Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1375

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



Подчеркивая, что ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики, необходимо иметь ввиду, что цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой и предприниматели, и владельцы производственных ресурсов ориентируются на рынке. Эта сигнальная система эффективно работает только в условиях свободной конкуренции. Во-первых, потому, что лишь в такой ситуации ценовые сигналы точно отражают рыночный спрос; во-вторых, именно конкуренция заставляет агентов рынка поступать в соответствии с этими сигналами; в-третьих, она обеспечивает сближение частных и общественных интересов. Положительно Оценивая эффективность стимулов и принципов хозяйствования, свойственных рыночной системе, нельзя игнорировать и присущие ей минусы. Они – следствие законов рынка, которые вызывают к жизни тенденции к нестабильному развитию экономики (инфляции, безработице, падению темпов роста), к усилению неравенства в распределении доходов, ограничивают возможности развития сфер, связанных с производством общественных благ и услуг. Поэтому для современной рыночной системы характерно государственное вмешательство в экономическое развитие. Его масштабы и формы широко варьируются от страны к стране. Но в рыночной экономике существуют объективные границы для расширения экономических функций государства. Корректируя действие рыночного механизма, смягчая его отрицательные стороны, государство не должно подрывать основы рыночного ценообразования и свободную конкуренцию.
Учебные цели
1. Ознакомиться с основными характеристиками рыночной системы хозяйства.

2. Уяснить принципы и стимулы развития, свойственные рынку.

3. Понять роль ценового механизма и конкуренции в рыночной экономике.

4. Уяснить, каким образом ценовой механизм и конкуренция решают фундаментальные проблемы экономической организации общества.

5. Раскрыть преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования.

6. Выявить причины, форму и объективные границы вмешательства государства в развитие рыночной экономики.

7. Ознакомиться с простейшей рыночной моделью кругооборота доходов, ресурсов и продукта и выяснить ее инструментальную роль в изучении рыночной хозяйственной системы.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Право собственности


б. Рынок

в. Рынок ресурсов

Д. Свобода предпринимательства

е. Несовершенная конкуренция

ж. Совершенная конкуренция

з. Деньги

и. Бартер

к. Рынок продуктов и услуг

л. Экономические издержки

м. Экономическая прибыль

н. Специализация

о. Общественные товары (блага)

п. Ценовый механизм (ценовая система)

р. Внешние эффекты

1. Обмен товара на товар (услугу).

2. Право использовать и/или владеть экономическими ресурсами.

3. Механизм, который соединяет покупателя и продавца.

4. Товар (или услуга), который не может исключаться из потребления. Он производится в рамках государственного сектора при условии, если приносит большую общественную пользу.

5. Рыночная структура, для которой характерно большое число независимых продавцов и покупателей, имеющих право свободного входа на рынок и выхода из него.

6. Использование индивидом, фирмой, регионом или страной ресурсов для производства одного или нескольких определенных видов товаров и услуг.

7. Эффекты производства или потребления данного блага, воздействие которого на третьих лиц (они не являются ни продавцами, ни покупателями) никак не отражается в цене этого блага.

8. Рыночная структура, в которой ограничено число покупателей и (или) продавцов и отсутствует свободный вход на рынок. Такая структура позволяет отдельным рыночным агентам оказывать влияние на уровень цен и масштабы производства.

9. Разделение трудового процесса на отдельные операции, которые выполняются разными работниками.

10. Альтернативные издержки.

11. Использование и распределение ресурсов на основе ценовых сигналов.

12. Право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство по собственному желанию, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять ее масштабы.

13. Имущество, обладающее абсолютной способностью к обмену (абсолютной ликвидностью).

14. Общий доход фирмы за вычетом всех ее альтернативных издержек.

15. Рынок, на котором домохозяйства продают предпринимателям принадлежащие им факторы производства.

16. Рынок, на котором предприниматели продают, а семейные хозяйства покупают продукты и услуги.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Если монополистическое положение собственника позволяет ему сокращать производство товара, удерживать высокие цены и получать сверхприбыли, изменит ли это выбор общества? Почему?

а) Будет ли изменен ответ на вопрос «что производить»?



б) Будет ли изменен ответ на вопрос «как производить»?

в) Будет ли изменен ответ на вопрос «для кого производить»?

2. Если нестабильность делового цикла настолько увеличила риск дальнейшего наращивания капиталовложений, что цены на товары стали расти, а производство падать, будет ли изменен выбор общества? Почему?

а) Будет ли изменен ответ на вопрос «что производить»?

б) Будет ли изменен ответ на вопрос «как производить»?

в) Будет ли изменен ответ на вопрос «для кого производить»?

3. Имеются три инвестиционных проекта:

А: Издержки равны $ 150. Будущая прибыль = $ 1 в год. Б: Издержки равны $ 150. Будущая прибыль = $ 15 в год. В: Издержки равны $ 1000. Будущая прибыль = $ 75 в год.

а) Рассчитайте норму прибыли для каждого проекта (А, Б, В).

