Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 570

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве



В результате проведенного эмпирического исследования с использованием качественных методов анализа была разработана эмпирически обоснованная

типология бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Полученные пять типов бизнес-моделей, применяемых в социальном предпринимательстве являются базовыми, основными, каждая из которых обладает определенными характеристиками. Далее основные бизнес-модели проанализированы с точки зрения институциональных особенностей формирования и принципов функционирования, присущих каждому типу бизнес-модели.

      1. Модель «Платформа»



В модели «Платформа» социальный предприниматель выступает в качестве посредника между благополучателем и покупателем, реализовывая основную цель обеспечение доступа благополучателя к рынку (рис. 3.5). Обычно социальный предприниматель в этой модели выполняет функцию брокера, не приобретая товар у благополучателя. Как правило, по такому принципу могут работать организации, которые предоставляют информационные услуги через создание площадок для обмена информацией и осуществление коммерческой деятельности, как в реальном формате (торговые площадки, выставки), так и в он- лайн режиме (информационные интернет порталы). В данной модели благополучатель оплачивает услугу, получая доступ к ресурсам, услуге, которые предоставляет ему социальный предприниматель.






Рис. 3.5. Модель «Платформа»

Источник:составленоавтором

В данной модели благополучатель находится в начале цепочки создания ценности, предоставляя, например, информационные ресурсы, а социальный

предприниматель преобразовывает данный ресурс в конечный продукт (например, база данных) и предоставляет конечному пользователю. Так, например, интернет ресурс – «Страна Вага» – программа комплексного развития территории Поважья (Юг Архангельской области и Север Вологодской области), которая реализуется за счет использования и продвижения одноименного зонтичного бренда территории. Цель данного проекта состоит в развитии территории, улучшении экономической и социальной ситуации не только через информационное освещение культуры, традиций и самобытности края, но и через продвижение организаций, предприятий, которые работают в данном регионе. Благополучателями в данном проекте являются те организации, которые работают на данной территории, и которые благодаря комплексному продвижению культуры, истории, традиций через интернет-сайт смогут продвигать свои проекты на открытый рынок. Финансовая устойчивость проекта достигается за счет оплаты организациями, работающими на данной территории, размещения информации о себе на сайте.

Необходимо отметить, что в чистом виде эта модель не является очень распространенной, скорее всего, в связи с тем, что достаточно сложно обеспечивать финансовую

устойчивость организации за счет, как правило, не больших взносов благополучателей. Поэтому часто социальные предприниматели включают в бизнес-модель иные источники поступления денежных средств, например, доход от оплаты за размещение рекламы, абонентскую плату от конечного пользователя, т.е. соединяют несколько базовых бизнес-моделей. Один из проектов, который попал в выборку в данном исследовании, предоставляет интернет-ресурс, на котором представлена информация о производителях изделий для травматологии и ортопедии. Основной целью такого проекта является помощь в развитии и выходе на рынок малым производственным фирмам, а также максимальное упрощение для предприятий среднего и крупного бизнеса, занимающихся производством изделий для травматологии и ортопедии, поиска соисполнителя из числа малых производственных фирм. Данный проект имеет

социальную миссию, которая выражается в помощи малым и микро предприятиям, не обладающим необходимыми ресурсами, как информационными, так и управленческими для создания эффективной системы сбыта своей продукции. Благополучателями в данном проекте являются малые и микро компании производители изделий для травматологии и ортопедии, которые за абонентскую плату получают доступ к информационному ресурсу. Низкая платежеспособность благополучателя (как правило, это фирмы с не высокими оборотами) подтолкнула предпринимателя выстроить бизнес-модель таким образом, что крупные фирмы, которые пользуются услугой поиска производителя
через базу-данных, тоже оплачивают абонентскую плату.

Таким образом, в модели «Платформа» социальный предприниматель, как правило, является посредником и обеспечивает взаимодействие разных заинтересованных сторон за счет организации площадки для обмена информацией. В такой модели социальный предприниматель, как правило, не приобретает право владения активами благополучателя, т.е. не покупает у него товар для производства, перепродажи, а выполняет лишь брокерские функции, т.е. размещает информацию, а в качестве денежного вознаграждения получает, либо плату за пользование ресурсом, либо абонентскую плату.

      1. 1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   35

Модель «Доступ к рынку»



Модель «Доступ к рынку» также является моделью, где социальный предприниматель является посредником, обеспечивая доступ благополучателя к рынку, однако в отличие от модели «Платформа» в данной модели (рис. 3.6) благополучатель не выступает источником дохода, а социальный предприниматель, как правило, не только обеспечивает площадку для обмена информацией, но и приобретает продукцию от благополучателя либо для перепродажи, либо в качестве сырья для дельнейшего производства продукции. Если основная деятельность социального предпринимателя связана с производством продукции, и он закупает у благополучателя сырье,


комплектующие и т.п., то его финансовая модель строится на той марже, которую он получает в результате создания добавленной стоимости продукта. В том случае, если основная деятельность социального предпринимателя связана с маркетингом и продажей, и социальный предприниматель является дистрибьютером продукции благополучателя, его доходом является процент от финальной стоимости товара.




Рис. 3.6 Модель «Доступ к рынку»

Источник:составленоавтором
Например, известное движение «справедливая торговля» (Fair Trade)31, основным девизом которого является «Торговля,