Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 598

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

новой модели функционирования, которая обеспечила бы им финансовую стабильность. Именно таким образом, в конце XX начале XXI в. в странах Африки из некоммерческих организаций появились первые социально- предпринимательские фирмы (например, FATE Foundation (2000); Lagos Digital

Village (2004)). Активная деятельность международных ассоциаций по поддержке социальных предпринимателей (Фонд Ашока, Фонд Шваба) формирует благоприятную среду для развития социального предпринимательства и оказывает положительное влияние на формирование институциональных основ социального предпринимательства в странах Африки посредством организации конференций, образовательных программ по социальному предпринимательству.14

      1. Россия



Для России социальное предпринимательство – не новое явление, однако активно оно стало развиваться только с конца XX века. По данным исследования, проводимого исследовательской группой ЦИРКОН в 2008 и 2011 годах,

«заметное большинство российских граждан находятся в неведении относительно социального предпринимательства» (Россияне по-прежнему…, 2011). В 2011 году согласно опросу лишь 4% по сравнению с 7% в 2008 году уверенно заявили, что они знают о том, что такое социальное предпринимательство, таким образом, общий уровень осведомленности за период 2008-2011 гг. даже снизился (рис.1.2).

Рис.1.2 Осведомленность населения России о социальном предпринимательстве

Источник:Пресс-релизИсследовательскойгруппыЦИРКОН,2011





14 В Южно-Африканской Республике в 2011 г. прошел Международный форум социальных предприятий (The
Social Enterprise World Forum). Итальянская Школа последипломного образования бизнеса и общества АЛТИС Католического университета Святого Сердца (ALTIS Postgraduate School of Business and Society, Universita Catholica del Sacro Cuore) реализует в Кении программу MBA по социальному предпринимательству.

В связи с тем, что реальный масштаб деятельности социального предпринимательства в мире и в частности в России подсчитать очень сложно, такие показатели, как осведомленность населения о данном явлении, наличие правовой базы, поддерживающих структур демонстрирует уровень развития и институционализации данного явления в конкретном обществе. Необходимо отметить, что в России отсутствует законодательно закрепленное определение социального предпринимательства, соответственно такие организации осуществляют деятельность в рамках законодательной базы коммерческих и некоммерческих организаций. Лишь в Федеральном законе от 05.04.2010 40- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» официально закреплено понятие «социально ориентированные НКО»15. Социально-ориентированные НКО могут получить на конкурсной основе субсидии от Министерства экономического развития РФ (согласно Постановлению Правительства РФ от 23.08.2011 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям») на реализацию региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

(СО НКО). В рамках других организационно- правовых форм на данный момент льготы, субсидии и поддержка в иных формах государством не предусмотрена.

Необходимо отметить, что активная деятельность организаций, занятых в поддержке социального предпринимательства в России (например, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Благотворительный фонд

«Навстречу переменам», Российский Микрофинансовый Центр)16,




15 К социально ориентированным НКО относятся НКО, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются деятельностью, направленной на решение социальных проблем и развитие институтов гражданского общества. Например, социальной поддержкой граждан, благотворительностью, деятельностью в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения и т. д. (полный перечень приводится в законе). При этом законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться иные виды деятельности социально ориентированных НКО [www.nb-forum.ru].

16 В 2007 г. по инициативе В.Ю.Алекперова создан первый в России благотворительный фонд, оказывающий поддержку социальному предпринимательству, – фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Цель фонда содействие реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов, в которых могут

повышающаяся роль социальных предпринимателей в обществе за счет социального эффекта, который они достигают, оказывает положительное влияние
на формирование благоприятной среды для развития социального предпринимательства в России. Также, положительным фактором развития социального предпринимательства в России является либеральные тенденции, которые, как и во многих других странах, привели к тому, что вмешательство государства в жизнь людей стало более ограниченным. Те социальные сферы, которые традиционно были закреплены за государством (например, образование, медицина и т.д.) становятся «открытыми». Так, с 1 января 2015 года вступил в силу закон об основах социального обслуживания, который расширил возможности предпринимателей.

Факторами, тормозящими развитие социального предпринимательства в современной России, является слабая защита собственности, нарушение авторских прав и проблемы правового государства в целом, отсутствие независимой судебной системы и гласности, высокий уровень коррупции, а также низкий уровень развития демократических институтов, недостаточное развитие социально-экономических институтов, «таких как малое предпринимательство, кредитная кооперация, микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере, способных выступить в качестве «материнских структур» для развития социального предпринимательства» [Московская, Мамута, 2008, с. 1]. По данным Глобального мониторинга предпринимательства за 2009 год, в России показатель уровня ранней социально ориентированной предпринимательской активности – один из самых низких (0,6%) [Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2009, 2010, с. 42] не только по сравнению со странами с инновационно-ориентированной и эффективностно- ориентированной экономиками,
но и по сравнению с рядом стран участниц




быть применимы принципы социального предпринимательства. В 2011 г. в России начал свою деятельность шведский фонд Playing for Change (Благотворительный фонд «Навстречу переменам»), поддерживающий социальные проекты, направленные на улучшение жизни детей и подростков. Российский Микрофинансовый Центр (РМЦ) был создан в июле 2002 г. как ответ на сформировавшуюся потребность сектора в появлении организации, которая представляла бы интересы всего микрофинансового сообщества в России.

проекта с ресурсно-ориентированной экономикой17. Можно предположить, что столь низкий уровень развития социального предпринимательства в России обусловлен отсутствием традиции решения социально значимых проблем бизнесом и закреплением данной роли преимущественно за государством18, отсутствием необходимой институциональной среды, а также тем, что социальные инновации не рассматриваются предпринимателями в качестве источника конкурентных преимуществ.

Потенциал развития социального предпринимательства в России достаточно велик, принимая во внимание, с одной стороны, возрастающие социальные проблемы в стране19, а с другой стороны, часто неэффективность применения традиционных механизмов решения социальных проблем государством и рыночными механизмами. Важным условием дальнейшего формирования благоприятной институциональной среды социального предпринимательства