Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
Village (2004)). Активная деятельность международных ассоциаций по поддержке социальных предпринимателей (Фонд Ашока, Фонд Шваба) формирует благоприятную среду для развития социального предпринимательства и оказывает положительное влияние на формирование институциональных основ социального предпринимательства в странах Африки посредством организации конференций, образовательных программ по социальному предпринимательству.14
-
Россия
Для России социальное предпринимательство – не новое явление, однако активно оно стало развиваться только с конца XX века. По данным исследования, проводимого исследовательской группой ЦИРКОН в 2008 и 2011 годах,
«заметное большинство российских граждан находятся в неведении относительно социального предпринимательства» (Россияне по-прежнему…, 2011). В 2011 году согласно опросу лишь 4% по сравнению с 7% в 2008 году уверенно заявили, что они знают о том, что такое социальное предпринимательство, таким образом, общий уровень осведомленности за период 2008-2011 гг. даже снизился (рис.1.2).
Рис.1.2 Осведомленность населения России о социальном предпринимательстве
Источник:Пресс-релизИсследовательскойгруппыЦИРКОН,2011
14 В Южно-Африканской Республике в 2011 г. прошел Международный форум социальных предприятий (The
Social Enterprise World Forum). Итальянская Школа последипломного образования бизнеса и общества АЛТИС Католического университета Святого Сердца (ALTIS Postgraduate School of Business and Society, Universita Catholica del Sacro Cuore) реализует в Кении программу MBA по социальному предпринимательству.
В связи с тем, что реальный масштаб деятельности социального предпринимательства в мире и в частности в России подсчитать очень сложно, такие показатели, как осведомленность населения о данном явлении, наличие правовой базы, поддерживающих структур демонстрирует уровень развития и институционализации данного явления в конкретном обществе. Необходимо отметить, что в России отсутствует законодательно закрепленное определение социального предпринимательства, соответственно такие организации осуществляют деятельность в рамках законодательной базы коммерческих и некоммерческих организаций. Лишь в Федеральном законе от 05.04.2010 № 40- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» официально закреплено понятие «социально ориентированные НКО»15. Социально-ориентированные НКО могут получить на конкурсной основе субсидии от Министерства экономического развития РФ (согласно Постановлению Правительства РФ от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям») на реализацию региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
(СО НКО). В рамках других организационно- правовых форм на данный момент льготы, субсидии и поддержка в иных формах государством не предусмотрена.
Необходимо отметить, что активная деятельность организаций, занятых в поддержке социального предпринимательства в России (например, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Благотворительный фонд
«Навстречу переменам», Российский Микрофинансовый Центр)16,
15 К социально ориентированным НКО относятся НКО, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются деятельностью, направленной на решение социальных проблем и развитие институтов гражданского общества. Например, социальной поддержкой граждан, благотворительностью, деятельностью в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения и т. д. (полный перечень приводится в законе). При этом законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться иные виды деятельности социально ориентированных НКО [www.nb-forum.ru].
16 В 2007 г. по инициативе В.Ю.Алекперова создан первый в России благотворительный фонд, оказывающий поддержку социальному предпринимательству, – фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Цель фонда – содействие реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов, в которых могут
повышающаяся роль социальных предпринимателей в обществе за счет социального эффекта, который они достигают, оказывает положительное влияние
на формирование благоприятной среды для развития социального предпринимательства в России. Также, положительным фактором развития социального предпринимательства в России является либеральные тенденции, которые, как и во многих других странах, привели к тому, что вмешательство государства в жизнь людей стало более ограниченным. Те социальные сферы, которые традиционно были закреплены за государством (например, образование, медицина и т.д.) становятся «открытыми». Так, с 1 января 2015 года вступил в силу закон об основах социального обслуживания, который расширил возможности предпринимателей.
Факторами, тормозящими развитие социального предпринимательства в современной России, является слабая защита собственности, нарушение авторских прав и проблемы правового государства в целом, отсутствие независимой судебной системы и гласности, высокий уровень коррупции, а также низкий уровень развития демократических институтов, недостаточное развитие социально-экономических институтов, «таких как малое предпринимательство, кредитная кооперация, микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере, способных выступить в качестве «материнских структур» для развития социального предпринимательства» [Московская, Мамута, 2008, с. 1]. По данным Глобального мониторинга предпринимательства за 2009 год, в России показатель уровня ранней социально ориентированной предпринимательской активности – один из самых низких (0,6%) [Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2009, 2010, с. 42] не только по сравнению со странами с инновационно-ориентированной и эффективностно- ориентированной экономиками,
но и по сравнению с рядом стран – участниц
быть применимы принципы социального предпринимательства. В 2011 г. в России начал свою деятельность шведский фонд Playing for Change (Благотворительный фонд «Навстречу переменам»), поддерживающий социальные проекты, направленные на улучшение жизни детей и подростков. Российский Микрофинансовый Центр (РМЦ) был создан в июле 2002 г. как ответ на сформировавшуюся потребность сектора в появлении организации, которая представляла бы интересы всего микрофинансового сообщества в России.
проекта с ресурсно-ориентированной экономикой17. Можно предположить, что столь низкий уровень развития социального предпринимательства в России обусловлен отсутствием традиции решения социально значимых проблем бизнесом и закреплением данной роли преимущественно за государством18, отсутствием необходимой институциональной среды, а также тем, что социальные инновации не рассматриваются предпринимателями в качестве источника конкурентных преимуществ.
Потенциал развития социального предпринимательства в России достаточно велик, принимая во внимание, с одной стороны, возрастающие социальные проблемы в стране19, а с другой стороны, часто неэффективность применения традиционных механизмов решения социальных проблем государством и рыночными механизмами. Важным условием дальнейшего формирования благоприятной институциональной среды социального предпринимательства