Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

не только со способностью новым образом комбинировать ресурсы для создания ценности, но и с возможностью социального предпринимательства осуществлять прорыв в области, где существуют провалы рынка и государства, а значит, есть острые социальные проблемы. Данное определение, с одной стороны, включает деятельность и вновь созданных организаций, и инновационный процесс создания социальной ценности внутри уже существующих организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. Оно выводит за рамки такую социально направленную деятельность как благотворительность, а также, и новаторскую деятельность общественных и некоммерческих организаций, которые не осуществляют экономическую деятельность и не используют предпринимательский подход в деятельности.

Некоторые исследователи высказывают опасения относительно того, сможет ли социальное предпринимательство стать самостоятельной областью исследований, обретет ли легитимность статуса или останется полем для проверки других дисциплин [Busenitz et al., 2003]. Однако увеличение масштабов распространения социального предпринимательства, рост количества публикаций и исследований в этой области, появление работ в международных рецензируемых журналах, скорее всего, свидетельствует о том, что социальное предпринимательство, являясь новой областью исследований, всего лишь испытывает такие же проблемы (концептуальная неточность, «размытость теоретических границ»), как и любая другая область на этапе становления. Так,

необходимость развития теории социального предпринимательства, находящейся на стадии
становления, является важной задачей в развитии социального предпринимательства [Dacin, Dacin, Matear, 2010; Santos, 2012; Kickul et al., 2013].

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35

Региональные особенности развития социального предпринимательства



Социальное предпринимательство как явление возникло еще в XIX в. Однако появление, развитие, формы возникновения, масштабы деятельности, скорость распространения социального предпринимательства происходила неравномерно в разных странах, что было обусловлено объективными институциональными факторами. Доминирование роли того или иного института в решении социальных проблем общества в разных странах в разные исторические периоды по-разному сказалось на формировании определенных традиций, норм и обычаев в отношении социально-значимых вопросов. Например, главенствующая роль церкви в европейских странах вплоть до начала XVIII века определяла закрепленную за ней функцию участия во многих социальных вопросах, таких как содержание странников, бездомных, больных. Великая промышленная революция, которая охватила множество стран мира, изменила отношение к решению социальных проблем. Начиная со второй половины XVIII века стали создаваться дома трудолюбия, где к труду привлекались маргинальные слои населения (бедные, инвалиды, сироты и т.п.). Развитие и укрепление роли капитализма в странах Европы усилило социальную ответственность государства, которая в наибольшей степени проявилась после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и после Второй мировой войны. Большую часть государственных бюджетов составляли
расходы социального характера: образование, здравоохранение, социальные пособия, пособия по безработице и многое другое. Однако вследствие возникновения провалов рынка и государства все больше надежд стали возлагать на частный капитал как основной движущей силы к процветанию и стабильности в этих странах. Частные компании все больше стали вовлекаться в социальные аспекты через различные

программы корпоративной социальной ответственности. Развитие социального предпринимательства, которое, прежде всего, началось именно в развитых капиталистических странах Европы и Америки, стало логичным отражением укрепляющейся позиции частных компаний и инициатив в решении социальных проблем. Однако предпосылки и характер появления и развития социального предпринимательство в разных регионах мира отличаются. Так, согласно исследованию Дж. Керлин [Kerlin, 2009] социальное предпринимательство в США находится на пересечении гражданского общества и коммерческого сектора, а в Европе – на пересечении гражданского общества и государственного сектора.

Традиции и обычаи, сложившиеся в обществе, сказываются на структуре и характере наиболее острых социальных проблем, существующих в разных странах. Например, в мусульманских странах, как правило, отсутствует проблема сиротства в связи с тем, что религиозные представления, развитые родственные отношения в этих странах не позволяют оставлять ребенка вне семьи. В России наоборот, существует острая проблема переполненности детских
домов, интернатов, исключения детей-сирот из социально-экономической жизни. Данный пример показывает важность контекста при рассмотрении особенностей развития социального предпринимательства в мире. К тому же, как отмечает Дж.Керлин [Kerlin, 2009], понимание границ и сути явления «социальное предпринимательство» необходимо осуществлять через привязку к региональному контексту.

В зарубежной литературе уже появились работы, в которых рассматриваются и анализируются особенности развития социального предпринимательства в разных странах [Kerlin, 2006; Fostering Social Entrepreneurship, 2006; Social Enterprise: new model for poverty reduction and employment generation, 2008; Defourny and Nyssens, 2009]. Однако в основном в этих работах рассматривается опыт европейских стран, США, Великобритании и проводится сравнительный анализ американской и европейской традиции

возникновения и развития социального предпринимательства. Автор сделал попытку рассмотреть региональные особенности развития социального предпринимательства не только в тех странах, где оно уже имеет сложившуюся традицию, но и в тех странах, где социальное предпринимательство только начинает зарождаться. Основная задача представленного анализа состоит в необходимости, с одной стороны, показать глобальный масштаб распространения этого явления в мире, а с другой стороны, выявить его национальные особенности.

      1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   35