Файл: Использование метафор в психологическом консультировании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

«Консультативная психология»

на тему:

«Использование метафор в психологическом консультировании»




Автор работы: Слушатель

Ф.И.О.

Волгоград 2021

Оглавление


Введение 3

Использование метафор в психологическом консультировании 5

Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании 10

Заключение 13

Библиографический список 14


Введение


Актуальность работы. Метафорические образы и ассоциативные представления известны в истории ещё с начала развития древних цивилизаций как тотемы, маски и различные изображения языческих богов. В современности же основоположниками в изучении символов и метафор стали Зигмунд Фрейд, начавший исследовать метафорические подтексты в своей практике, а также его последователь Карл Густав Юнг, который уже более тщательно свёл воедино современные и древние учения. В основе исследований Юнга присутствовал символ, который, как и метафора, несёт больший смысл, чем представляемое с первого взгляда.

Психологическое консультирование в психоаналитической традиции носит вербальную форму, то есть строится на использовании языка. Метафора является одним из наиболее распространённых языковых тропов.

Различные модели и формы использования метафорических образов позволяют вести эффективную работу с клиентами на практике, но так как взгляды на применение метафор в консультировании фактически не изучены до конца, то применение таких техник требует тщательного анализа для научного обоснования.

В связи с этим, целью исследования является изучение и анализ применения метафор и способов их использования в практической консультационной работе.


Объектом исследования является психологическое консультирование.

Предметом исследования является использование метафор в психологическом консультировании.

Задачи:

  1. Провести анализ основных литературных изданий по проблеме.

  2. Определить ключевые понятия исследования.

  3. Проанализировать практические методы использования метафор в процессе работы психолога с клиентами.


Использование метафор в психологическом консультировании


Метафора – это языковой троп, который характеризуется употреблением слова или словесного выражения в переносном значении с целью на основании сравнения выявить или актуализировать некоторую характеристику или свойство объекта, по отношению к которому применяется метафора.

Французский психоаналитик, философ и психиатр Жак Лакан выделяет три регистра психики: воображаемое, символическое и реальное. Реально это не дифференцируемый и не выражаемый в языке комплекс бессознательных ощущений, имеющих биологическую природу, и порождающих потребность. Воображаемое – это комплекс субъективных образов, представлений субъекта о самом себе, в которых психика пытается обрести целостность.

Третий, выделяемый, Лаканом регистр психики наиболее интересен с точки зрение психологического консультирования и использования метафор. Символическое представляет собой некий порядок дискурса вне человека. Символическое и воображаемое соотносятся как означающее и означаемое. По Лакану человек уже рождается в пространство символического, которое существует вне его.

К символическому относится язык. Как пишет Лакан, «поскольку основная форма обмена в человеческом обществе - обмен словами, использование дара речи, поскольку закон и структура немыслимы вне языка, то символическое обладает лингвистическим измерением».1

Этим, в символический период своей психоаналитической деятельности, Лакан приписывал работе с символическим целебную для психики силу. По Лакану, «законы языка и общества начинают укореняться внутри ребенка по мере того, как он принимает отцовское имя и отцовское "нет"».2

Таким образом, обосновывается важность использования лингвистических структур в контексте психологического консультирования. Теперь перейдем к рассмотрению метафоры в психологическом консультировании.



Необходимо сначала указать место метафоры в культуре вообще. Так как мы показали выше, определяющим для значения лингвистических структур в процессе психологического консультирования является порядок символического, то понятно, что культура является одной из форм конституирования данного порядка.

Метафорой тропов пронизана вся культура. Начиная с литературных произведений, фольклора, массовой культуры и кончая языком религиозных текстов. Метафора является одним из основных речевых тропов, который помогает уйти от прямой фактичности языковых структур, выразить состояния и отношения, которые сложны для фактического выражения.

Юнг утверждал, что «Я» человека ярко показывает истинные грани в символике и метафорических ассоциациях. Таким образом, с помощью метафор психолог может быстро выявлять социальные, духовные и психологические контексты, из которых складываются трудности и проблемы людей. Именно эта особенность метафорических образов представляет основу значимости моего исследования.

В психологическом консультировании под метафорой понимается способ метафорического выражения проблемы, личности и опыта самого клиента с целью терапевтической проработки. По утверждению Милтона Эриксона, при создании метафоры сознание озадачено рождением отклика, который объяснить невозможно. На подсознание метафора воздействует сильнее, активизируя ассоциативные способности и ответные реакции. В результате этого возникает итоговый продукт, который даруется осознанно в виде «нового» знания.

Для каждого человека один и тот же символ/образ может иметь различные значения, но именно это и является наиболее интересным в консультационной работе психолога, потому что, взяв за основу символы и метафоры, консультант неизбежно видит яркую индивидуальность клиента и вместе с ним погружается во внутренний мир человека.

Это явление исключает статичность и единообразие консультирования, подталкивает клиента и психолога к совместному изучению проблемы и поиску путей к её решению. В то же время человек, пришедший на консультацию, вынужденно включается в процесс интерпретации увиденных им образов и увлекается в терапию, незаметно для себя.

