Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 577
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
эффекта. Например, эффект от предоставления услуг по обучению детей грамоте или от продажи питания для детей, которое может восполнить потребность ребенка в необходимых витаминах и минералах, возможно будет оценить только через определенный промежуток времени.
«Количественное или точное измерение социального эффекта является сложным делом, что объясняется природой социальных явлений, многообразием воздействия отдельных факторов, а также протяженностью этого воздействия во времени» [Остин, Стивенсон, Вей- Скиллерн, 2010, с.135]. Однако социальные предприниматели часто испытывают давление со стороны грантодателей, кредиторов, спонсоров в отношении необходимости предоставления информации о тех социальных эффектах, которые создаются благодаря деятельности организации. Например, Благотворительный фонд «Навстречу переменам» для того чтобы контролировать соответствие заявленной миссии и целей организации и тех результатов, которые она достигает, требует от всех поддержанных грантами организаций, предоставлять отчет о социальном воздействии. В настоящее время существует ряд методик измерения социального эффекта (например, Social Return on Investment (SROI), Cost-Effectiveness Analysis (CEA) и др.), однако ни одна из них не является широко признанной и совершенной.
Обобщая результаты анализа исследований социального предпринимательства, основанных на поиске сходств и различий между коммерческим и социальным предпринимательством, необходимо отметить, что многие авторы [Alvord, Brown, Letts, 2002; Guclu, Dees, Anderson, 2002] разделяют мнение о том, что социальное
предпринимательство является разновидностью предпринимательства, в основе которого лежат важные характеристики, упомянутые ранее (например, способность предпринимателя распознавать возможности, поиск инновационных решений и т.д.). Однако именно цели
организации, связанные с решением социальной проблемы, и определяют его специфику и отличительные черты.
Финансовая устойчивость
Важным аспектом при определении понятия «социальное предпринимательство» выступает финансовая устойчивость, которая является необходимым условием долгосрочного создания социального эффекта и выражается в стремлении социальных предпринимателей достичь самоокупаемость, безубыточность своей деятельности. Наличие социальной миссии и создание социальной ценности являются обязательными условиями для социального предпринимательства, а создание экономической ценности – необходимым условием для его финансовой стабильности [Mair, Marti, 2006]. Например, программа терапии для детей и подростков, находящихся в приютах и детских домах, пострадавших от насилия, домашнего принудительного труда и проживающих на улицах, «Ювелирные девочки» (JewelGirls) изначально была благотворительной, существовала только на грантовые средства, но постепенно стала все больше рассчитывать на доход от продажи украшений для того, чтобы достигнуть стабильности и долгосрочности своей деятельности в целях реализации основной миссии. По мнению М. Юнуса А. Жоли, большинство социальных предпринимателей, скорее всего, будут стремиться к тому, чтобы обрести финансовую устойчивость для достижения большей эффективности и стабильности [Юнус, Жоли, 2009].
Для ряда исследователей наличие доходной деятельности является определяющим критерием при разграничении некоммерческой организации и социального предпринимательства [Boschee, McClurg, 2003]. В то же время, по мнению некоторых исследователей и исследовательских
центров, реинвестирование прибыли в социальные программы либо на операционные расходы и/или их удержание для расширения и развития бизнеса (может частично распределяться между стейкхолдерами) выступает критерием для
дифференциации социально ответственного бизнеса и социального предпринимательства [Alter, 2007; European Research Network EMES].
М. Юнус и А. Жоли в книге «Создавая мир без бедности» (2009) представили свою точку зрения на экономическую природу социального предпринимательства. Необходимо отметить, что если П. Дракер [Дракер, 2007] считал, что не каждый бизнес может рассматриваться как предпринимательство, т.е. обладать новаторским, инновационным характером, то, по мнению М. Юнуса и А. Жоли, «каждый, кто создает социальный бизнес и управляет его работой, является социальным предпринимателем. Но не всякий социальный предприниматель занимается социальным бизнесом» [Юнус, Жоли, 2009, с. 49]. Социальный бизнес в трактовке М. Юнуса и А. Жоли «отличается от предприятий, максимизирующих прибыль, своими целями — созданием социальных благ для тех, ради кого он осуществляет свою деятельность». Таким образом, в такой трактовке социальное предпринимательство является более широким понятием, чем социальный бизнес, и может носить как коммерческий, так и некоммерческий характер. Однако необходимо отметить, что понятие
«социальный бизнес» в трактовке М. Юнуса и А. Жоли полностью совпадает с понятием «социальное предпринимательство», предложенным рядом других исследователей [Robinson, 2006; Alter, 2007 и др.]. В соответствии с их точкой зрения важнейшими критериями социального предпринимательства является
«двойная результативность» (double bottom line), т. е. создание социальной и экономической
ценности и реинвестирование прибыли в развитие социальной деятельности.
Финансовая устойчивость социального предпринимательства напрямую зависит от способности предпринимателей находить, сохранять и преумножать ресурсы. Существуют разные мнения относительно источников ресурсов социальных предпринимателей. Согласно подходу Европейского исследовательского сообщества EMES ресурсы могут иметь смешанную природу, т. е. могут быть получены вследствие осуществления коммерческой и
волонтерской деятельности, а также за счет грантов и субсидий. Данного взгляда придерживаются и представители «школы социальных инноваций» Ж. Дефурни и М. Ниссенс [Defourny, Nyssens, 2009]. Американские исследователи, принадлежащие к «школе социальных предприятий», ограничиваются только рыночными источниками ресурсов. Такая позиция поддерживается и законодательствами ряда европейских стран (например, Великобритании, Ирландии, Финляндии), где социальные предприятия описаны как рыночно ориентированные организации. Дж.Босчи [Boschee, 2001] указывает на разницу между финансовой устойчивостью и самоокупаемостью и подчеркивает, что, если финансовая устойчивость может быть достигнута через гранты, дотации, субсидии и заработанный доход, то самоокупаемость – только за счет полагания на собственную доходную деятельность (заработанный доход). К.Альтер [Alter, 2007] выделяет разные варианты самоокупаемости в социальном предпринимательстве – от покрытия затрат по ценам ниже рыночных до заработанного дохода, за счет которого не только покрываются операционные, но и инвестиционные затраты. И, хотя, многие фирмы в социальном предпринимательстве,