Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 589
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
Развитые страны
Европа
Социальное предпринимательство в Европе зародилось еще в начале XIX в., когда получила развитие так называемая «социальная экономика» (social economy) через активный рост и усиление влияния некоммерческого сектора, основными агентами которой являются кооперативы (cooperatives), общества взаимопомощи (mutual organizations), ассоциации (association) и фонды (funds).
В XX в. идеи социальной экономики в социалистических странах Европы и в СССР реализовывались посредством тотального участия государства в социально-экономической сфере, а в капиталистических странах – через поддержку государством социальных программ, инициатив и организаций.
«Фонды в Центральной и Восточной Европе были встроены в общественную инфраструктуру, в то время как кооперативы и ассоциации стали частью национализированной экономики и играли роль псевдо-общественных агентов» [Social Enterprise: New Model for Poverty Reduction and Employment Generation, EMES & UNDP report, 2008, p. 25]. Переход социалистических стран к рыночной экономике предоставил для некоммерческих организаций и гражданских инициатив возможность обрести свое место в новой социально-экономической системе. Однако для экономики переходного периода характерно несовершенство
законодательной базы, чем во многом и объясняется низкая эффективность деятельности социально ориентированных организаций.
В конце XX в. большинство стран Европы столкнулись с социальными проблемами в сфере занятости, здравоохранения, образования,
которые требовали незамедлительного решения. Устранение проблем только силами государства и частного сектора порой было практически невозможно, именно поэтому в этот период активизировалась деятельность некоммерческих организаций, гражданских организаций и организаций местных сообществ. Постепенно некоммерческие организации выходили за пределы своих основных функций – защита и продвижение интересов определенных групп и слоев населения, все более вовлекаясь в процесс производства товаров и услуг, что требовало предпринимательского подхода для достижения эффективности и финансовой устойчивости.
Первой страной, которая узаконила деятельность социальных предприятий, была Италия, где в 1991 г. им был предоставлен официальный статус
«социальные кооперативы» (social cooperatives). В 1995 г. в Бельгии был принят закон о «компаниях с социальной целью» (company with social mission). Абсолютно новую форму для организаций социального предпринимательства ввела в 2001 г. Великобритания – «компании, действующие в интересах местного сообщества» (community interest company). Однако необходимо отметить, что
«большинство социальных предпринимателей Европы до сих пор функционируют в рамках традиционного законодательства «третьего сектора»» [Social Enterprise: New Model for Poverty Reduction and Employment Generation, EMES & UNDP report, 2008, с. 28].
Важную роль в формировании благоприятной среды для развития социального предпринимательства в странах Европы
играют инициативы Европейского Союза, направленные на поддержку исследований и программ по социальному предпринимательству. Весомую роль в развитии социального предпринимательства в странах Европы играют международные фонды,
ассоциации и организации (USAID, Ashoka Foundation, EMES European Research Network). Говоря об исследованиях в области социального предпринимательства, необходимо отметить, что в отличие от США, где социальное предпринимательство исследуется как в бизнес-школах, так и на факультетах социологии, в Европе исследования социального предпринимательства часто осуществляют социологи, что смещает вектор исследований от экономической в социальную сферу.
Северная Америка
В США и Канаде социальное предпринимательство понимается в более широком смысле, чем в других странах. Понятие «социальное предпринимательство» охватывает континуум социально ориентированных организаций: от коммерческих организаций, вовлеченных в социально ответственную деятельность, до НКО, генерирующих доход. Такое широкое понимание определено историческим контекстом возникновения социального предпринимательства в США и Канаде.
Уже в конце XVIII в. в США коммерческая деятельность НКО была легализована и имела фактически всеобщий характер. Например, религиозные и общественные группы владели базарами и продавали товары домашнего производства в дополнение к добровольным взносам [Kerlin, 2006]. В 60-е гг. XX в. правительство США разработало программу «Великое общество» (Great Society), согласно которой федеральное правительство через фонды инвестировало миллиарды долларов в программы помощи бедным, в образование, здравоохранение, развитие сообществ, окружающую среду и искусство. Во избежание излишней бюрократии многие из фондов действовали через некоммерческие организации, что способствовало увеличению количества НКО [Kerlin, 2006]. Однако экономический спад 70-80-х гг. XX в. вызвал сокращение федеральных программ, что отразилось на финансовой устойчивости НКО, которые стали искать иные источники доходов, чем взносы и пожертвования.
Именно так в США стала активно развиваться социально ориентированная
деятельность, приносящая доход.
Необходимо отметить, что институциональную среду социального предпринимательства в США в основном формируют частные фонды, которые обеспечивают финансовую поддержку, предоставляют образовательные, тренинговые, консалтинговые услуги социальным предпринимателям (в отличие, например, от Европы, где эти функции выполняет в основном государство, либо общественные организации). Поддержка социального предпринимательства частными инвестиционными фондами в США началась в 80-е гг. XX века. Некоторые фонды (Kellog Foundation, Kauffman Foundation, Rockefeller Foundation) делали упор на формировании сети социальных предпринимателей, другие поддерживали стартапы с социальной миссией (Roberts Enterprise Development Fund). Стали появляться международные фонды, которые занимались обучением, консультированием социальных предпринимателей, а также выделяли гранты социальным предпринимателям (Skoll Foundation, Ashoka, Schwab Foundation). Важную роль в формировании условий для развития социального предпринимательства в США играют исследовательские центры, университеты (The Fuqua School of Business, Duke University; Harvard Business School; Columbia School of Business), а также ассоциации, объединяющие практиков в сфере социального предпринимательства (Social Enterprise Alliance, SeeChange, National Gathering for Social Entrepreneurship).
Социальное предпринимательство в США охватывает множество секторов и сфер – «от прибыльных институтов микрокредитования, которые созданы для обеспечения финансирования малого