Особенно ярко использование такого подхода в консультировании отмечается при работе с использованием ассоциативных метафорических карт
, сказок, мифов и былин. Включение ассоциативного мышления при восприятии тех или иных историй и изображений, помогает психологу и клиенту чётче и быстрее находить ключевые первопричины возникающих трудностей в жизни человека.

Это можно наблюдать при разборах популярных детских сказок, например, рассматривая иллюстрации и текст сказки «Красная шапочка», одни сопереживают приключениям девочки, задумываются о детско-родительских отношениях, другие сочувствуют волку, а третьи акцентируют внимание на жестокости расправы с животным.

При интерпретации сказок, изображений и различных сказаний отдельным человеком раскрываются его личные взгляды на мир и происходящие события, а вместе с тем и проявляются основные психологические установки, заложенные на подсознании.

Таким образом, метафорические образы помогают клиенту увидеть проекции и интроекции, которые он не распознаёт в своей повседневной жизни, а помощь психолога-консультанта позволяет не только увидеть это, но и изменить взгляды и жизненные сценарии, посмотрев на интерпретации под другим углом.

Ценность использования метафор в психологической работе заключается в том, что при этом подходе терапия начинается с первых минут сессии. Клиенту не приходится преодолевать робость и застенчивость, рассказывая о себе. Нет необходимости показывать свои светлые или теневые стороны, опасаясь, что консультант не поймёт его.

Клиент сразу же включается в «игру» и начинает внутреннюю работу над собой без какого-либо сопротивления. В то же время важно понимать, что до сих пор не проводились научные исследования, которые бы подлинно подтвердили точность определённых значений метафорических образов и символики, поэтому невозможно предсказать исход практик и утверждать, что этот подход окажется результативным для всех.

Во время психологического консультирования могут быть использованы следующие виды метафор:

  1. Визуальные (коллаж, рисунок, инсталляция, скульптура, метафорические ассоциативные карты и другие изображения).

  2. Текстовые (притчи, мифы, сказки, мифы, былины и даже анекдоты).

Построение терапевтической метафоры строится по схеме, кторая включает следующие этапы:

  1. Анализ запроса клиента. На данном этапе метафора должна отражать проблемное поле клиента.

  2. Выбор персонажей. На этом этапе необходимо учитывать, что в работе с детьми при выборе персонажей метафоры важна схожесть с ребёнком, его именем, чертами характера.

  3. Кульминация действия. Этот этап отображает проблему клиента, с возрастающей интенсивностью обостряя конфликтную ситуацию.

  4. Заключительный этап. На этом этапе важно, чтобы смыслы, открытые сознанию клиента и сокрытые в метафоре, по результатам анализа и рефлексии были перенесены на проблемную ситуацию и помогли сформировать и выработать новые модели поведения.



Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании


Ассоциативные метафорические карты являются незаменимым инструментом психолога в практической деятельности. Они активно применяются в различных областях психологи: консультировании, тренинговой работе, коррекционной работе.

Уникальность и универсальность таких карт обусловлена тем, что в их основе заложена метафора, которая представляет собой психотерапевтическое воздействие и направлена на бессознательное клиента. Для практического исследования я разработала комплект ассоциативных метафорических карт «Rainbow of animals» с целью обоснования использования их в работе с личностным ресурсом клиента.

Комплект состоит из 98 карт, на которых изображены различные животные в радужных оттенках. Основная цель использования колоды — помочь клиенту найти скрытые ресурсы для личностного роста.

Для апробации системы работы с комплектом я организовала фокус-группу (20 человек, 35-40 лет) и с каждым провела 40-минутную сессию.

В ходе эксперимента участникам предлагалось выбрать из колоды 3 карты «в закрытую», а затем последовательно «открывать» их. При открытии каждой карты я пошагово задавала клиентам вопросы:

  1. Что вы видите на этой карте?

  2. Какими качествами обладает персонаж, изображенный на карте?

  3. В чём его главная сила?

  4. Есть ли в вас все эти качества и эта главная сила?

В ответ на первый вопрос клиенты называли животное, которое видели на карте. Затем описывали те его качества, которые приходили им на ум, например:

  1. Медведь - сильный, мощный, бесстрашный. Кто-то видел в медведе лень и малоподвижность, другие наоборот усматривали быстроту и активность.

  2. Лев - гордый, высокомерный, властолюбивый, сильный. Кто-то увидел льва беззащитным, другие же видели в изображении животного надежность и уверенность в собственных силах.

  3. Еж - шустрый, суетливый, запасливый, любопытный. Кто-то видел ежа колючим и неприступным, а кому-то он показался ласковым и трусливым.

При рассмотрении каждой карты, клиенты видели различные качества и по-разному описывали животных.

Отвечая на последний вопрос, все 20 человек находили в себе названные качества и замечали, что невольно рассказывали о себе, описывая животных. Затем мы продолжали консультацию, обсуждая, как эти качества помогают человеку в жизни, уточняли, какие из качеств клиент не замечал в себе ранее, решали, что нужно развивать и раскрывать далее.