития исследований в области социального предпринимательства фокус внимания стал смещаться от концептуальных, понятийных вопросов возникновения и существования этого явления к операционным и стратегическим вопросам создания организаций, вовлеченных в социальное предпринимательство. Постепенно стало появляться все больше работ, в которых бизнес-модель применяется как единица анализа при изучении социального предпринимательства и рассматриваются особенности формирования бизнес-моделей социального предпринимательства. Особое внимание заслуживают работы А.Гуклу (A.Guclu), Г.Диз (G.Dees), Ф.Перрини и К.Вурро (F.Perrini and C.Vurro), Дж.Мэр и О.Шоуэн (J.Mair and O.Schoen), К.Соммеррок (K.Sommerrock), У.Грассл (W.Grassl).
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в определении основных бизнес-моделей как элемента построения концепции социального предпринимательства.
В соответствии с данной целью в работе решаются следующие логически связанные задачи:
-
определение роли и места социального предпринимательства в общественно-экономической системе; -
анализ особенностей становления и развития социального предпринимательства; -
выделение признаков, критериев для разработки типологии бизнес- моделей в социальном предпринимательстве; -
определение основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве; -
выявление институциональных особенностей формирования разных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве;