Файл: Лукина Роза Александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные ценности, которые характеризуют воспитательную программу, это: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. Эти ценности охватывают все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, а затем переходят в ценностные свойства личности каждого ребенка.

Воспитательная программа основывается на следующих видах деятельности: познавательной, игровой, спортивной, творческой, коммуникативной, досуговой. Приоритетными видами деятельности в воспитательной системе являются коллективная деятельность и продуктивное сотрудничество с родителями. Каждый этап имеет определённую направленность:

1 класс - «Мир любознательных» (проектирование классного коллектива)
2 класс - «Мы разные, но мы вместе» (становление)
3 класс - «Вместе лучше» (функционирование)
4 класс - «Вместе интересно» (развитие и обновление)
Программа открывает широкие возможности для развития и воспитания учащихся с ОВЗ в коллективе.
Цель программы: развитие личности каждого учащегося через деятельность классного коллектива.
Задачи:

  1. Создать в классном коллективе атмосферу толерантности, сотрудничества при поддержке органов самоуправления класса.

  2. Активизировать познавательную деятельность, развивать творческие, интеллектуальные способности каждой личности через различные формы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Воспитывать высоконравственные качества личности, культуру поведения, чувство ответственности, патриотизма, принадлежности к семье, школе, малой родине, России.

  4. Формировать здоровый образ жизни.

  5. Активно вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.


Ожидаемый результат:

  • создание дружного сплоченного коллектива;

  • создание классных традиций;

  • рост уровня воспитанности и культуры учащихся;

  • высокий уровень учебной мотивации.

Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители, библиотекарь, педагог - психолог, учитель - логопед, социальный педагог, вожатая, руководители кружков, представители МКУ ЦКД «Радуга».

Методы и формы работы: анкетирование, оформление портфолио
, конкурсы, экскурсии, соревнования, выставки, праздники, интеллектуальные игры, брейн-ринги, психологические тренинги, встречи с интересными людьми.
Направления программы:

  • гражданско-патриотическое воспитание

  • здоровье

  • одарённые дети

  • семья

  • самоуправление

Каждое направление воспитательной деятельности имеет свои цели и задачи, все они взаимосвязаны.

Таким образом, программа воспитания «Дружные ребята»была разработана и внедрена мною с целью обеспечения педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включённых в общеобразовательный класс, которая способствовала развитию личности каждого учащегося, независимо от его уровня развития.

.

3.2.Педагогическая технология

Осуществление деятельности по системе воспитательной работы в педагогическом сопровождении учащихся с ОВЗ в общеобразовательном классе начальной школы состояло из трех этапов:

1 этап–подготовительный;

2 этап – организация деятельности;

3 этап – результативно-обобщающий.

На подготовительном этапе работы была изучена стартовая диагностика учащихся, психологические особенности детей. Рассмотрены социальные группы семей, составлен социальный паспорт класса, социодиаграмма с учётом и без учёта учебных выборов. Диагностика позволила спрогнозировать наиболее эффективный стиль педагогических взаимодействий и общения. Учитывая особенности детей, в основу программы легла технология воспитательной работы с коллективом класса доктора педагогических наук Евгения Николаевича Степанова. Данная технология представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива в целом (Приложение 2).

Для того чтобы определить эффективность функционирования работы и подтвердить влияние воспитательной программы на динамику развития личности как учащихся с нормой, так и с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе, я использовала критерии:

- воспитанность учащихся;

- защищённость и комфортность ребёнка в классе;

- удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе;

- сформированность классного коллектива;

- рейтинг класса;

- проявление индивидуальности классной общности.



В качестве методического инструментария я использовала:

-методику оценки уровня воспитанности учащихся младших классов Н.П. Капустина(Приложение 3).

- методикуА.А. Андреева «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (Приложение 4).

- положение о ежегодном традиционном конкурсе «Самый классный класс начальной школы», который разработан и утверждён советом учащихся школы и действует с 2004 года.

Основным средством реализации данной программы является портфолио ученика. Не секрет, что портфолио учащегося – это оптимальный способорганизации системы накопительной оценки, который демонстрирует его усилия, прогресс идостиженияв различных областях деятельности. Для классного руководителя это действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять

возможности обучения и самообучения;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфолио также включены результаты различных форм активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающие в рамках внеурочной работы.