б) Если уровень процента за капитал, полученный в кредит, равен 5%, 7% и 11%, то при каком уровне этих процентных ставок реализация проектов А, Б, В будет выгодна (В) или невыгодна (Н) для предпринимателя.

ТЕСТЫ
1. Конкурентный рыночный механизм – это способ:

а) Согласования решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства.

б) Синхронизации этих решений.

в) Согласования и синхронизации этих решений.

г) Ни синхронизации, ни согласования этих решений.

2. Какое из следующих определений относится к понятию «экономические издержки»:

в) Платежи рабочим, владельцам земли, собственникам капитала и предпринимателям.

б) Только те платежи рабочим, земельным собственникам, владельцам капитала и предпринимателям, которые оплачивают услуги их производственных ресурсов.

в) Все платежи работникам, землевладельцам, собственникам капитала и предпринимателям минус нормальная прибыль.

г) Все платежи работникам, землевладельцам, собственникам капитала и предпринимателям плюс нормальная прибыль.

3. Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:

а) Уровень прибыли ниже нормального для данной экономики.

б) Неспособность фирм данной отрасли к расширению производства.

в) Невозможность другим фирмам «войти» в данную отрасль.

г) Более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в среднем по стране.

4. Какое из этих явлений не может быть следствием снижения потребительского спроса на продукт:

а) Падение прибыли в отрасли, производящей этот продукт.


б) Сокращение предложения продукта.

в) Сокращение производства в отрасли.

г) Рост цен на ресурсы, которые заняты в этой отрасли.

5. При наличии множества недостатков у ценового механизма есть одно неоспоримое преимущества. Оно выражается:

а) В предоставлении личной свободы всем агентам рынка.

б) В эффективном распределении ресурсов.

в) В уравнительном распределении дохода.

г) В стабильном развитии экономики.

6. Проблема «как производить» в рыночной экономике решается:

а) На основе динамики и объема потребительского спроса, которые определяются через цены на конечные продукты.

б) Через стремление производителей к получению прибыли и, следовательно, к минимизации издержек производства.

в) На основе широкого использования в экономике средств производства.

г) На основе специализации, которая используется при применении разных технологических способов производства.

7. Решение проблемы «что производить» в рыночной экономике связано с:

а) Определением уровня специализации экономики.

б) Выбором между производством средств производства и производством предметов потребителя.

в) Формирование такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства,

г) Развитием рынка совершенной конкуренции.

8. Какие из этих социальных явлений связаны с общественным разделением труда:

а) Появление денег, необходимых для обмена.

б) Появление капитала.

в) Взаимосвязь и взаимозаменяемость людей в производстве.

г) Ни одно из этих явлений не связано с данной тенденцией.

9. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:

а) Действует вне системы специализации и цен.

б) Предлагает достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены.

в) Пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений.

г) Сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.

10. В рыночной экономике проблема «для кого производить» решается следующим образом:

а) Потребители предлагают цены на товары, которые больше всего хотят купить и отказываются покупать (или соглашаются приобрести по низким ценам) менее привлекательные для них товары.

б) Производители устанавливают цены на производственные ресурсы (в соответствии с их полезностью), определяя таким образом денежный доход собственника конкретного ресурса, который затем может быть использован для покупки товаров и услуг.


в) На основе распределения доходов в соответствии с' потребностями потребителей.

г) На основе конкуренции, которая сдерживает рост прибыли, сохраняя цены на уровне, доступном для потребителя.

11. Если справедливо, что большая часть потребляемых обществом товаров создана в прошлые годы, а производимые в настоящее время товары предназначены для, будущего, то следует ли из этого, что общество в широких масштабах использует:

а) Специализацию и разделение, труда.

б) Деньги.

в) Капитал.

г) Рекламу.

12. Земля, капитал, труд – базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:

а) Деньги, акции, облигации.

б) Только акции и облигации.

в) Деньги и акции, но не облигации.

г) Ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу.

13. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?

а) Распределением денежных доходов в обществе.

б) Оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования.

в) Определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов.

г) Определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы или всего населения.

14. Роль государства в решении проблемы «для кого производить» значительна, если она:

а) Способствует усилению равенства в обществе.

б) Стимулирует рост эффективности экономики.

в) Содействует экономической стабилизации.

г) а), б), в).

15. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) Конкуренция.

б) Централизованное планирование.

в) Частная собственность.

г) Свобода предпринимательского выбора.

16. Чьим интересам соответствует максимизация прибыли?

а) Частных фирм.

б) Земельных собственников.

в) Рабочих..

г) Потребителей.

17. В смешанной экономике роль государства:

а) Никак не проявляется.

б) Ограничена.

в) Значительна.

г) Проявляется во многих секторах хозяйства.

18. Какие два типа рынка включены в модель кругооборота?

а) Реальный и денежный.

б) Реальный и рынок продуктов и услуг.

в) Денежный рынок и рынок ресурсов.

г) Рынок продуктов и услуг и рынок ресурсов.

19. В экономике, функционирующей в условиях полной занятости и полного использования других-ресурсов на постоянной технологической основе: