Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 584

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных


положение благополучателя цепочке создания ценности и источник получения дохода. На основе выделенных признаков и критериев разработана эмпирически обоснованная типология бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.

  1. Получены пять основных типов бизнес-моделей, которые являются базовыми и могут использоваться для построения более сложных бизнес- моделей, которые обозначены: модель «Платформа», модель «Доступ к

рынку», модель «Занятость», модель «Доступ к товару/услуге», модель

«Благотворительность»:

    1. В модели «Платформа» социальный предприниматель выступает в качестве посредника между благополучателем и покупателем, реализовывая основную цель – обеспечение доступа благополучателя к рынку. В данной модели благополучатель оплачивает услугу, получая доступ к ресурсам, услуге, которые предоставляет ему социальный предприниматель;

    2. Модель «Доступ к рынку» также является моделью, где социальный предприниматель является посредником, обеспечивая доступ благополучателя к рынку, однако в отличие от модели «Платформа» в данной модели источником дохода является третья сторона, а не благополучатель;

    3. Бизнес-модель «Занятость» – это модель, в которой благополучатель находится внутри цепочки создания ценности. Она отражает идею трудоустройства, занятости «уязвленных» групп населения (например, людей с ограниченными возможностями, людей без постоянного места жительства, выпускников детских домов и т. п.);

    4. Модель «Доступ к товару/услуге» покрывает провалы рынка или государства, связанные с отсутствием или невозможностью доступа к товару или услуге у определённой группы людей. В данной модели источником дохода является благополучатель;

    5. В модели «Благотворительность» благополучатель получает товар/услугу абсолютно бесплатно. Как правило, такая модель используется в тех случаях, когда благополучатель не может заплатить за товар/услугу.

  1. Выявлены институциональные особенности каждого типа бизнес-моделей, которые, с одной стороны, отражают глобальные тенденции, а с другой


стороны, региональные особенности появления и развития выделенных типов бизнес-моделей.

  1. В рамках данного диссертационного исследования удалось выявить особенности формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве через анализ основных бизнес-процессов фирм, задействованных в социальном предпринимательстве. Это позволило не только лучше понять специфику бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, но и глубже изучить социальное предпринимательство как общественно-экономическое и организационное явление. Теоретический и практический вклад представленной работы заключается в разработке эмпирически-обоснованной типологии бизнес- моделей в социальном предпринимательстве, которая позволяет внести ясность в управленческие аспекты фирм, занимающихся социальным предпринимательством, а также сделать определенный шаг в концептуальном прояснении явления «социальное предпринимательство» через логику изучения основных бизнес-моделей.


Дальнейшие исследования в изучаемой области могут быть направлены на более глубокое изучение организационно-управленческих аспектов разных типов бизнес-моделей, а также проведение эмпирического анализа на более широкой выборке российских социально-предпринимательских фирм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Архипова, О. В. Анализ провалов государства и рынка в сравнительной форме / О. В. Архипова // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 29. 2010. 27 (208). С.12-16.

  2. Барков, А. В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг / А. В. Барков // Предпринимательское право. ― 2012. № 2. ― С. 28-32.

  3. Баталина, М. Обзор опыта и концепции социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина. ― Москва : ГУ ВШЭ, 2008. ― 81 с.

  4. Благов, Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю. Е. Благов. ― СПб. : Высшая школа менеджмента, 2010. ― 271 с.

  5. Благов, Ю. Е. Социальное предпринимательство: проблемы типологии: (предисловие к разделу) / Ю. Е. Благов, Ю. Н. Арай // Вестник С.- Петербург. ун-та. Сер. Менеджмент. ― 2010. Вып. 3. С. 109-114.

  6. Верховская, О. Р. Глобальный мониторинг предпринимательства : Россия 2009 : отчет / О. Р. Верховская, М. В. Дорохина. ― СПб. : Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010. 58 с.

  7. Витте, С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве / С. Ю. Витте. СПб. : Тип. акц. о-ва «Брокгауз-Ефрон», 1912. 568 с.

  8. Восколович, Н. А. Социальное предпринимательство как инновационное направление развития услуг / Н. А. Восколович // Вестник УГАЭС. Сер.: Экономика. – 2013. ― № 1 (3). ― С. 52-55.

  9. Гайдаренко, В. А. Концепт «социальное предпринимательство» / В. А. Гайдаренко // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014.


№ 7. С. 86-89.

  1. Гафарова, Д. А. Социальное предпринимательство / Д. А. Гафарова // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2013. ― № 5. С.76-81.

  2. Гафарова, Д. А. Социальное предпринимательство в решении проблем трудоустройства лиц с ограниченными возможностями / Д. А. Гафарова, Н. В. Парахневич // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. ― 2014. ― № 6. С. 78-84.

  3. Джонсон, Дж. Корпоративная стратегия : теория и практика / Дж. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уиттингтон. ― М. : Вильямс, 2007. 789 с.

