Файл: В. И. Морозова, К. Э. Врублевский методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура отчета следующая:

  • титульный лист,

  • введение,

  • экономическая постановка задачи (назначение разработки, основные документы по задаче),

  • исходные данные (структура исходных таблиц),

  • описание создания функциональной модели (BPwin) и модели данных (ERwin),

  • распечатка (функциональная модель, бизнес-процессы, диаграмма потоков данных, отчеты по BPwin, логическая и физическая модели данных),

- заключение.

4. Список литературы




1. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с Bpwin 4.0. – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002

2. Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2002

3. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. - М.: Финансы и статистика, 2001

4. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001

5. Маклаков С.В. BPwin, ERwin CASE-средства разработки информационных технологий. – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2000

6. http://alice.stup.ac.ru/case/caseinfo/bpwin/part1.html

7. http://www.interface.ru/news/case1.htm

8. http://www.info-system.ru/designing/methodology/sadt/sadt.html

9. http://www.info-system.ru/designing/methodology/sadt/verify_diag.html


Учебно-методическое издание

МОРОЗОВА ВЕРА ИВАНОВНА,

ВРУБЛЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению лабораторных работ

к выполнению лабораторных работ

по разработке информационных систем

с использованием CASE-средств BPwin и ERwin




Подписано в печать Формат Тираж

Усл. печ. л. Заказ Изд. N




127994, Москва, ул.Образцова, 15. Типография МИИТа
3. Объектно-ориентированный подход к разработке модели
Интерес к объектно-ориентированным технологиям значительно возрос за последнее время, когда в центре внимания разработчиков программного обеспечения оказались сложные информационные системы, не поддающиеся программированию «в лоб». Создание подобных систем требует выполнения ряда этапов, предшествующих программированию.


Для поддержки объектно-ориентированных технологий анализа и проектирования систем наиболее часто проектировщики используют систему OOwin.

Для того, чтобы раскрыть сущность объектно-ориентированного подхода к разработке приложений, рассмотрим основные особенности сложных информационных систем.
3.1. Особенности сложных информационных систем
Иерархичность. Описывая характерные черты сложных систем, Г. Буч особое внимание уделяет их иерархическому характеру. Иерархическое построение таких систем облегчает понимание их человеком, возможности которого, связанные с восприятием информации, весьма ограничены. Иерархические структуры позволяют рассматривать только определенный уровень, не вдаваясь в детали реализации. Для сложной системы целесообразно моделировать два типа иерархии — типовую и структурную. Типовая иерархия отражает взаимосвязи "общее-частное", в объектно-ориентированном подходе ей соответствует иерархия классов. Структурная иерархия показывает связи типа "это — часть того". При объектно-ориентированном подходе ей соответствует иерархия объектов.

Групповая разработка. Разработка сложной информационной системы не может быть прерогативой одного человека. Для этой цели формируется группа, в которой каждый выполняет определенные функции. Иерархический характер сложных систем хорошо согласуется с принципом групповой разработки. В этом случае деятельность каждого участника проекта ограничивается соответствующим иерархическим уровнем.

Применяемые инструментальные средства (ИС) должны поддерживать групповую разработку. Для этого современные ИС реализуются в комплексах с архитектурой "клиент-сервер". В них должна быть предусмотрена возможность интеграции результатов работы отдельных участников проекта и защиты их от несанкционированного доступа.

Модифицируемость проекта. Сложные системы, имеющие достаточно длительный жизненный цикл, обычно подвергаются многократной модификации. Это связано как с устранением ошибок, выявленных в процессе разработки, отладки или эксплуатации, так и с необходимостью внесения корректировок и дополнений, вызванных изменениями внешних условий и требований к системе. Очевидно, что при модификации сложных приложений могут возникнуть существенные трудности ввиду значительного объема таких систем и большого числа взаимосвязей между их компонентами.



Сборочное проектирование. При разработке больших информационных систем широко используется концепция сборочного проектирования, основанная на принципе повторно используемых компонентов. Сборка прикладной системы из таких компонентов позволяет значительно сократить время разработки. В связи с этим определяющее значение имеет то, насколько применяемые методики и поддерживающие их ИС обладают возможностями создания повторно используемых компонентов, а также насколько легко их можно применять в других проектах.

Использование стандартных СУБД. Современные большие информационные системы используют в работе стандартные СУБД в основном реляционного типа, причем реализация таких систем обычно осуществляется в среде "клиент-сервер". Интеграция прикладной системы с базой данных (БД) ставит перед разработчиками ряд дополнительных задач. Главной из них является обеспечение преемственности, т.е. возможности использования в разрабатываемом приложении данных, накопленных в БД. Кроме того, при разработке приложения в большинстве случаев возникает необходимость проектирования логической структуры новой БД. Для интегрированных систем с клиент-серверной архитектурой используются специальные инструментальные средства.
3.2. Особенности объектно-ориентированного подхода
Стремление избавиться от недостатков структурного подхода привело к развитию новых идей, основанных на объектной декомпозиции. Такой подход к разработке программных систем получил название объектно-ориентированного. В основе его лежат понятия "объект", "класс", "инкапсуляция" и "полиморфизм". В реальном мире, а точнее, в интересующей разработчика предметной области, в качестве объектов могут рассматриваться конкретные предметы, а также абстрактные или реальные сущности. Например, объектами могут быть покупатель; фирма, производящая определенные товары; банк; заказ на поставку. Объект обладает индивидуальностью и поведением, имеет атрибуты, значения которых определяют его состояние. Так, конкретный покупатель, делая заказ, может оказаться в состоянии, когда денег на его счете не хватает для оплаты, а его "поведение" в этом случае заключается в "обращении в банк за кредитом".

Каждый объект является представителем некоторого класса однотипных объектов. Класс определяет общие свойства для всех его объ-ектов. К таким свойствам относятся:

  • состав и структура данных, описывающих атрибуты класса и соответствующих объектов;

  • совокупность методов — процедур, определяющих взаимодействие объектов этого класса с внешней средой.


Например, описание класса "магазины" может включать некоторые атрибуты (индивидуальные для каждого объекта этого класса — конкретного магазина): "название", "адрес", "штат сотрудников", "текущий счет", а также методы: "формирование заказов на поставку товаров", "передача товара со склада в торговую секцию" и т.д. Объекты и классы обладают характерными свойствами, которые активно используются при объектно-ориентированном подходе и во многом определяют его преимущества.

Инкапсуляция — это скрытие информации. При объектно-ориентированном программировании предусмотрена возможность запрета доступа к атрибутам объектов, кроме как через его методы. Внутренняя структура объекта в этом случае скрыта от пользователя, т.е. объекты можно считать самостоятельными сущностями, отделенными от внешнего мира. Для того чтобы объект произвел некоторое действие, ему извне необходимо послать сообщение, которое инициирует выполнение нужного метода. Инкапсуляция позволяет изменять реализацию любого класса объектов без опасения, что это вызовет нежелательные побочные эффекты в программной системе. Тем самым упрощается процесс исправления ошибок и модификации программ.

Наследование — возможность создавать из классов новые классы по принципу "от общего к частному". Наследование позволяет новым классам при сохранении всех свойств классов-родителей (называемых в дальнейшем суперклассами) добавлять свои черты, отражающие их индивидуальность. С точки зрения программиста новый класс должен содержать только коды и данные для новых или изменяющихся методов. Сообщения, обработка которых не обеспечивается собственными методами класса, передаются суперклассу. Наследование позволяет создавать иерархию классов и является эффективным средством внесения изменений и дополнений в программные системы.

Полиморфизм — способность объектов выбирать метод на основе типов данных, применяемых в сообщении. Каждый объект может реагировать по-своему на одно и то же сообщение. Полиморфизм позволяет упростить исходные тексты программ, обеспечивает их развитие за счет введения новых методов обработки.

Объектно-ориентированная декомпозиция заключается в представлении системы в виде совокупности классов и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложной системы отражается в виде иерархии классов, а ее функционирование рассматривается как взаимодействие объектов.


При таком подходе сложная система описывается наиболее естественным образом.

Жизненный цикл объектно-ориентированной разработки программных систем содержит несколько этапов, но в отличие от структурного подхода в нем нет строгой последовательности их выполнения. Процесс носит принципиально итеративный характер, что полностью отвечает потребностям разработчиков.

Разработка начинается с этапа исследования — объектно-ориентированного анализа. Здесь предъявляются требования к системе. Затем осуществляется анализ предметной области, в ходе которого определяются классы и объекты, которые составляют словарь предметной области. Результатом исследования должно быть получение достаточно полных сведений для создания модели системы.

После исследования начинается объектно-ориентированное проектирование, в ходе которого детализируется представление классов и объектов, полученных на этапе анализа. Определяются структуры данных, методы, отношения между классами, разрабатываются сценарии взаимодействия объектов. При проектировании системы могут вводиться новые классы и объекты, если это потребуется для решения поставленных проблем. В результате проектирования должна быть создана детальная модель системы, составлены спецификации объектов, классов и отношений, достаточные для их программирования.

Программирование, тестирование и сборку системы Г. Буч рассматривает как единый этап, называемый эволюцией системы. Объектно-ориентированный подход обеспечивает быстрое создание прототипов проектируемой системы, постепенное развитие которых приводит к конечному результату. На этом этапе также возможно введение новых классов, изменение структур данных, добавление новых методов. Следует заметить, что программирование и тестирование отдельных компонентов системы возможно до завершения проектирования, что экономит время разработки. Современные объектно-ориентированные ИС, применяемые при разработке программных систем, обычно обладают возможностями автоматизации процессов, выполняемых на этом этапе. Модификация системы может рассматриваться как отдельный этап. Возможность внесения изменений — естественное свойство сложных систем, обеспечивающее их развитие. При объектно-ориентированном подходе модификация не требует полного пересмотра проекта, затрагивая лишь необходимые для этого классы и объекты.