Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1352

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



22. Земля, золото, произведения искусств – традиционные объекты инвестирования, вызванного желанием снизить опасность обесценения своих финансовых активов в период инфляции.

23. Дж. М. Кейнс критически относился к использованию государственных расходов и системы налогообложения в качестве инструментов повышения уровня занятости.

24. Инфляция приводит к снижению реальнцх доходов у всех слоев населения.
ПРОБЛЕМЫ
1. На рисунке 16.1 представлены кривые спроса (DD и D1D1) и предложения

"(SS) на рынке труда. Отрезок LL отражает количество имеющейся рабочей

силы.

а) Кривая DD отражает первоначальный спрос на рынке труда. Определите:

(1) Уровень равновесной заработной платы.

(2) Численность занятых.

(3) Численность добровольно неработающих.

Рис. 16.1. Спрос и предложение на рынке труда
(4) Численность вынужденно неработающих (при условии, что данный уровень равновесной заработной платы определяет численность желающих работать).

б) Спрос на рынке труда сократился: кривая DD переместилась влево в положение DjDi. При условии, что заработная плата носит гибкий характер, определите:

(1) Равновесный уровень зарплаты, соответствующий новому уровню спроса на труд.

(2) Численность занятых.

(3) Численность вынужденно неработающих.

(4) Численность добровольно неработающих.

в) При условии, что заработная плата носит жесткий характер (не снижается), рассчитайте:

(0 Численность занятых.

(2) Численность вынужденно неработающих.

(3) Численность добровольно неработающих.

2. В таблице 16.2 приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВНП (млрд долл.).

В. 1990 году экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%.
Таблица 16.2










Год

Потенциал ВНП

Фактический ВНП

1990 1991 1992

3000

3800

4125

3000

3705

3712,5


а) Рассчитайте по данным, относящимся к 1991 году:

– Разницу между фактическим, и потенциальным объемом ВНП (в абсолютном и в процентном выражении).


– Используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1991 году.

б) Рассчитайте по данным, относящимся к 1992 году:

– Разницу между фактическим и потенциальным объемом ВНП (в абсолютном и в процентном выражении).

– Используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1992 году.

3. В таблице 16.3 приведены индексы цен по годам:

Таблица 16.3


Год

Индекс цен

Уровень инфляции (в %)

1

2

3

4

100,00 112,00 123,00 129,00





а) Рассчитайте уровень (темп) инфляции для каждого года.

б) Используя «правило величины 70», определите количество лет, необходимых для удвоения уровня цен (в качестве знаменателя последовательно принимайте рассчитанные в пункте а) темпы для каждого года).

в) Определите процентное изменение реального дохода, если номинальный доход во втором году по сравнению с первым увеличился на 15%, и в третьем году по сравнению со вторым – на 7%,

г) Если номинальный доход во втором и третьем годах был равен 25 тыс. долл., какова абсолютная величина реального дохода в эти годы?

д) Если номинальный уровень процента за кредит во втором году был равен 14% (для заемщиков периода между первым и вторым годами) и в третьем году – 18% (для заемщиков периода между вторым и третьим годами), то каков был его реальный уровень в соответствующие годы?
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
Основные термины и понятия
1. н; 2. з; 3. г; 4. м; 5. ч; 6. л; 7. х; 8. е; 9. к; 10. о; 11. р; 12. д; 13. с; 14. ц; 15. п; 16. т; 17. а; 18. и; 19. б; 20. у; 21. в; 22. ж; 23. ф.
Упражнения
1. а) Б; б) 3; в) Н; г) Н; д) Н; е) 3; ж) Н; з) 3.

2. а) Первый год 4093 тыс. чел., 4,8%; пятый год 7929 тыс. чел., 8,3%.

б) Численность рабочей силы росла быстрее, чем занятость.

в) Нет, так как уровень безработицы, равный 8,3%, согласно оценкам многих экономистов, превышает естественный уровень безработицы и не соответствует полной занятости.

3. а) 10%.

б) 89,5 млн чел., 9,5 млн чел., 9,6%.

4. а) Увеличится на 3%. - \ б) Снизится до 28 тыс. долл.

5. а) 110.

б) Его значение определяется в пределах 105–ПО.
Тесты



1. б; 2. в; & б; 4. в; 5. а; 6. а; 7. д; 8. в; 9. г; 10. г; 11. в; 12. г; 13. а; 14. г; 15. в; 16. б; 17. д; 18. г; 19. а; 20. а.
Верно/Неверно


  1. В; 2. В; 3. Н; 4. В; 5. В; 6. В; 7. Н; 8. В; 9. В; 10. Н; 11. В; 12. Н; 13. В; 14. Н; 15. В; 16. Н; 17. Н; 18. Н; 19. В; 20. Н; 21. В; 22. В; 23. Н; 24. Н.


