Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 594
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
По мнению А.Московской, «социальное предпринимательство повышает совокупную экономическую эффективность, так как вводит в экономический оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались». Действительно, в социальном предпринимательстве на любом этапе цепочки создания ценности могут привлекаться ресурсы, либо создаваться комбинация ресурсов, которые ранее не были использованы, либо были использованы недостаточно. Например, это может быть привлечение социально уязвленных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, бывших осужденных и т.д.) в процесс производства. Так, студия «Арбуз», созданная в 2007 году, выпускает печатную продукцию; в компании работают люди с инвалидностью, преимущественно слабослышащие. Кроме того, в социальном предпринимательстве часто задействуются материальные ресурсы, которые ранее не использовались или недоиспользовались. Например, благотворительный магазин «Спасибо!» занимается сбором ненужной одежды, украшений, книг в хорошем состоянии. Большая часть вещей распределяется среди нуждающихся и поступает в благотворительные организации, а средства от продажи оставшейся части используются на поддержание функционирования организации, а также перечисляются на благотворительность.
Социальное предпринимательство, как правило, направлено на удовлетворение спроса с низкой доходностью на рынках с низким уровнем конкуренции и может создавать несуществующий ранее спрос на новом рынке.
Например, создание М.Юнусом микрокредитной организации «Грамин банк», не только способствовало решению острых социальных проблем бангладешского общества – безработица и бедность, но и сформировало спрос на новый вид услуг
– микрокредитование. За счет уникальной комбинации ресурсов, выявления новых возможностей, использования проактивных, инновационных подходов в решении социальных проблем общества компания способна создавать экономическую и социальную ценность одновременно.
Предпринимательский подход
Предпринимательский подход основан на сути концепции
«предпринимательство». Согласно [Широкова, 2011] в современной научной литературе отражены разные подходы к определению предпринимательства; среди доминирующих в настоящее время точек зрения можно выделить две — предпринимательство как создание новых организаций [Gartner, 1988] и предпринимательство как создание новых видов экономической деятельности [Stevenson, Sahlman, 1986; Stevenson, Jarillo, 1990; Shane, Venkataraman, 2000]. Именно второй подход «охватывает большее число аспектов, которые профессионалы ассоциируют с концепцией предпринимательства, и лучше соответствует классическому определению предпринимательства, данному Й. Шумпетером» [Широкова, 2011, с. 11]. Необходимо отметить, что и в первом, и во втором случае предпринимательство основано на цели извлечения индивидами собственной выгоды, но трактовка предпринимательства как нового вида экономической деятельности охватывает ряд важных аспектов, таких как распознание благоприятных рыночных возможностей, инновационность деятельности, новые комбинации ресурсов [Schumpeter, 1934; Shane, Venkataraman, 2000; Van de Ven, Angle, Pool, 1989]. По мнению Г.Диза [Dees,
1998] идеи Ж.-В. Сэя, Й. Шумпетера, П. Дракера и Х. Стивенсона являются очень привлекательными, так как могут быть применены как в социальном, так и в бизнес-секторе. Как и в коммерческом предпринимательстве, в социальном предпринимательстве предпринимательский подход (предприимчивость) лидера организации сводится к поиску
возможностей (в случае социального предпринимательства – обнаружение провалов ранка, государства), взятие рисков, поиск инновационных способов комбинации ресурсов для создания ценности. Как отмечал С.Ю.Витте [Витте, 1912, с. 568], «предприимчивость представляет чрезвычайно важное условие для развития народного хозяйства. Удачная предприимчивость нередко создает для местного населения новое поле для приложения труда, новые источники дохода и средства для существования массы населения. Пока какой-нибудь предприниматель не решится рискнуть своим трудом, личным спокойствием и капиталом – этих источников часто никто и не подозревает. В этом отношении предприниматели оказывают благотворное влияние в деле экономического развития страны и содействуют росту ее производительных сил».
Г. Диз [Deese, 1998] отмечает значительное сходство коммерческого и социального предпринимательства, что, по его мнению, является положительным фактором для дальнейших исследований социального предпринимательства. Он выделяет основное отличие социального предпринимательства — социальную миссию и предлагает рассматривать социальное предпринимательство как один из видов предпринимательства — предпринимательство с социальной направленностью.
