Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 591
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
31 Принцип Fairtrade базируется на основе так называемой нижней ценовой планки. Минимальная цена, которую устанавливает организация Fairtrade на продукцию, является своего рода страховочной планкой, которая помогает защитить интересы малых производителей во время сильных колебаний рынка, когда цена на тот или иной товар падает достаточно низко( www.cloudwatcher.ru).
32Принципы «справедливой торговли» – Покупатель с/х продукции приобретает её у фактического производителя по справедливой в местном контексте цене, покрывающей себестоимость и гарантирующей производителю удовлетворительный достаток.
В рамках модели «Доступ к рынку» могут не только создаваться специальные условия, гарантирующие мелким производителям возможность долгосрочного развития, как в случае «справедливой торговли», но и предоставляться средства и способы для выхода на рынок за счет использования
инфраструктуры, ресурсов (материальных и нематериальных) социального предпринимателя. Так, данная модель является «лифтом», который обеспечиват возможность выхода на рынок определенных групп производителей в некоторых отраслях и сферах экономики. Толчком развития данной модели послужили определенные сложившиеся экономические условия. К таким условиям можно отнести, во-первых, доминирующую роль глобальных корпораций, которые диктуют свои условия на рынке, часто не соблюдая и не заботясь об интересах поставщиков. Мелкие производители часто вынуждены соглашаться на цены и условия, продиктованные крупными международными компаниями, вне зависимости от меняющихся условий на рынке (изменение кредитных условий, колебание цен, неурожай и т.п.), что приводит к усугублению социально- экономического положения этих групп. А во-вторых, отсутствие у мелких производителей возможности выхода на рынок. Как правило, мелкие фермеры, ремесленики не имеют свои каналы сбыта, могут находиться в отдаленных регионах и вынуждены действовать через посредников, которые могут искажать информацию, быть не заинтересованными в продвижении продукции.
Например, проект «TuDoBom» (www.tudobom.com) – вертикально интегрированная французская компания, которая производит органическую одежду, контролируя всю цепочку создания ценности – от сбора хлопка до дистрибьюции. Для того, чтобы производить органически чистую одежду,
-
Организация Справедливая торговля оказывает объединениям фермеров и трудящихся дополнительную финансовую поддержку, направленную на улучшение условий их жизни. Фермеры и трудящиеся сами распоряжаются выделенными им ресурсами. На средства организации созданы также медицинские пункты, построены колодцы и оказана поддержка в посещении детьми школ. -
Эксплуатация детского труда запрещается. -
Доступность и прозрачность информации о месте производства и производителе любого товара. -
В процессе производства товаров жёстко соблюдаются экологические требования. -
Оплата труда работников больших плантаций происходит в соответствии с законом и по принципу ступенчатости. У работников имеются хорошие условия труда и возможность вступления в профессиональные объединения. (http://www.fairtrade.lt/in_russian_criteria.php)
учитывая, что производство хлопка одно из самых грязных производств в мире, компания сама контролирует процесс сбора хлопка в Бразилии, соблюдение всех стандартов и сертификацию хлопка. Одной из основных целей компании является повышение благосостояния и экономической стабильности жителей данного региона. Для этого компания закупает хлопок у жителей по «справедливой цене», которая покрывает затраты производителей (в данном случае хлопка) и создает благопроиятные возможности для экономического развития местного сообщества. Возможность установления «справедливой цены» происходит не только за счет стремления достижения миссии компании – создание органически чистой продукции и решение экономических проблем местного сообщества, но и за счет сокращения минимизации количества посредников между фермером и покупателем.
В России также появляются проекты, использующие бизнес-модель
«Доступ к рынку». Например, компания «Cocco Bello» производит крем-мед на собственной пасеке в 200 км. от Екатеринбурга. Цветочный мед взбивается на специальном оборудовании до образования кремистой структуры, следом в него добавляются сушеные ягодки. Продукт не содержит искусственных добавок и ароматизаторов. Пасека, на которой производят крем-мед «Cocco bello», - единственное хозяйство в умирающей деревне Малый Турыш. Благодаря проекту жители деревни получили работу, а региональные фермеры - возможность донести свой товар до потребителей из больших городов33.
Важно разделять коммерческие компании, которые закупают сырье, продукцию у мелких производителей, и в первую очередь, заинтересованы в получении товара, сырья по наиболее низкой цене, не учитывая последствия для
поставщиков, и социальных предпринимателей, которые следуют своей миссии, прявязанной в решению конкретной социальной проблемы определенного сообщества, и создают положительный социальный и экологический эффект, повышая при этом собственную экономическую эффективность. Для
33 http://www.soindex.ru
коммерческой компании важен экономический эффект, значит, она будет стремиться к получению выгодных условий сделки, не соблюдая и не заботясь о положении поставщиков, и лишь будет реагировать на нужды и потребности данного сообщества с помощью инструментов корпоративной социальной ответственности (КСО) в связи с возникающим общественным давлением и с целью достижения легитимности своей деятельности. Социальное предпринимательство, согласно определению, в рамках своей миссии, решая конкретную социальную проблему, будет изначально создавать «разделяемую ценность» за счет достижения экономической эффективности и одновременного решения социальных и экологических проблем, и очень часто возлагая на себя дополнительные издержки, связанные с решением проблем благополучателя. Как было уже сказано ранее, достигать это социальным предпринимателям удается, в том числе за счет использования специальных инструментов и тактик, позволяющих совмещать использование рыночных и нерыночных ресурсов (например, вовлекая волонтеров, используя фандрайзинг и т.п.).
Так, институциональными особенностями появления и развития данной бизнес-модели в социальном предпринимательстве можно считать провалы рынка
и государства, связанные с крушением экономических идей свободной торговли, необходимостью внешнего регулирования рынка и создания условий для выхода определенных групп производителей на рынок. Активное развитие во многих странах кооперативного движения, как раз и было вызвано необходимостью объединения усилий и ресурсов определенных групп населения и фирм для достижения совместных целей. Например, в странах Западной Европы широко распространены фермерские кооперативы, которые за счет объединения ресурсов могут создавать совместные каналы сбыта и реализации продуции, приобретать технику, получать дополнительное кредитование. Однако во многих странах мира кооперативы не получили широкого распространения, скорее всего, из-за отсутствия традиций взаимопомощи в обществе, из-за наличия низкого уровня
«социального капитала»34 в обществе, т.е., отстутсивия норм и ценностей, которые позволяют обществу решать проблему предоставления общественного блага [Sharir and Lerner, 2006; Sommerrock, 2010]. В связи с этим возникла необходимость появления других агентов рынка, способных обеспечить возможность выходы на рынок определенных сообществ, которыми во многих случаях стали социальные предприниматели, использующие модель «Доступ к рынку».
- 1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 35