Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория организации на тему Организационное изменение основные источники и механизмы..docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ
1.1 Проблема оптимизации организационной структуры предприятия
1.2 Организационный контекст управления в организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2 Финансовая стратегия предприятия
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «СИНТЕЗ»
3.3. Организационная структура
3.5. Практические рекомендации по совершенствованию организационной структуры
1.2 Организационный контекст управления в организации
Внешняя среда организации представлена следующими элементами:
технологическая система;
политическая система;
экономическая система;
социальная система;
ресурсная система.
Технологическая система представлена развитием науки, техники и технологий, что оказывает влияние на внутреннюю инфраструктуру производства, организации и процесс деятельности по производству продукции / оказанию услуг.
Политическая система представлена существующей нормативно-правовой базой, регулирующей производственные, экономические, организационные отношения. Также существенное влияние оказывает политический режим государства, определяющий тип экономической системы.
Экономическая система представлена уровнем жизни населения, его покупательной способностью, сменой потребностей общества, которая находится в зависимости от технологического развития. Естественно, здесь необходимо учитывать законы экономики и остальные составляющие экономической среды (поставщики, конкуренция и т.д.), которые не являются предметом нашего изучения.
Социальная система задает особенности менталитета, определяющие тип менеджмента, определяет традиции общества, нормы морали, влияющие на взаимоотношения людей в организации.
Ресурсная система включает в себя человеческие ресурсы, природные ресурсы, задает интеграцию государства в мировое пространство, определяет специфику производства, конкурентные преимущества организации.
Внутренняя среда организации представлена следующими системами:
Производственная система. Включает в себя следующие элементы: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.п.
Человеческие ресурсы. Состоит из структуры, потенциала, квалификации, количественного состава работников, производительности труда, текучести кадров, стоимости рабочей силы, интересов и потребностей работников.
Управленческая система. Включает в себя следующие элементы: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.
Система маркетинга. Здесь выделяют следующие элементы: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
Финансовая система. Представлена финансовой устойчивостью и платежеспособностью; прибыльностью и рентабельностью (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственными и заемными средствами и их соотношением; эффективной системой учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
Законы организации: основополагающие и второстепенные
Закон – существенные, повторяющиеся связи между явлениями. В организации выделяют объективные и субъективные законы. Объективные законы действуют в любой хозяйственной организации, субъективные законы – то, что характеризует конкретную организацию. Предметом изучения теории организации являются объективные законы, в которых выделяют два уровня: основополагающие законы и законы второго уровня. К первой группе законов относят: синергии, самосохранения и развития. К законам второго уровня относят: информированности-упорядоченности, единства анализа и синтеза, композиции и пропорциональности.
Эти законы удовлетворяют следующим требованиям:
• опираются на всеобщие законы развития и строения Универсума;
• опираются на общие свойства сложных систем;
• согласованы друг с другом, представляют единую систему, описывающую функционирование организации. На некоторых этапах развития теории могут быть некоторые противоречия, но они должны быть устранены по мере сбора информации и формирование единой теории; • законы организации должны способствовать решению проблем, возникающих по мере ее развития.
Основополагающие законы организации
Закон синергии. В каждой организации можно выделить параметры, которые составляют ее потенциал – возможности развития, подходы к решению проблем, способ деятельности во внешней и внутренней среде. К таким составляющим относят: кадровую, научную, техническую составляющие, производительность, микроклимат и т.д. Потенциал организации зависит не только от наличия или отсутствия каких-либо элементов, но и от того, каким образом эти элементы сочетаются и взаимодействуют друг с другом.
Закон синергии звучит таким образом: потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.
По сути, в данном случае говорится о свойстве эмерджентности системы, т.е. о том, что совместное действие нескольких факторов отличается от простой суммы этих факторов. Данное свойство может носить как позитивные так и негативные последствия для организации. Поэтому важно умение руководителя оценивать синергетические эффекты, т.е. прогнозировать изменения, связанные с взаимодействием различных элементов внутренней и внешней среды, в том числе эффектов от внедрения или удаления каких-либо элементов из организации. Поскольку в данном законе речь идет именно о взаимодействии элементов, измерять синергийный эффект достаточно сложно. Но существуют косвенные параметры, позволяющие оценить направление действия этого закона. Например:
• использование альтернативных ресурсов, в том числе и тех, которые являются личной собственностью сотрудников;
• увеличение количества рационализаторских предложений;
• сокращение количества пропущенных по болезни дней;
• устойчивость организации к небольшим внешним воздействиям.