Многие исследователи [Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн, 2010; Dees, 1998; Perrini, Vurro, 2006] пытались дать определение социального предпринимательства исходя из различий между социальным и коммерческим предпринимательством . Можно выделить следующие основные аспекты, которые отличают социальное предпринимательство от коммерческого:
-
Цели— так, Дж. Остин, Г. Стивенсон и Дж. Вей-Скиллерн, сравнивая два вида предпринимательства, подчеркивают, что социальное предпринимательство нацелено на «создание социальной ценности для блага общества, в то время как коммерческое предпринимательство нацелено на поддержание прибыльных операций в личных целях» [Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн, 2010, с. 117]. Однако сами авторы делают оговорку, что такое противопоставление преувеличено, потому что бизнес, ориентированный на получение прибыли, тоже создает социальные блага путем предоставления рабочих мест, товаров и услуг, выплаты заработной платы работникам и т. д. -
Поиск возможностей — распознание возможностей считается первым шагом в процессе организации новой экономической деятельности [Shane, Venkataraman, 2000; Ucbasaran et al., 2003]. «Для коммерческого предпринимателя возможность должна отражаться в большей и растущей доле рынка и привлекательной структуре отрасли. Для социального предпринимателя выявленная социальная потребность, наличие спроса или провалов рынка обычно уже гарантируют более чем достаточную долю рынка. Социальные предприниматели верят в то, что их теория изменений и применяемая организационная модель могут удовлетворить эти потребности наилучшим образом» [Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн, 2010, с. 123]. Важным условием использования идентифицированных социальными предпринимателями возможностей является новаторский, инновационный подход, который может заключаться и в новом способе создания, предоставления товара/услуги, и в новой комбинации ресурсов. «Коммерческое предпринимательство направлено на создание новых продуктов и обслуживание новых потребностей, в то время как социальное предпринимательство, как правило, сфокусировано на более эффективном удовлетворении уже существующих базовых потребностей с помощью инновационных
подходов» [Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн, 2010, с. 123]. Однако в отличие от коммерческих предпринимателей, социальные предприниматели не стремятся к защите своих идей, а наоборот открыты к распространению информации и знаний с целью тиражирования и масштабирования своей деятельности, а значит созданию большего социального эффекта.
-
Привлечениересурсов— в связи с тем, что у социальных предпринимателей не редко есть ограничения на распределение прибыли (согласно законодательству ряда стран), низкий уровень отдачи от инвестиций, часто невозможность предоставления сотрудникам конкурентной заработной платы, они, как правило, не имеют доступ к тем же рынкам капитала, рабочей силы, что и коммерческие предприниматели. Для того чтобы преодолеть существующие ограничения, социальные предприниматели должны создавать новые бизнес-модели, организационные структуры и уникальные стратегии [Seelos, Mair, 2004]. Например, во французской некоммерческой организации «Optique Solidaire», которая выпускает очки, доступные малоимущим слоям населения, работает всего один сотрудник, а остальные сотрудники вовлечены как волонтеры. Однако чтобы построить прочные отношения с волонтерами и таким образом обеспечить стабильность операций, социальные предприниматели применяют немонетарные стимулы и используют разнообразные стратегии для создания эффективных стимулирующих систем [Sommerrock, 2010]. В отличие от традиционных предпринимателей, социальные предприниматели в большей степени рассчитывают на внешние ресурсы [Dacin et al., 2010]. В этом смысле для социальных предпринимателей важную роль играют отношения с заинтересованными сторонами, являющимися собственниками или обладателями необходимых ресурсов. -
Взаимодействиесзаинтересованнымисторонами— в социальном предпринимательстве происходит трансформация традиционного подхода коммерческих компаний, преследующих максимизацию прибыли в интересах основной заинтересованной стороны – акционеров, к подходу управления отношениями с заинтересованными сторонами, которые вовлечены в создание социальной ценности. «Круг финансовых и нефинансовых заинтересованных сторон, перед которыми социально ориентированные предпринимательские фирмы несут ответственность, намного богаче и разнообразнее, что приводит к более сложной системе управления отношениями [Kanter, Summers,1987]» [Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн, 2010, с.118]. Сложная система отношений довольно часто способствует конфликту интересов заинтересованных сторон, и поэтому требует более продуманного управления отношениями со стороны социального предпринимателя. А тот факт, что традиционные индикаторы успеха (например, прибыль, отдача от инвестиций) фактически отсутствуют в социальном предпринимательстве, возникает необходимость использования более выраженных средств коммуникации с заинтересованными сторонами для того, чтобы информировать их о результатах своей деятельности. -
Оценкарезультатов— как отмечают Дж. Остин, Г.Стивенсон, Вей- Скиллерн, «цель социальных предпринимателей создает большие проблемы в оценке результатов деятельности таких организаций, по сравнению с коммерческими, которые в оценке своей деятельности опираются на более материальные и качественные показатели, например: финансовые индикаторы, доля рынка, удовлетворенность клиентов и качество» [Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн, 2010, с.118]. В социальном предпринимательстве возникает проблема количественного измерения эффекта, а также восприятия воздействия в связи с временным разрывом между оказанием услуги/предоставлением продукта и получением