Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 579
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
-
Роль социального предпринимательства в общественно-экономической
системе
Социальное предпринимательство как общественно-экономическое явление возникло еще в XIX в. Однако всеобщее признание феномен получил только в 80– 90-е гг. XX в. вследствие расширения масштабов деятельности социальных предпринимателей и объема решаемых ими проблем. Это обусловлено обострением целого комплекса социальных проблем и очевидной неспособностью общества эффективно решать их традиционными способами рыночной экономики и государственной поддержки. Появление все большего числа успешных примеров социального предпринимательства привело к признанию социального предпринимательства как перспективного направления развития некоммерческого сектора, бизнеса и социальной политики государства. Награждение Мухаммада Юнуса, социального предпринимателя и основателя микрокредитной организации
«Грамин банк» Нобелевской премией мира в 2006 г. заставило общественность, политиков, академическое сообщество взглянуть на социальное предпринимательство по-новому. Социальное предпринимательство стало рассматриваться не только как эффективный и целенаправленный способ решения социальных проблем3, но и как явление, способное вызывать институциональные, социальные и экономические преобразования. Для того чтобы понять сущность и закономерности развития социального предпринимательства необходимо проанализировать процесс
его
3 Под социальной проблемой (социальной потребностью) понимается разрыв между желаемыми социальными условиями и существующей реальностью [Guclu, Dees, Anderson, 2002]. Как правило, с социальной проблемой связывают либо определенную форму патологии (преступность, пьянство, наркотизм), либо нарушение функций конкретного социального института (например, семьи, школы), либо одну из форм социального конфликта (национального, трудового), либо нехватку средств, находящихся в распоряжении общества, для удовлетворения насущных потребностей людей (в жилье, охране здоровья, отдыхе) [Минина, 1998].
институционализации и определить его место и роль в общественно- экономической системе.
Важную роль в развитии социального предпринимательства в мире и процессе институционализации социального предпринимательства играют различные стейкхолдеры (образовательные учреждения, исследователи, фонды и т.д.). В таблице 1.1 представлены основные исследовательские центры, ассоциации, журналы, публикации, конференции и фонды, поддерживающие социальных предпринимателей, которые оказывают влияние на формирование социального предпринимательства в мире.
Гарвардская школа бизнеса была первым учебным заведением, создавшим в 1993 г. Проект в области социального предпринимательства (Social Enterprise Initiative), направленный на разработку и внедрение курсов по социальному предпринимательству в учебные планы программ МВА и стимулирование исследований в области
социального предпринимательства.
Следуя примеру и логике Гарвардской школы бизнеса, многие ведущие университеты и бизнес-школы открыли исследовательские центры в области социального предпринимательства и социальных инноваций, среди которых можно выделить Центр социальных инноваций (Center for Social Innovations) Высшей школы бизнеса Стенфордского университета (1999 г.), Центр содействия развитию социального предпринимательства (Center for Advancement of Social Entrepreneurship) Школы бизнеса им. Фукуа Дюкского университета (2002 г.), Центр социального предпринимательства Сколла (Skoll Center for Social Entrepreneurship) Школы бизнеса им. Саида Оксфордского университета (2003 г.), Центр социальных инноваций (Social Innovation Centre) школы бизнеса ИНСЕАД (2005 г.).
Не удивительно, что если в начале 1990-х гг. в мировом бизнес-образовании практически отсутствовали курсы и студенческие исследовательские проекты в области социального предпринимательства, то в 2011 г. уже не менее 148 образовательных учреждений обучали «различным аспектам социального
предпринимательства» [Kim, Leu, 2011, с. 4]. По данным международной ассоциации Net Impact, 88% слушателей программ МВА в настоящее время рассматривают в качестве приоритета обучение такому ведению бизнеса, которое позволяет решать социальные и экологические проблемы [Business as Unusual…, 2014, с. 14]. При этом во всех бизнес-школах, программы которых вошли в рейтинги Net Impact «ТОП-50» 2014 г. в номинациях «воздействие на общество» и
«экологическая устойчивость», преподавание проблематики «социального предпринимательства» было отмечено как конкурентное преимущество [Business
as Unusual…, 2014, с. 12–13].
В начале XXI в. были созданы профессиональные сообщества, объединившие ученых разных стран с целью содействия развитию исследований в области социального предпринимательства. В 1996 г. было создано Европейское исследовательское сообщество EMES (EMES European Research Network), институциональное членство в котором имеют профильные центры, организации, университеты и бизнес-школы из 11 стран Европы. Члены ассоциаций и центров проводят исследования в области социального предпринимательства, организуют конференции, круглые столы и совместные научные проекты. В 2001 г. по инициативе Гарвардской школы бизнеса было создано Сообщество изучения социального предпринимательства (Social Enterprise Knowledge Network). Членами ассоциации стали восемь латиноамериканских бизнес-школ и одна испанская Школа бизнеса ESADE, Университет им. Рамона Ллулла (ESADE Business School, Ramon Llull University). Первая конференция по социальному предпринимательству была организована Гарвардской школой бизнеса в 2000 году (Конференция по социальному предпринимательству Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School Social Enterprise Conference)). В последующие годы, начиная с 2004 года, появился еще ряд международных конференций по социальному предпринимательству и социальным инновациям (например, Конференция исследователей социальных предприятий (Social Enterprise Research Conference (SERC)); Международная исследовательская конференция
социального предпринимательства (International Social Entrepreneurship Research Conference (ISERC)); Коллоквиум по социальному предпринимательству (Colloquium on Social Entrepreneurship)), многие из которых собирают не только