Исходя из задач программы, в портфолио были выделены следующие разделы:

  • моя семья

  • моя школа

  • моё здоровье

  • мои друзья

  • мои увлечения

  • мои достижения

Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом ведется на критериальной основе, т.е. на основе оценки отдельных работ, и вклад каждой работы в накопительную оценку ученика.

Ценность портфолио состоит в том, что оно даёт возможность увидеть классному руководителю динамику развития каждого ребёнка, внести коррективы в последующую деятельность, построить дальнейшую перспективу развития учащихся. Система оценивания ребёнка делает упор на уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение начального уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. Поэтому результаты, продемонстрированные учеником в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио, соотносятся с оценками «хорошо», «отлично», которые свидетельствуют об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.


По результатам накопленной оценки, сформированной на основе материалов портфолио, делаю выводы о:

1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний;

2) сформированности основ умения учиться;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности -мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Портфолио ученика – это необходимый компонент программы, в нём сосредоточена движущая сила, стимул каждого ребёнка и родителей. Через кропотливую работу в портфолио прослеживаются результаты достижений каждого учащегося по направлениям программы. Ценность этого документа ещё состоит в том, что ребёнок, работая в портфолио, сам оценивает результаты своей деятельности. Привлекает в помощь родителей. А те, в свою очередь, оказывают неоценимую услугу не только детям, но и себе, устанавливая тесный контакт с ребёнком, проникая в его дела, успехи, неудачи, проблемы (Приложение 5).



4.Результаты реализации программы воспитательной работы в педагогическом сопровождении учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе


Изучение уровня воспитанности показало следующие результаты:



В 1-2 классах дети выставляют баллы вместе с родителями, 3-4классах самостоятельно.

В результате внедрения программы воспитания в воспитательный процесс класса повысились показатели уровня воспитанности каждого ученика.

Если в 1 классе - 29% учащихся имели низкий уровень воспитанности, то на начало 4 класса этот показатель снизился до нуля.

Данный мониторинг проводился 2 раза в год: в начале и конце года на протяжении обучения в начальной школе.

Реализация программы воспитания «Дружные ребята» позволила детям с ОВЗ чувствовать себя комфортно в общеобразовательном классе, вследствие чего ученики свободно участвуют в обсуждениях на уроках, отвечают перед классом, не боятся ошибиться, потому что знают, им помогут, их поддержат. Это соответственно благотворно влияет на формирование учебной мотивации и усвоение учебной программы.Все ребята, без исключения, активно участвуют во всех мероприятиях класса, школы. 83% состава класса принимают участие в международных, российских предметных олимпиадах, где показывают положительные результаты.

В итоге по решению ПМПК были выведены на общеобразовательную программу обучения два учащихся с ОВЗ. Один ученик с ОВЗ учится на 4 и 5.

Опыт показывает, что формирование здорового образа жизни, через уроки здоровья, экскурсии в природу, организацию прогулок, проведение физических минуток, участие в спортивных соревнованиях, посещение спортивных секций, проведение тематических бесед о здоровом образе жизни, участие в неделях физкультуры и т.д. дает положительные результаты, которые выражены в достижениях детей. Результаты достижений приведены в таблице 1.
Таблица 1

Результаты достижений в направлении «Здоровье»

№п/п

Название мероприятия

Подтверждающие документы в портфолио

2012 -2013 учебный год (1 класс)



Школьный конкурс рисунков «Здоровый образ жизни» - 100% учащихся класса

сертификаты участников



Спортивное соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья».

Участвовало 2 семьи из класса (1 место, грамота)



Военно-спортивная эстафета «Полоса препятствий» - 100% учащихся класса

2 место среди учащихся 1-2-х классов

2013 -2014 учебный год (2 класс)



Неделя физической культуры - 100% учащихся класса

1 участник-1 место в конкурсе рисунков



Спортивный праздник для учащихся школы «Твой друг - спорт» - 100% участников

1 место среди учащихся 2- х классов - грамота



Районная игра народов Приамурья «Гой, гой, купин» (2 участника)

1 участник свидетельство за участие



Военно-спортивная эстафета «Один день в армии» - 100% учащихся класса

сертификат участников