Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 595
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Разнообразие определений понятия «бизнес-модель» обусловлено наличием разных подходов к выделению основных компонентов, блоков бизнес-модели.
«Именно разница в выделяемых областях принимаемых решений, компонентах бизнес-модели, по большому счету, и характеризует отличия в понимании бизнес- модели фирмы» [Широкова, 2011, с. 110]. Однако, как отмечают Д.Е.Климанов, О.А.Третьяк [Климанов, Третьяк, 2014], последние годы «определенная консолидация мнений исследователей наметилась относительно перечня блоков (компонентов), в которых раскрываются виды деятельности, осуществляемые при реализации бизнес-модели, а также в признании рядом авторов бизнес-модели в качестве отдельной единицы анализа».
Указанные в таблице 2.1 способы выделения компонентов бизнес-моделей демонстрируют разнообразие существующих подходов определения и описания бизнес-моделей. Однако можно отметить, что большинство авторов делают акцент в определении понятия «бизнес-модель» на следующих компонентах [Sommerrock, 2010, p.136]:
-
ценностное предложение (value proposition); -
создание ценности (value creation); -
получение дохода (income generation).
К вышеперечисленным компонентам разные авторы добавляют и другие. Например, Г. Хамел [Hamel, 2000] в качестве компонентов бизнес-модели выделяет ценностную сеть (value network), стержневую стратегию (core strategy), получение стратегических ресурсов (procurement of strategic resources) и управление взаимодействием с клиентом (management of customer interface), а Б. Демайл и Х. Лекок [Demil, Lecocq, 2010] – ресурсы и компетенции (resources and competences), организационную структуру (organizational structure) и предложения по доставке ценности (propositions for value delivery).
Российские
исследователи выделяют другие компоненты для анализа бизнес-модели. Например, А.Шаталов [Шаталов, 2010] анализируя взаимосвязь бизнес-модели и результатов деятельности фирмы, выделяет следующие блоки –
«операционная модель» (включает в себя предлагаемую ценность, сеть создания ценности и рынок), «модель роста» и «экономическая модель». В зависимости от определенных характеристик каждой компоненты автор определяет кластеры бизнес-моделей, а затем показывает взаимосвязь каждого типа бизнес-модели и результатов деятельности фирмы. Несмотря на то, что данный подход позволил решить, стоявшие перед автором исследовательские задачи, его сложно назвать универсальным и подходящим для применения при анализе бизнес-моделей социального предпринимательства в связи с тем, что, например, отсутствуют такие важные для социального предпринимательства компоненты, как
«взаимоотношение с клиентом», «потребительские сегменты».
Таб. 2.1 Походы к выделению компонентов бизнес-модели
Авторы | Компоненты бизнес-модели |
Исследования бизнес-моделей не социально-предпринимательских фирм | |
Shafer, Smith, Linder, 2004 | Стратегические решения (клиенты, предлагаемая ценность, компетенции, доходы, дифференциация и т.д.), создание ценности (необходимые ресурсы/активы, процессы/операции), получение ценности (издержки, финансовые аспекты, прибыль) и сеть создания ценности (поставщики, отношения с потребителями, материальные и информационные потоки) |
Osterwalder et al., 2005; | Ценностное предложение, каналы распределения, отношения с клиентами, партнерская сеть и модель получения дохода |
Остервальдер и Пинье, 2014 | Потребительские сегменты, ценностное предложение, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потоки поступления дохода, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек |
Zott and Amit, 2010 | Элементы дизайна (содержание, структура, управление) и основы дизайна (инновационность продуктов, создание барьеров для переключения потребителя на другие товары/услуги, комплементарность, эффективность) |
Rasmussen, 2007 | Ценностное предложение, рыночные сегменты, модель получения дохода, цепочка создания ценности, структура затрат, потенциальная прибыльность, ценностная сеть, конкурентная стратегия |
Hamel, 2000 | Взаимодействие с клиентами, ключевая стратегия, стратегические ресурсы, ценностная сеть |
Chesbrough and Rosenbaum, 2000 | Ценностное предложение, целевой рынок, структура внутренней цепочки создания ценности, структура затрат, модель получения прибыли, ценностная сеть, конкурентная стратегия |
Исследования бизнес-моделей социально-предпринимательских фирм | |
Mair and Schoen, 2005 использовали Hamel, 2000 | Взаимодействие с клиентами, ключевая стратегия, стратегические ресурсы, ценностная сеть |
Yunus et al., 2010 | Ценностное предложение (заинтересованные стороны и продукт/услуга), формула социального эффекта (социальный и экономический эффект), совокупная ценность (внутренняя ценностная сеть и внешняя ценностная сеть), формула экономического эффекта (доход от продаж, структура затрат, используемый капитал) |
Marquer et al., 2010 использовали Osterwalder et al., 2005; | Ценностное предложение, каналы распределения, отношения с клиентами, партнерская сеть и модель получения дохода |
Michelini and Fiorentino, 2012 использовали Osterwalder et al., 2005 | Ценностное предложение, экосистема, рынок, экономические характеристики |
Источник:составленоавтором
В исследованиях социального предпринимательства авторы в основном применяют и адаптируют существующие подходы к выделению компонентов бизнес-модели. Например, Л. Микалини и Д.Фиорентино [Michelini and Fiorentino, 2012] исследуют особенности социальных и инклюзивных бизнес-моделей, основывая свой анализ на концептуальной модели А.Остервальдер, И.Пинье, К.Туччи [Osterwalder et al.,2005]. Л. Микалини [Michelini, 2012] исследует особенности бизнес-модели социального бизнеса, добавляя к стандартным компонентам [Osterwalder et al., 2005; Yunus, 2010] специфичный для социального бизнеса компонент – формула социального эффекта, и рассматривает его через соотношение риска и выгоды.
В данной диссертационной работе для выявления специфики бизнес- моделей в социальном предпринимательстве бизнес-модель рассматривается через анализ стратегическоймодели, в рамках которой определяются стратегически важные для фирмы компоненты (определяются потребители, создаваемая для них ценность, ключевые ресурсы, виды деятельности), а также через анализ операционной модели, которая показывает архитектуру создания ценности (включающей определение ценностной сети, взаимоотношения с клиентами, каналов сбыта, потоки поступления доходов) (рис. 2.3).
Компоненты бизнес-модели были выделены в соответствии с А.Остервальдер и И.Пинье [Остервальдер, Пинье, 2014] с внесением небольших изменений. Подход к выделению компонентов бизнес-модели (канва бизнес- модели), предложенный А. Остервальдер и И.Пинье [Остервальдер, Пинье, 2014], несмотря на существующую критику, обладает рядом преимуществ:
имеет простую логику, позволяет просмотреть взаимосвязь элементов, анализ компонентов происходит относительно центрального компонента канвы – ценностное предложение. Можно отметить и универсальность используемого авторами подхода, который позволяет применять канву к анализу фирм в разных отраслях и сферах. Указанные выше аргументы послужили причиной выбора именно канвы А.Остервальдер и И.Пинье [Остервальдер, Пинье, 2014] для
анализа бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Компоненты, обозначенные в работе А.Остервальдер и И.Пинье [Остервальдер, Пинье, 2014] как потоки поступления доходов и структура издержек, объединены в один компонент «получение прибыли», так как доход, получаемый компанией от каждого потребительского сегмента за вычетом издержек на поддержание бизнес- модели, образует прибыль компании. Компонент «ключевые партнеры» обозначен как ценностная сеть [Хамел, 2007], т.е. более широкое понятие, которое охватывает все те организации, которые имеют важное значение для компании в цепочке создания ценности.
Стратегическая модель Операционная модель Ценностное Ценностная сеть предложение Потребительские Взаимоотноше- сегменты ния с клиентом Ключевые Каналы сбыта ресурсы Ключевые виды Получение деятельности прибыли | ||
| | |
| БИЗНЕС-МОДЕЛЬ | |
|
Рис. 2.3 Схема анализа бизнес-модели
Источник:составленоавтором
Для удобства анализа все компоненты соотнесены соответственно между двумя элементами бизнес модели – стратегической и операционной моделью, что отражает характер принимаемых решений в рамках каждой модели (таб.2.2).
Таб. 2.2 Компоненты бизнес-модели
Компонент | Описание | |||
Стратегическая модель | ||||
Ценностное предложение | Описание товаров и услуг, которые представляют ценность для определенного потребительского сегмента. Иными словами, ценностное предложение – совокупность преимуществ, которые компания готова предложить потребителю | |||
Потребительские сегменты | Определяются, какие группы людей и организаций предприятие рассчитывает привлекать и обслуживать. Когда решение о выборе сегментов обслуживания выбрано, можно строить бизнес-модель, опираясь на четкое понимание специфических нужд клиентов. | |||
Ключевые ресурсы | Наиболее важные активы, функционирования бизнес-модели | необходимые | для | |
Ключевые деятельности | виды | Действия компании, которые необходимы для реализации ее бизнес-модели | ||
Операционная модель | ||||
Ценностная сеть | Поставщики Партнеры Коалиции | |||
Взаимоотношения клиентом | с | Типы отношений, которые устанавливаются у компании с отдельными потребительскими сегментами. Они могут варьировать от персональных до автоматизированных. Динамика отношений – отражает природу взаимоотношений, взаимодействия между потребителем и фирмой | ||
Каналы сбыта | Как компания взаимодействует с потребительскими сегментами, доносит до них свои ценностные предложения | |||
Получение прибыли | Способы создания потоков доходов и структура затрат, которая зависит от архитектуры создания ценности |