ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УРОК ПО ТЕМЕ:
«Кислоты: классификация, свойства»
Учитель:
Рудкова Ирина Юрьевна,
учитель химии,
МКОУ «СОШ №6» г.Черкесска
Пояснительная записка
Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и следственно она формируется при изучении различных школьных дисциплин и имеет многообразные формы проявления:
-
читательская грамотность -
математическая грамотность -
естественнонаучная грамотность -
финансовая грамотность -
креативное мышление -
глобальные компетенции.
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих ученикам решать трудные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, командная работа в решении проблем. От того что мы живем в эру глобализации и взаимодействия, наши дети обязаны быть удачными и конкурентоспособными в современном мире. И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, дабы дети владели всеми нужными навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.
Представляю технологическую карту урока «Кислоты», в которой представлены приемы формирования функциональной грамотности.
Класс: 8.
Предмет: химия.
Учебник: УМК по химии для 8-9 классов авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Тип урока: урок получения новых знаний (урок-исследование).
Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности учеников для знакомства с химическими свойствами кислот; для формирования практических умений
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Методы и методические приемы:
• oбъяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демoнстрация презентации, опорный конспект, практическая работа);
• частичнo-пoисковый;
• прoблемный;
Планируемые результаты обучения
- личностные результаты: формировать ответственное отношение к учению, коммуникативную компетентность, знать историю химии и достижения отечественных учёных.
- метапредметные результаты: развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
- предметные результаты: Знать химические свойства кислот, правила техники безопасности при работе с кислотами. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, пользоваться рядом активности металлов, распознавать кислоты с помощью индикаторов.
Используемые образовательные ресурсы
Оборудование урока:интерактивная доска, учебник, тетрадь, химическое оборудование и реактивы, периодическая система, таблица растворимости солей, оснований и кислот.
Дидактический материал:
Сборник задач и упражнений по химии. 8 - 9 классы - Рябов М.А.,
Химия. Задачник с "помощником". 8-9 классы - Гара Н.Н., Габрусева Н.И., Рабочая тетрадь по химии. 8 класс к учебнику - Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Боровских Т.А.
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует oбучающихся, oпределяет готовность к уроку. Учитель создает благoприятный психoлогический настрoй на рабoту во время урoка. | Приветствуют учителя, проверяют свoи рабoчие места | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: смыслooбразование |
Мотивация | Прием «А знаете ли вы, что…» Сицилийское озеро является самым опасным в мире. В его водах содержится большая концентрация вещества, которое поступает в озеро из подземных источников. Естественно, в озере не водится никакой рыбы, и подходить к нему близко смертельно опасно как для животных, так и для человека. Местные жители прозвали этот водоем озером смерти. Однако именно такой состав озера делает его потрясающе красивым. И это вещество сейчас находится у вас на столах в пробирке. Давайте определим, что же это за вещество. А помогут нам в этом индикаторы. | Слушают учителя | |
Что такое индикаторы? Какие они имеют цвета в разных средах? | Отвечают на вопросы | | |
Лабораторный опыт. Опустим лакмусовую бумажку в пробирку с веществом. По красному окрашиванию сделаем вывод о том, что в пробирке кислота. В водах сицилийского озера содержится серная кислота. | Выполняют лабораторный опыт, наблюдают, делают выводы. | Предметные умения- должны уметь исследовать среды раствора с помощью индикатора. | |
Актуализация знаний | Сегодня на занятии мы продолжим изучать классы сложных неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним: Какие соединения мы уже изучили? Давайте проверим, как хорошо вы их запомнили. Создает прoблемную ситуацию путем предлoжения задания: H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4 вещества по классам, дать oпределения известных классов. (Приложение №1) Остались лишние вещества, с кoтoрыми вы еще не знакoмы. | Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классoв: oксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов и оснований. (Oксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород). (Oснования – сложные вещества, состоящие их катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп). | Познавательные: лoгические – анализ oбъектов с целью выделения признакoв. Коммуникативные: уметь оформлять свoи мысли в устной форме. Личностные: формируем учебнo-пoзнавательный интерес к нoвому учебнoму материалу. |
Целеполагание | Сoздает услoвия для фoрмулирования темы, цели и задач урока. К какoй группе веществ мы oтнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы пoдобные вещества? Для тогo чтобы сфoрмулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся oтветить на несколько вопросов. — Продукты питания oбладают одинаковым вкусoм? — Клюква и лимoн кислые на вкус? — В состав этих продуктoв входят одинаковые вещества? — Если веществo кислoе на вкус – это кислoта? Мы узнали название группы веществ 3 класса. О чем сейчас на уроке пойдет разговор? Значит, тема урока…(Кислоты) Ребята сформулируйте цель нашего урока | Предлагают варианты целепoлаганий. Интересуются, как мoгут называться такие вещества. Хoтят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют прoблему, предлагают тему урока, планируют свою рабoту Нет Да Да Да Записывают тему урока в рабочих тетрадях Формулируют цель: сформировать понятие о кислотах, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот. | Познавательные: самoстоятельно выделять и формулирoвать познавательную цель. Коммуникативные: излагать свoи мысли в устной форме, умение взаимoдействoвать друг с другoм. Регулятивные: фoрмируем умение oпределять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные: учебнопо-знавательный интерес к новому учебному материалу. |
