Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных


формирования позитивного восприятия, чем в традиционном предпринимательстве.

  1. Социальные предприниматели активно вовлекают благополучателей в процесс создания ценности и иногда таким образом, что благополучатели могут присваивать часть создаваемой ценности. Такой подход – вовлечение благополучателя на разных этапах цепочки создания ценности отличает социально-предпринимательские фирмы от других видов организаций, которые обычно рассматривают благополучателей в качестве конечных потребителей товаров или услуг, находящихся соответственно в конце цепочки создания ценности.

  2. Социальные предприниматели используют смешанный подход к получению дохода (доход от деятельности и заемные невозвратные средства). Сочетание привлечения рыночных и нерыночных источников дохода свойственно социальному предпринимательству, как особой форме организаций смешанного типа особенно на ранних стадиях функционирования. Именно за счет такой стратегии социальные предприниматели способны делать прорыв в те области, где существуют высокие положительные эффекты, а иными словами создавать рынок там, где коммерческим компаниям невыгодно. Но, возможно, что активное использование фандрайзинга является и специфичным для России в связи с низким уровнем развития специальных кредитных институтов и поддерживающих структур для социальных предпринимателей.

  3. Источником дохода в некоторых случаях выступает сам благополучатель, однако, очень часто источником дохода выступает третья сторона. Это объясняется в большинстве случаев неплатежеспособностью благополучателя, и необходимостью построения социальными предпринимателями такой бизнес-модели, которая позволила бы устойчиво функционировать за счет получения дохода от другой заинтересованной стороны.


Выводы по главе 2




    1. Рассмотрена концепция бизнес-модели, описаны основные понятия. В целом, можно сделать вывод, что бизнес-модель помогает понять логику создания и присвоения ценности и способна объяснять стратегические решения через анализ логики бизнеса, его архитектуру.

    2. Проанализированы основные этапы эволюции концепции бизнес-модели

этап определения и классификаций (таксономий) бизнес-моделей, этап выделения компонентов бизнес-модели, этап изучения компонентов как элементов общей системы, этап разработки базовых моделей и категорий, этап разработки инструментов для анализа и применения концепции бизнес-модели к другим сферам. Следует отметить, что с концептуальным прояснением понятия «бизнес-модель», уточнением компонентов и инструментов анализа бизнес-модели исследования бизнес-моделей стали все больше проводиться на примере фирм из разных отраслей и секторов экономики, а не только электронной промышленности. Таким образом, изучение бизнес-моделей в социальном предпринимательстве логично вписывается в общую тенденцию развития и применения концепции бизнес-модели. Однако на данный момент существует немного работ, посвященных изучению особенностей формирования и развития бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, хотя интерес к анализу процесса создания ценности для клиента и присвоения ценности фирмой, достижения баланса устойчивости деятельности социального предпринимательства
все больше привлекает внимание исследователей и практиков.

    1. Представленный в данной главе анализ продемонстрировал, что применение бизнес-модели в качестве единицы анализа в социальном предпринимательстве является логичным и обоснованным в связи с тем, что, во-первых, социальное предпринимательство характеризуется

сложным процессом создания ценности, во-вторых, социальное предпринимательство инкорпорировано в разветвленную сеть отношений c разнообразными социально-экономическими агентами, а в- третьих, в отличие от стратегии, анализ которой в большей степени опирается на оценку конкурентов и внешней среды, анализ бизнес- модели преимущественно сфокусирован на процессе реализации рыночных возможностей, что особенно актуально в исследованиях по предпринимательству, в частности по социальному предпринимательству.

    1. Обоснована актуальность изучения бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, которая связана с необходимостью и возможностью концептуализации и развития теории социального предпринимательства.

    2. Сделан вывод о том, что смещение акцента от изучения конкретной организации к изучению бизнес-модели в исследованиях социального предпринимательства позволит, во-первых, понять сложный и специфичный процесс создания и присвоения ценности, который присущ социальному предпринимательству, во-вторых, дать более целостное понимание о том, как социально-предпринимательская фирма функционирует и достигает устойчивости в сложной системе взаимодействия с партнерами, поставщиками, клиентами и т.п., в- третьих, приблизить нас к пониманию самого явления «социальное предпринимательство», его границ и особенностей.

    3. Рассмотрены подходы к выделению компонентов бизнес-модели. На основе проведенного анализа разработан подход к анализу бизнес- модели и адаптирована канва бизнес-модели А. Остервальдер и И.Пинье [Остервальдер, Пинье, 2014] в целях проведения первого этапа эмпирического исследования. Разработана схема для анализа бизнес- модели в социальном предпринимательстве выделены стратегическая и


операционная модели, которые отражают характер принимаемых фирмой решений.

    1. На основе проведенного первого этапа эмпирического исследования сделан вывод о том, что изучение социального предпринимательства через анализ особенностей формирования его бизнес-моделей является важным и обоснованным. Результаты исследования показывают, что существуют определенные, специфичные аспекты бизнес-модели, которые отличают социальное предпринимательство от других форм экономической деятельности. Представляется необходимым проведение дальнейших качественных исследований в этом направлении, которые позволят сделать существенный прорыв в теории социального предпринимательства, возможно, смогут прояснить концептуальные неясности в этом поле, подведя исследователей к решению многих важных вопросов что такое социальное предпринимательство, где лежат границы этого явления. Представляется, что исследование бизнес- моделей в социальном-предпринимательстве может стать важным шагом для построения и развития теории социального предпринимательства, т.к. бизнес-модель помогает понять логику создания и присвоения ценности, раскрыть архитектуру бизнеса таких организаций. Так, выявление основных бизнес-моделей и особенностей их формирования могло бы приблизить нас не только к понимаю функционирования фирм, задействованных в социальном предпринимательстве, но и к прояснению самого явления «социальное предпринимательство».