Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе
1.1. Адаптация ребенка к школе: понятия, сущность, виды, уровни
1.2. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
2. Психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
3.1. Методические рекомендации педагогу/воспитателю и родителям по адаптации ребенка к школе
3. Развивать умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даете несколько заданий подряд или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу.
4. Формировать высокое психологическое развитие, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя». Необходимо развивать наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление, расширяет представление об окружающем мире.
5. Воспитатели могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.
6. Не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения. Не гасить интерес!
7. Не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый хороший!
Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств (например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание).
Таким образом, для успешной адаптации ребенка к школе необходимо:
1. Оптимизация родительско – детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.
3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
Выводы к главе 2
В данной работе, на МБДОУ Детского сада комбинированного типа № 149 «Сказочный» г. Брянска», проводилось исследования уровня адаптации ребенка к школе у детей старшего дошкольного возраста. Для исследования были выбраны следующие параметры: познавательная сфера, графомоторные навыки, развитие речи, мотивационная и эмоциональная подготовленность к школе. В нем принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста (10 детей составили контрольную группу, 10 – экспериментальную группу) в возрасте от 6 до 7 лет.
Исследование адаптации ребенка к школе выявило, что познавательная сфера ребенка в целом соответствует возрастным особенностям детей данного возрастного этапа. Исследовании графо-моторных навыков показало, что не все дети правильно ориентируются на листе бумаги, не знают расположение: → (вправо), ← (влево), ↑(вверх), ↓ (вниз).
При исследовании сформированности речевой деятельности 20% (двое) детей контрольной группы и 40% (четверо) детей экспериментальной группы не достаточна сформирована фонетико-фонематическая сторона речи и лексикограмматические категории, мотивационная и эмоциональная готовность к школе также не достаточна развита.
Поэтому для повышения уровня адаптации ребенка к школе были проведены игры-занятия. В результате проведенная повторная диагностика показала положительную динамику, по всем основным показателям: познавательной сферы, графомоторным навыкам, развитию речи, мотивационной и эмоциональной подготовленности к школе. Что в свою очередь свидетельствует об эффективности проведенных занятий с использованием игр-занятий. Это способствовало повышению качественного уровня воспитания и обучения детей и оптимизации педагогического процесса в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход от дошкольного образования к начальному школьному обучению – один из значимых моментов в психическом развитии ребенка. Это – серьезное испытание для большинства детей, которое связано с резким изменением всего образа жизни. Поступив в школу, ребенок переходит к учебной деятельности, изменяющей его мотивы поведения. В отличие от игровой ведущей деятельности дошкольника, учебная – предъявляет иные требования к развитию ребенка, меняет статус, как самого ребенка, так и его отношений в семье и в школе. Кроме этого начало обучения в школе совпадает с интенсивным развитием психических процессов, то есть формируется познавательная деятельность, развивается все виды памяти, словесно-логическое мышление и т.д.
Таким образом, у ребенка начинается новая жизнь, он становится учеником. Как показывает практика, многие из детей стремятся стать школьниками: они с большим интересом идут в школу, с готовностью выполнять учебные задания. Но из-за изменений предъявляемых требований к школьникам большинство детей не могут пройти переход адаптации к школе без травмирующих последствий. Поэтому к вопросу адаптации ребенка к школе необходимо подходить постепенно и осторожно.
В свою очередь адаптация ребенка к школе это многокомпонентное, сложное и целостное образование, предусматривающее определенный набор знаний и умений с учетом психологического, личностного и социального развития ребенка. При несформированности одного из вышеперечисленных компонентов возникают трудности в адаптации ребенка к успешному систематическому усвоению учебно-образовательной программы.
Важно понимать, что у дошкольника нет и не может быть так называемых школьных качеств, они формируются лишь в действительной учебной деятельности. В случае диагностики адаптации ребенка к школе,
изучаются предпосылки для формирования этих умений, но не они сами.
Адаптация ребенка к школе – это основа для освоения качеств школьника! И главенствует среди них – мотивационная и эмоциональная зрелость ребенка. В случае неподготовленности к школе, у первоклассника наблюдаются проблемы с обучением в целом, а не с конкретным предметом. Однако, при создании коррекционных условий, главенствующая роль в которых отводится работе именно с мотивационно - эмоциональной сферы, отставание успешно преодолевается, а круг познавательных интересов расширяется.
Начало школьного обучения – один из самых важных и сложных периодов в жизни ребенка. С первых дней посещения школы перед детьми стоят непростые задачи: умственное напряжение, физическая выносливость, соблюдение морально-этических норм, психологическая устойчивость, формирование характера, готовность к социальному взаимодействию.
Неудивительно, что адаптация ребенка к школе требует много усилий и занимает некоторое время.
Проверка адаптации ребенка к школе – не самое легкое дело и не стоит думать, что родители смогут сами решить этот вопрос. Всегда стоит прибегать к помощи штатных школьных психологов или частных практиков, работающих с детьми. Также не стоит забывать, что начальные знания ребенка – совсем не показатель его реальной адаптации к школе.
Адаптация ребенка к новым школьным условиям должна сопровождаться поддержкой родителей, но не перехватом и разжевыванию ребенку всех требований и норм: помните, первоклассник чувствует себя ответственным и самостоятельным, поэтому – если трудности не возникают – он сам должен со всем познакомится.