Параметры должны зависеть от масштаба и специфики деятельности организации и формулироваться в каждом конкретном случае индивидуально.
Закон самосохранения Каждая система стремится к поддержанию самых существенных параметров, необходимых для ее существования. Для этого необходимо противостоять негативным воздействиям внутренней и внешней среды. В организации необходимо поддерживать оптимальную стратегию реакции на возможные изменения. От этого зависит устойчивость организации.
Закон самосохранения звучит следующим образом: любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое.
В современной теории и практике управления значительное внимание уделяется страхованию как фактору, который положительно влияет на суммарную составляющую энергии удержания. Страхование – финансовое обеспечение организации от возможного ущерба. Наиболее актуальными сегодня являются следующие направления страхования: страхование имущества, страхование профессионализма персонала, страхование ответственности, страхование интеллектуальной собственности, страхование основных и оборотных фондов, страхование предпринимательских рисков, страхование управленческих рисков. Существующие методы оценки материальных и нематериальных активов организации позволяют оптимизировать затраты в случае наступления неблагоприятных для организации обстоятельств.
Закон развития. Развитие – процесс закономерного качественного изменения системы. Развитие может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным. Прогрессивное развитие предполагает положительные качественные изменения системы, укрепляющие ее, увеличивающие, либо переводящие на другой уровень развития. Регрессивное развитие предполагает упадок организации, ее ликвидацию. Эволюционное развитие – постепенное накопление факторов, которые приводят к последовательным изменениям, соответственно, революционное развитие – резкий переход от одного уровня к другому.
Развитие организации происходит по влиянием различных факторов, например, изменения факторов внешней среды, изменения факторов внутренней среды, техническим прогрессом, изменением потребностей человека и общества, старением оборудования.
Закон развития звучит следующим образом: каждая организация стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Различные исследователи по разному называют эти этапы, но в большинстве случаев останавливаются на таком варианте.
1 этап – предпринимательства. Характеризуется неформальными отношениями между сотрудниками, отсутствием бюрократических правил, ростом количества производимых товаров и услуг.
2 этап – коллективизма. Характеризуется построением иерархии, осознанием сотрудниками целей организации, постепенное формирование системы коммуникаций.
3 этап – формализации – соблюдение и развитие правил и процедур контроля, преобладание формальных коммуникаций, бюрократизация управленческого аппарата, высшее руководство ориентировано на решение стратегических задач.
4 этап – совершенствования – усложнение структуры организации – децентрализация управления.
5 этап – упадок – ослабление организации, возрастание конфликтов, высокая текучесть кадров.
Законы организации второго уровня
Закон информированности – упорядоченности. Существуют различные определения термина «информация», в рамках теории организации целесообразно определить его как совокупность сведений, необходимых субъекту для достижения целей. С ростом организации увеличивается объем информации, с которой приходится работать руководству, в связи с чем в научной теории существуют различные критерии для дифференциации информации. Так например, можно выделить объективную (полученную из документов) и субъективную (полученную от людей) информацию; внутреннюю (касающуюся правил, коммуникаций, взаимоотношений внутри организации) и внешнюю (состояние экономики, культурной среды, нормативно-правовой базы, политики) информацию; можно дифференцировать информацию по отраслям: экономическая, правовая, научно-техническая, общественно-политическая и так далее. Не нужно доказывать, что для эффективной деятельности организации, формирования стратегии ее развития, прогнозирования возможных внутренних и внешних кризисов необходима непрерывная обработка различных видов информации. Именно в этом ракурсе и формируется закон информированности-упорядоченности.
Закон информированности-упорядоченности звучит следующим образом: в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.
Закон единства анализа и синтеза. Рост или кризис организации предполагает, что количество элементов / структур / подразделений в организации либо увеличивается, либо сокращается. Для оптимизации деятельности, издержек необходимо найти оптимальное для данного этапа существования организации соотношение количества элементов и необходимых для выполнения функций. Здесь и возникает необходимость разделять или объединять элементы, функции, структуры организации.
Закон единства анализа и синтеза звучит следующим образом: каждая управляющая система стремится к наиболее эффективной функциональной и организационной структуре за счет постоянного циклического процесса анализа-синтеза.
Закон композиции и пропорциональности. В данном случае целесообразно говорить о мире в целом, где все стремится к некоторому состоянию гармонии – развитию недостаточных элементов и устранению избыточных. В этом контексте в организации используется термин «пропорциональность»,