Проблемы

1. а) 10 долл., 800 чел., 200 чел., 0. б) 8 долл., 700 чел., 0, 300 чел.

н) 600 чел., 200 чел., 200 чел.

2. а) 95 млрд долл., 2,5%, 7,5%. б) 412,5 млрд долл., 10%, 10%.

3. а) 12%; 10%; 5%.

б) 5,83; 7; 14.

в) +3%; -3%.

г) 22 321 долл.; 20 292 долл. Д) 2%; 3%.


Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ



Основная модель общеэкономического равновесия выражается через равенство совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Совокупный спрос – это экономический агрегат, равный реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен. Модель совокупного спроса графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен.

На динамику потребляемого (покупаемого) ВНП влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой AD. Неценовые факторы вызывают изменение в совокупном спросе, сдвигая кривую AD влево или вправо. К ценовым факторам (кроме уровня цен), которые влияют на динамику объема AD, относятся: 1) эффект процентной ставки; 2) эффект богатства, или кассовых остатков; 3) эффект импортных закупок. Неценовые факторы многообразны. Изменения в потребительских расходах могут быть вызваны изменениями и в уровне благосостояния потребителей, и в их ожиданиях, и в размерах потребительской задолжности и налогов. На инвестиционные расходы влияют динамика процентной ставки, перспективы получения прибыли на вложенный капитал, уровень налогов на предпринимательство, развитие технологии и степень использования производственных мощностей. Изменения в государственных расходах, как правило, вызываются политическими решениями. Расходы на чистый экспорт зависят от динамики и уровня дохода других стран и от валютного курса национальной денежной единицы.

Совокупное предложение – это экономический агрегат, равный наличному реальному объему производства' при каждом возможном уровне цен. Модель совокупного предложения графически может быть представлена кривой, выражающей положительную зависимость между уровнем цен и объемом национального производства. Но стоит принять во внимание дискуссию, которая ведется в экономической науке относительно природы и формы этой кривой. Важно также понять, что форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек производства на единицу продукции в условиях, когда меняются объемы национального производства. В современной экономической литературе выделяется три отрезка кривой AS. На горизонтальном отрезке (кейнсианском) изменение в объеме национального производства осуществляется при постоянных ценах. На промежуточном (восходящем) отрезке увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом цен. На вертикальном отрезке кривой
совокупного предложения повышаются только цены, а реальный ВНП остается неизменным. Классическая школа признает только вертикальную конфигурацию этой кривой, в то время как кейнсианцы последовательно отстаивают идею о том, что она также включает горизонтальный и восходящий отрезки. А это означает, что сдвиг совокупного спроса приводит не только к изменению номинального, но и реального ВНП, затрагивая таким образом и производство, и занятость.

Влияние неценовых факторов на динамику совокупного предложения графически иллюстрируется сдвигом кривой AS.

Эффект неценовых факторов связан с их воздействием на издержки единицы производимой продукции, их динамику при неизменном уровне цен.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся: 1) уровень цен на производственные ресурсы (внутренние и импортные); 2) структура рынка; 3) производительность; 4) изменения правовых норм.

Равновесный уровень цен и равновесный объем производства предполагает равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Это равенство в графическом выражении иллюстрируется точкой пересечения кривых AD и AS.

Смещение этих кривых оказывает влияние на равновесный объем национального производства. Если кривая совокупного спроса AD смещается на горизонтальном отрезке кривой AS, изменяется только реальный объем ВНП; смещение ее на промежуточном отрезке приводит к изменению и номинального, и реального ВНП; на вертикальном отрезке сдвиг кривой AD сопровождается только увеличением цен (инфляция спроса), а реальный ВНП остается неизменным.

Увеличение совокупного спроса вызывает рост цен (при сдвиге кривой AD на промежуточном и вертикальном отрезках кривой AS) но его сокращение приводит к их падению с определенным временным лагом (эффект храповика). При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой AS влево будет способствовать росту цен (инфляция, вызванная ростом издержек производства). Если она сдвигается вправо, то реальный объем производства увеличивается, что свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.
Учебные цели
1. Объяснить, что такое совокупный спрос.

2. Определить ценовые и неценовые факторы, которые влияют на динамику совокупного спроса.