Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 590
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
Часто товар или услуга предоставляется благополучателю по цене ниже рыночной за счет использования определенных механизмов, стратегий и инструментов, позволяющих частично субсидировать благополучателя (кросс- субсидировать). Механизмы кросс-субсидирования уже широко применяются «в таких отраслях как банковское дело, программирование и СМИ, где компании зарабатывают на
том, что связывают клиентов, находящихся по разные стороны их клиентских сетей — например, читателей и рекламодателей. Обслуживание обеих групп связано с затратами, и каждая группа может быть источником выручки, хотя обычно одна группа субсидирует другую» [Eisenmann et al., 2006]. В целом, имеет смысл субсидировать более чувствительных к цене пользователей. В социальном предпринимательстве более чувствительной стороной, как правило, и является благополучатель. Например, Туристическая компания «Либерти» — первая в России специализированная турфирма для путешественников на инвалидных колясках. Компания, появившаяся в Петербурге в 2004 году, создает уникальный для России продукт — специализированные туры для инвалидов- колясочников. «Либерти» работает как в сфере внутреннего, так и в сфере международного въездного и выездного туризма, реализуя следующие специализированные инва-туры для иностранцев по Петербургу и Москве, а также специализированные инва-туры за границу и по России – для россиян.37 Финансовая стабильность проекта обеспечивается за счет предоставления туристических услуг иностранным туристам с ограниченными возможностями. Доход от обслуживания данной категории клиентов позволяет не только покрывать расходы проекта, но и обслуживать российских инвалидов по минимальным ценам (на уровне себестоимости).
Одним из распространенных инструментов кросс-субсидирования является ценовая дифференциация, когда выделяются разные потребительские сегменты, для которых устанавливаются разные ценовые предложения. Например, офтальмологическая больница «Аравинд»
(Индия), оказывающая
37 http://www.soindex.ru
офтальмологические услуги, в том числе хирургические, проводит операции с оплатой малой части стоимости услуг за счет доходов от 40% пациентов, которые могут заплатить полную стоимость услуги.
Предоставление благополучателю услуги или товара по цене ниже рыночной также возможно за счет включения в бизнес-модель нерыночных источников получения ресурсов. Например, использование труда волонтеров дает возможность снижения затрат на предоставление услуги. Так, Американская организация «Degage» реализует программы, которые не только способствуют выходу из кризисной ситуации, но и возрождают у бездомных чувство собственного достоинства. В «Degage» считают, что в начале реабилитационного периода достаточно обеспечить бездомного самыми элементарными вещами: чистой одеждой, горячей едой, даже обычным почтовым адресом. Элементарные услуги (пообедать, принять душ, приобрести носки или футболки, арендовать место для хранения вещей, переночевать) предоставляются организацией за весьма скромную плату - за $2 (http://www.nb-forum.ru, портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство»). Предложение услуг по такой низкой цене становится возможным за счет активной деятельности компании по сбору денег и иных ресурсов (фандрайзинг).
Установление цены за продукт или услугу для благополучателя по цене ниже рыночной требует от социального предпринимателя уверенности в том, что другой источник дохода будет достаточно стабилен, чтобы обеспечить долгосрочную
устойчивость проекта.
- 1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 35
Модель «Благотворительность»
В модели «Благотворительность» благополучатель получает услугу/товар абсолютно бесплатно (рис. 3.9). Как правило, такая модель используется в тех случаях, когда благополучатель несостоятелен заплатить за товар/услугу. В отличие от предыдущей модели благополучатель даже частично не является источником дохода, он получает товар/услугу бесплатно. Для полного
субсидирования благополучателя социальный предприниматель активно использует различные инструменты (например, кросс-субсидирование, использование нерыночных инструментов привлечения ресурсов т.п.), позволяющие получать доход не от благополучателя, а от третьей стороны.
Рис. 3.9 Модель «Благотворительность»
Источник:составленоавтором
Так, АНО «Партнеры по радости» предоставляет клоунотерапевтические услуги детям, находящимся на длительном лечении в больнице бесплатно. Это возможно за счет, во-первых, фандрайзинговых акций, которые проводит организация, во-вторых, за счет коммерческого проекта – журнала «Детский вопрос» (www.детскийвопрос.рф), а в-третьих, за счет постоянного и систематического привлечения волонтеров.
Институциональными особенностями появления моделей, направленных на решение социальных проблем через предоставление товаров/услуг является отсутствие необходимого предложения на рынке для определенных групп людей. Как было уже сказано ранее,