В данной работе проводилось исследование уровня адаптации ребенка к школе у детей старшего дошкольного возраста. Целью, которого было выявить уровень сформированности познавательной сферы, графомоторных навыков, речевой деятельности, мотивационной и эмоциональной подготовленности к школе. Также была проведена опытно-экспериментальная работа с использованием на занятиях игр по повышению уровня адаптации ребенка к школе.
По результатам которой можно сделать вывод, что использование на занятиях игр является эффективным методом повышения уровня адаптации ребенка к школе. Благодаря чему у детей улучшились показатели: познавательной сферы, графомоторных навыков, речевой деятельности, мотивационной и эмоциональной подготовленности к школе.
Исследование, показало, что посредством игр-занятий у детей данного возрастного периода адаптация к школе на занятиях проходит эффективней и быстрее, чем у детей, занимающихся по обычной программе.
Использование игр–занятий по повышению уровня адаптации ребенка к школе ориентирует участников педагогического процесса на поиск способов такого обучения и воспитания детей, при котором утомительное принуждение уступает место увлеченности.
В ходе работы была достигнута цель и реализованы поставленные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Батюда М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюда, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2016. – 306 с.
- Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 70-74.
- Борисова Н.Ф. Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию [Электронный ресурс] / Н.Ф. Борисова, Г.С. Айрумян, А.Н. Колесникова // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 462-464. – Режим доступа: https://moluch.ru/ (дата обращения: 15.06.2018).
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре / А.Н. Давидчук. – М.: Сфера, 2015. – 96 с.
- Давыдова О.А. Графомоторика / О.А. Давыдова. – М.: Школьная книга, 2018. – 32 с.
- Долгова В.И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, Р.В. Овчарова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6. – С. 40-48. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 13.06.2018).
- Жилина Л.Я. Некоторые аспекты подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.Я. Жилина, В.Ю. Самсонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 271–275. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/65055.htm (дата обращения: 15.06.2018).
- Иванова Л.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.В. Иванова, Н.В. Пермякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 141–145. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. (дата обращения: 15.06.2018).
- Коваль А.Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Т.В. Наумова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-4. – С. 682-686. – Режим доступа: http://applied-research.ru (дата обращения: 13.06.2018).
- Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 240 с.
- Пакевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Совместная деятельность, развивающие занятия. ФГОС. / Т.Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 123 с.
- Пасечник Л.В. Материалы для диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе / Л.В. Пасечник. – М.: АРКТИ, 2017. – 68 с.
- Потапова Г.Я. Что такое готовность ребенка к школе? [Электронный ресурс] / Г.Я. Потапова, А.Г. Сорока // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 503-505. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/128/35481/ (дата обращения: 13.06.2018).
- Селиверстов Л.И. Речевые игры с детьми / Л.И. Селиверстов. – М.: Академический проект, 2017. – 399 с.
- Склярова Т.В. Возрастная психология / Т.В. Склярова. – СПБ.: ПСТГУ, 2017. – 224 с.
- Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / А.А. Сорокина // Территория науки. – 2016. – №4. – с. 141-144. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.06.2018).
- Суздальцева О.О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению [Электронный ресурс] / О.О. Суздальцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 96–100. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75020.htm. (дата обращения: 15.06.2018).
- Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Е.С. Таушканова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №10. – с. 1–5. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75030.htm. (дата обращения: 15.06.2018).
- Хапачева С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению [Электронный ресурс] / С.М. Хапачева, В.С. Дзеверук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. с. 1-6. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14351.htm (дата обращения: 15.06.2018).
- Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С.Ткачева. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 200 с.
- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 575 с.
- Якушина О.В. Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе [Электронный ресурс] / О.В. Якушина // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 33-36. – Режим доступа: https://moluch.ru/ (дата обращения: 15.06.2018).
Приложение 1
I. Методики исследования познавательной сферы
1. Диагностика развития внимания
1.1. Модифицированная методика Пьерона-Рузера
Материал: закодированная таблица
Инструкция: Перед вами закодированная таблица, ваша задача расставить знаки по образцу.
Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Интерпретация. Высокий уровень – ребенок правильно закодировал таблицу, согласно предъявленному образцу, время – 1 мин 15 сек.
Средний уровень – ребенок закодировал таблицу, но с ошибками согласно предъявленному образцу, время – 1 мин 45 сек.
Низкий уровень – ребенок закодировал таблицу, допустив 5 ошибок согласно предъявленному образцу, время – 1 мин 50 сек.
2. Диагностика развития мышления
2.1. Методика «Последовательные картинки»
Материал: сюжетные картинки с изображением какого-либо события:
Инструкция: Посмотри на картинки, на них изображено одно и тоже событие, тебе необходимо разобраться с чего все началось, что было дальше, и чем все закончилось.
Интерпретация. Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно анализирует причинно-следственные связи, понимает последовательность событий, данных наглядно в серии картинок, речевая деятельность полностью сформирована.
Средний уровень – ребенок понимает и анализирует причинно-следственные связи, но допуская единичные ошибки, которые самостоятельно исправляет при повторном раскладе картинок, понимает последовательность событий, связная речь не достаточна развернута имеет лексико-грамматические неточности.
Низкий уровень – ребенок не понимает и не анализирует причинно-следственные связи, допускает много ошибок, допущенные ошибки не может исправить самостоятельно даже при повторном раскладе картинок, не понимает последовательность событий, речь не сформирована, имеет аграматизмы, словарный запас ограничен, связная речь не развернута и односложна.
2.2. Методика «Нелепицы»
Материал: картинки-нелепицы: