Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 596

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ




    1. Концепция бизнес-модели в исследованиях социального предпринимательства



Понятие «бизнес-модель» стало широко упоминаться в 1990-е гг. для анализа деятельности компаний, работающих в сфере информационных технологий, и постепенно стало использоваться и в других отраслях экономики. Появление новых бизнес-возможностей, связанных с развитием Интернета, позволило компаниям создавать новые предложения в рамках взаимодействия с поставщиками, клиентами, конкурентами. В современной теории менеджмента широко используется термин «бизнес-модель» для описания процесса создания организацией ценности [Guo, Zhao, Tang, 2013; Катькало, 2008; Amit, Zott, 2001; Chesbrough, Rosenbloom, 2002], способа генерирования дохода [Stewart, Zhao, 2000; Drucker, 1954]. Бизнес-модель, с одной стороны, помогает понять логику уникальных для фирмы способов создания ценности, в первую очередь для клиентов, а с другой стороны, объясняет процесс извлечения и присвоении фирмой доходов от деятельности. Amit and Zott (2011) подчеркивают важность понятия «ценность»20, которое занимает центральное место при анализе бизнес- модели. Создание ценности от деятельности происходит, когда после вычета всех альтернативных издержек используемых ресурсов полезность для конкретного члена общества увеличивается, а присвоение ценности от деятельности происходит, когда конкретный субъект, осуществляющий деятельность, способен присвоить часть создаваемой ценности после учета всех затрат, связанных с использованными ресурсами [Mizik and Jakobson, 2003; Santos, 2012]. Так, ясно, что создание ценности измеряется на
уровне общества, системы, а присвоение




20 Ценность определяется, как разница между выгодами и понесенными затратами пользователей, и выражается в повышении уровня благосостояния пользователей, по сравнению с тем, которым они обладают в настоящий момент (Sirmon соавт., 2007).

ценности на уровне конкретной организации или иной единицы анализа [Santos, 2012].

Применение бизнес-модели в исследованиях организаций согласно Р.Амит и К.Зотт [Amit and Zott, 2011] позволяет, во-первых, использовать новый, не традиционный уровень анализа (помимо отрасли, организации, сети и т.д.). Несмотря на то, что бизнес-модель относится к конкретной фирме, границы бизнес-модели простираются намного шире и включают сети, взаимодействие с заинтересованными сторонами, отношения с клиентами, поставщиками и т.п. Во- вторых, через изучение бизнес-моделей можно попытаться не только ответить на вопрос чтокомпании производят, чтобы удовлетворить потребности определенного рынка, но и как они это делают. В-третьих, многие исследователи [Teece, 2010; Amit, Zott, 2011] анализируют операционную деятельность при рассмотрении бизнес-модели, которая помогает понять логику построения и функционирования бизнеса, его архитектуру, отражающую стратегические решения. В-четвертых, фокус исследований бизнес-моделей все-таки смещен от рассмотрения процесса присвоения ценности к процессу создания ценности, делая акцент на последнем, не игнорируя первое [Santos, 2012]. Из приведенных выше заключений можно сделать вывод, что бизнес-модель это новая единица анализа; бизнес-модель можно

рассматривать как систему, которая состоит из компонентов, связей между ними и динамических процессов внутри [Afuah and Tucci, 2001]; в центре рассмотрения находится деятельность; главный фокус – ценность.

С 1990-х годов можно проследить определенную траекторию развития исследований концепции бизнес-модели от определения самого понятия

«бизнес-модель» до применения концепции бизнес-модели для изучения разного вида организаций. Так, используя подходы к определению этапов эволюции концепции «бизнес-модель», предложенные А.Остервальдер, И.Пинье и Ч.Туччи [Osterwalder, Pigneur, Tucci, 2005], а также К.Соммеррок [Sommerrock, 2010], предлагается выделить пять этапов эволюции познания концепции бизнес-модели

(рис. 2.1). На первом этапе исследователи пытались найти определение понятия


«бизнес-модель», разработать классификацию бизнес-моделей, в основном на примере фирм, занятых в электронной промышленности; на втором этапе авторы, изучающие бизнес-модели, предпринимали попытки выделить основные компоненты бизнес-модели, данные исследования в основном сводились к перечислению этих компонентов; на третьем этапе проводился анализ компонентов бизнес-модели, изучение каждого компонента как части, элемента построения общей системы; на четвертом этапе академические работы в основном были посвящены разработке базовых моделей и категорий; а на пятом этапе разрабатывались конкретные инструменты для построения и анализа бизнес- моделей, концепция бизнес-модели стала широко применяться при анализе фирм из
различных отраслей.

Рис. 2.1. Эволюция концепции бизнес-модели

Источник:составленопо[Osterwalder,Pigneur,Tucci,2005;Sommerrock,2010]

Также, следует отметить, что с концептуальным прояснением понятия

«бизнес-модель», уточнением компонентов и инструментов анализа бизнес- модели исследования стали все больше проводиться на примере фирм из разных

отраслей и секторов экономики, а не только электронной промышленности. Однако на данный момент существует немного работ, посвященных изучению особенностей формирования и развития бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, хотя интерес к анализу процесса создания ценности для клиента и присвоения ценности фирмой, достижения баланса и устойчивости деятельности социально-предпринимательских фирм все больше привлекает внимание исследователей и практиков.

Бизнес-модель помогает понять логику, лежащую в основе деятельности фирмы, а также стратегические решения, направленные на создание и получение ценности [Shafer, Smith, Linder, 2005], поэтому рассмотрение особенностей формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве и использование бизнес-модели в качестве единицы анализа в социальном предпринимательстве представляется вполне логичным. Во-первых, социальное предпринимательство характеризуется сложным процессом создания ценности; во-вторых, социальное предпринимательство, согласно К.Соммеррок [Sommerrock, 2010], встроено в широкую сеть, созданную из компаний, ориентированных на получение прибыли, некоммерческих организаций, местных, региональных, национальных и международных органов власти, правительств и
других институтов; а в-третьих, в отличие от стратегии, анализ которой в большей степени опирается на оценку конкурентов и внешней среды, анализ бизнес- модели преимущественно сфокусирован на процессе реализации рыночных возможностей [George, Bock, 2011], что особенно актуально в исследованиях по предпринимательству, в частности по социальному предпринимательству.

Применение бизнес-модели в качестве единицы анализа в исследованиях социального предпринимательства, а также изучение особенностей формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве получает все более широкое применение в связи с тем, что позволяет понять процесс создания ценности, который именно в социальном предпринимательстве является наиболее сложным и противоречивым. Если в коммерческих организациях ценность рассматривается

как «экономическая концепция, описывающая, сколько клиент готов заплатить за предложенную продукцию» [Шаталов, 2010, с. 28], то в социальном предпринимательстве внимание уделяется созданию «социальной ценности», которая согласно [Thompson, MacMillan, 2010] связана с конкретными социальными проблемами и попыткой найти их решения. Это вызвано самой сутью социального предпринимательства, которое в отличие от коммерческого предпринимательства в первую очередь ориентировано на решение острых социальных проблем, при этом финансовая устойчивость организации выступает условием для достижения ее основных целей.

А. Гуклу, Г. Диз, Б. Андерсон [Guclu, Dees, Anderson, 2002] определили концепцию бизнес-модели в социальном предпринимательстве как конструкцию, включающую два элемента – операционную модель и ресурсную стратегию (рис. 2.2). Операционная модель – это совокупность определенных действий, структур,