  4. Дракер, П. Ф., Бизнес и инновации / П. Ф. Дракер. ― Москва [и др.] : Вильямс, 2007. 423 с.

  5. Егорова, К. П. Социальное предпринимательство в России : современное состояние / К. П. Егорова, Э. Ю. Есипова // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. 2012. ― № 28. ― С. 130-134.

  6. Захарченко, О. А. От благотворительности к социальному предпринимательству / О. А. Захарченко // Вестник Иркутского государственного университета. 2012. 3 (62). ― С. 296-299.

  7. Изотова, Г. Социальное предпринимательство как новый общественный институт / Г. Изотова, Н. Зверева // Экономические стратегии. ― 2011. ― № 9. C.2-7.

  8. Кадол, Н. Ф. Социальное предпринимательство в контексте опыта организации в странах Западной Европы / Н. Ф. Кадол // Вестник экономической интеграции. 2013. 8 (65). С. 163-169.

  9. Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления / В. С. Катькало. ― СПб. : Высшая школа менеджмента : Изд. дом С.-Петербург. гос. ун-та, 2008. ― 546 с.

  10. Климанов, Д. Е. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции / Д. Е. Климанов, О. А. Третьяк // Российский журнал менеджмента. – 2014. ― Т. 12. ― № 3. ― С. 107-130.

  11. Манахова, И. В. Социальное предпринимательство как экономическое явление / И. В. Манахова // Вестник Поволжской Академии государственной службы. ― 2011. № 4. ― С. 166-174.

  12. Меньшикова, М. В. Корпоративное гражданство и социальное предпринимательство в теории и практике управления // Управление науки в современной России. 2014. ― № 1. С. 71-74.

  13. Минина, В. Н. Социология социальных проблем / В. Н. Минина // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, 3. C. 74-90.

  14. Московская, А. Предпосылки развития социального предпринимательства в России : возможности микрофинансирования / А. Московская, М. Мамута.


Москва, 2008. ― 16 с.

  1. Московская, А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / А. Московская. ― М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 284 с.

  2. Мухин, А. В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства / А. В. Мухин // Новые технологии. ― 2011. ― № 2. C. 103-106.

  3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, товаров и услуг [Электронный ресурс] : ОК 004-93 : в ред. Изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП; 4/2001 ОКДП, утв. Госстандартом РФ 01.02.2002, с изм., внесенными Постановлением Госстандарта РФот 06.11.2001 N 454-ст / Министерство экономики РФ, Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. ― Режим доступа: http://edu.dvgups.ru/METDOC/ITS/EKON_S/EKON_PREDPR/UMK_DO/FRA ME/1_pril2.htm.

  4. Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей / А. Остервальдер, И. Пинье.

4-е изд. ― М. : Альпина Паблишер, 2014. 284 с.

  1. Остин, Дж. Социальное и коммерческое предпринимательство: сходства и различия / Дж. Остин, Г. Стивенсон, Дж. Вей-Скиллерн // Вестник С.- Петербург. ун-та. Сер. Менеджмент. 2010. ― Вып. 3. С. 115-145.

  2. Перегудов, С. Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? / С. Перегудов, С. Семененко // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 7. C. 11-20.

  3. Поаншваль, Н. С. Социальное предпринимательство как инновационный инструмент решения социальных проблем в рыночной экономике / Н. С. Поаншваль // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. ― 2014. № 25. ― С. 170-176.

  4. Полищук, Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора / Л. Полищук // Вопросы экономики. 1994. ― № 10. С. 4-22.

  5. Портер, М. Бизнес и общество : конкурентоспособность и социальная ответственность / М. Портер, М. Креймер // Harvard Business Review. ― 2007. Март. С. 73-86.

  6. Портер, М. Капитализм для всех / М. Портер, М. Креймер // Harvard Business Review. – 2011. – Март. – С. 34-52.

  7. Предпринимательская деятельность НКО / авт.-сост.: Е. Р. Баханькова др.] ; под ред. К. Г. Чупровой. ― СПб. : Центр развития некоммерческих организаций, 2014. 157 с.

  8. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 1998. 478 с.

  9. Россияне по-прежнему не знают, что такое социальное предпринимательство [Электронный ресурс] : пресс-релиз 01.07.2011 // Исслед. группа ЦИРКОН. ― ЦИРКОН, 2011. ― Режим доступа: http://www.zircon.ru/upload/iblock/a1c/Socialnoe_predprinimatelstvo_PR_13- 07-11.pdf.

  10. Рубинштейн, А. Я. Общественные интересы и теория публичных благ / А. Я. Рубинштейн // Вопросы экономики. ― 2007. 10. ― С. 90-113.

  11. Сабирова, З. Э. Социальное предпринимательство в рамках муниципально- частного партнерства // Экономика и управление. – 2014. ― № 3 (119). ― С. 16-19.

  12. Стиглиц, Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Дж. Ю. Стиглиц.