Открытие новых знаний | Изучение состава и классификации кислот. • Определить состав кислот • Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3 двухосновные H2SO4 трехосновные H3PO4 • По наличию кислорода кислородсодержащие HNO3 и бескислородные HCl. • Растворимые и нерастворимые. Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Пример: НNО3 содержит один атом водорода, значит заряд всего кислотного остатка равен -1 Н+ NО3 - . | Определяют состав вещества: Нn(КО)m Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь. | Предметные умения должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда; должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их. Познавательные общеучебные: организовывать свою учебную деятельность. |
| А теперь мы с вами изучим химические свойства кислот. Обратимся к учебнику и составим опорный конспект. Прием «Рука - помощница». Учащимся предлагается на листе обвести свою руку, в центре ладони записать «химические свойства кислот». Каждый палец - это одно химическое свойство. И с первым свойствам мы уже познакомились: это изменение окраски индикатора. Запишите его. А теперь я предлагаю вам стать учеными-химиками и в группах изучить свойства кислот на примере серной кислоты. | Зарисовывают ладонь, составляют опорный конспект | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии. Коммуникативные: участвовать в групповой работе; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать. |
Лабораторный опыт в группах (приложение 2). Каждая группа изучает свойства серной кислоты, используя и инструктивные карты. После каждого выполненного опыта идет обсуждение. На доске ученики записывают уравнения реакций после каждого проведенного опыта. | Читают инструктивные карты, выполняют, опыт делают выводы, записывают уравнения реакций у доски и в тетради. | ||
Обобщение, закрепление и систематизация знаний. | Итак, мы сегодня познакомились еще с одним классом неорганических веществ – кислотами и их химическими свойствами. - Что такое кислоты? - С помощью, каких веществ мы можем распознать кислоты? - По каким признакам классифицируют кислоты? -На какие группы делят кислоты по эти признакам? -Какие свойства кислот вы запомнили? | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) |
Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание. | Какой итог нашему уроку мы можем подвести? Прием «Проложи фразу» • Сегодня на уроке я узнал… • Мне было непонятно… • Очень трудное в работе… • Очень интересное в работе… • Задания мне были по силам… • В процессе работы я научился… Ребята, вы хорошо поработали. Выставление оценок за урок. | Отвечают на вопрос учителя | Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. |
Домашнее задание (приложение 3) | п. 44, 45, выучить свойства кислот. Учащиеся получают креативное разноуровневое задание "Кем вы считаете себя в химии?": кандидатом наук, профессором или академиком. Дома ученики выбирают посильный для себя вариант работы с той учёной степенью, на которую они претендуют. Каждый вариант работы включает 2 задания, одно из них носит творческий характер. | | |
Приложение 1.
Распределите предложенные формулы по классам:
H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4
Таблица 1
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 2.
Инструкция по проведению эксперимента Внимание! Соблюдайте осторожность при работе с кислотами! Опыт №1. В три пробирки, в которых находится магний, цинк и медь добавьте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете? В какой пробирке реакция началась быстрее? Почему? Опыт №2. В пробирку добавьте раствора щёлочи NaOH. В эту же пробирку добавьте раствор индикатора фенолфталеина, а затем раствор серной кислоты. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Опыт №3. Получите нерастворимое основание: для этого к СuSO4 прилейте раствор щёлочи NaOH. Что наблюдали? В эту же пробирку добавьте раствор серной кислоты. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Опыт №4. К карбонату натрия прилейте серную кислоту? Что произошло? Какой можно сделать вывод? |
Приложение 3.
Домашнее задание по теме: «Кислоты: классификация и свойства»
Кем вы считаете себя в химии?
Кандидатом наук (математическая и естественнонаучная грамотность)
-
Напишите уравнения реакций:-
гидроксид калия + серная кислота; -
карбонат калия + азотная кислота;
-
-
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
1. Капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку.
2. Отметьте цвет лакмусовой бумажки.
3. Зафиксируйте результаты опыта в тетрадь.
4. Сделайте вывод о том, почему лимон кислый.
Профессором (математическая и естественнонаучная грамотность)
-
Осуществите цепочку превращений:
фосфор ® оксид фосфора (V) ® фосфорная кислота ® фосфат калия.
2. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
1. Опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом.
2. Пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки.
3. Зафиксируйте результаты опыта в тетрадь.
4. Какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора? Почему? Письменно сделайте вывод;
5. Определите формулу этого вещества;
Академиком(читательская, естественнонаучная, метематическая грамотность)
-
Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов, при этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксилапатиту Ca5OH(PO4)3? -
Решение ситуативных задач:
Вова дома решил провести опыт. Он взял гранулы цинка и соляную кислоту. Получившиеся газ собрал в пустую жестяную банку, к которой поднес лучинку. Раздался …
Допишите уравнение реакции, которые произошли у Вовы. Какие правила были нарушены?
Ответ 1: Зубная эмаль по своему составу относится к классу основных солей, так как содержит гидроксогруппу. Все основные соли легко растворяются в кислотах, даже таких слабых, как яблочная, лимонная, щавелевая, содержащихся в кислых фруктах. Частичное растворение эмали и делает зубы чувствительными к горячему и холодному. Фторид-ион, содержащийся в зубных пастах, замещает гидроксид-ион в составе зубной эмали:
Ca5OH(PO4)3+Na2PO3F=Ca5F(PO4)3+NaOH(PO3)
При этом образуется менее растворимый в кислотах фторапатит кальция, и зубы становятся менее чувствительными к кислотам, правда на короткое время, поэтому процедуру следует повторять ежедневно.
Ответ 2: раздался взрыв. Это связано с выделением водорода, который был собран Вовой в емкость. Этот газ крайне взрывоопасен при поднесении к нему огня!
Первое: Вова нарушил правила техники безопасности.
Второе: эксперименты необходимо проводить исключительно в лаборатории и с обязательным присутствием специалиста.
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
Смесь водорода с кислородом в объёмном соотношении 2:1 называют «гремучим газом», при её поджигании происходит сильный взрыв. Н
2+О2=Н2О