Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1371

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



7. Экономическое равновесие может иметь место на различных участках (отрезках) кривой совокупного предложения.
Учебные цели
1. Выяснить основные концептуальные различия между классической и кейнсианской моделями равновесного производства,

2. Понять, почему кейнсианцы в отличие от классиков полагают, что равновесное производство возможно в условиях не только полного, но и неполного использования всех производственных ресурсов, если речь идет о краткосрочном периоде.

3. Уяснить два метода измерения ЧНП и раскрыть их функциональное назначение.

4. Объяснить модель мультипликатора и ее значение для определения изменений в объеме равновесного ЧНП.

5. Раскрыть содержание парадокса бережливости.

6. Выяснить влияние внешней торговли на равновесный объем ЧНП.

7. Понять связи двух равновесных моделей: кейнсианской, которая отражает взаимозависимость между совокупными расходами и реальным ЧНП при постоянном уровне цен и Моделью «совокупный спрос – совокупное предложение», характерезующей взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения при переменном уровне цен.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Метод сопоставления совокупных расходов и объема производства.

б. Классическая теория занятости

в. Закон Сэя

г. Эффективный спрос

д. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

е. Эффект мультипликатора

ж. Мультипликатор

з. Парадокс бережливости

и. Открытая экономика

к. Закрытая экономика

л. Метод «изъятий и инъекций»
1. Макроэкономическая концепция, выдвинутая классической школой, которая, в частности, утверждала, что рыночный механизм создает условия для полной занятости населения.

2. Попытки общества больше сберегать оборачиваются сохранением прежнего или даже меньшим фактическим объемом сбережений.

3. Выявление равновесного ЧНП через определение его реального объема, при котором совокупные расходы равны национальному продукту.

4. Определение равновесного ЧНП путем выявления такого его объема, при котором размер «изъятий» равен размеру «инъекций».

5. Значение совокупного спроса в точке пересечения его кривой с кривой совокупного предложения, которое' намерены поддерживать предприниматели.

6. Отношение изменения равновесного ЧНП к изменению объема инвестиций или к изменению любого другого компонента совокупных расходов.


7. Экономика страны, которая осуществляет экспорт и импорт товаров и услуг.

8. Модель, которая отражает взаимосвязь между совокупными, расходами и реальным ВНП при постоянном уровне цен.

9. Влияние, которое оказывает изменение совокупных расходов на равновесный ЧНП.

10. Экономика страны, которая не импортирует и не экспортирует товары и услуги.

11. Макроэкономический принцип, согласно которому совокупное предложение товаров создает равный совокупный спрос на них.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Определите воздействие на динамику объема ВНП и уровня цен (рост (+), падение (-), отсутствие изменения (0)) перечисленных ниже факторов – в трактовке кейнсианцев и классиков (при прочих равных условиях):

а) Рост потенциального объема ВНП.

б) Рост совокупного спроса.

в) Рост процентной ставки и сокращение совокупного спроса.

г) Рост цен на нефть, в результате которого падает спрос на другие товары и услуги.

д) Крупная катастрофа, в связи с которой потенциальный объем ВНП падает на 25%.

На основе ответов заполните таблицу 19.1.

Таблица 19.1

2. На рисунке 19.1 (графики А и Б) изображены кривые совокупного предложения при потенциальном объеме производства, равном 1000 млрд долл.


Рис. 19.1. Кривые совокупного предложения
а) Определите, какой из этих графиков отражает классическую и какой кейнсианскую точку зрения на конфигурацию кривой совокупного предложения.

б) Какая из двух концепций – классическая или кейнсиакская – утверждает, что сокращение совокупного спроса не влияет на объем ВНП, но приводит к моментальному изменению общего уровня цен?

3. В соответствии с классической моделью равновесного производства рассчитайте уровень средней цены, если совокупный выпуск страны составляет 500000 единиц; количество обращающихся денег – 1 000 000 долл., а скорость их обращения равна 4.

4. Рисунки 19.2 и 19.3 иллюстрируют первоначальное равновесие на рынке автомобилей и на рынке труда. Покажите, как в соответствии с классической теорией изменится равновесие на рынке автомобилей и рынке труда для автомобилестроения, если спрос на автомобили повысится.

б. Функция потребления имеет вид: С = 100 + 0.9DI (располагаемого дохода).

а) Рассчитайте потребительские расходы и сбережения при данных значениях располагаемого дохода (см. таблицу 19.2):



Таблица 19.2





Рис. 19.2. Кривые спрос» и предложения Рис. 19.3. Кривые спроса и предложения на рынке автомобилей на рынке труда
Таблица 19.3

Объем ЧНП (NNP)

Потребление (С)

Сбережения (S)

550

520

30

560

526

34

570

532

38

580

538

42

590

544

46

'600

550

50

610

556

54

620

562

58

630

568

62


б) Рассчитайте предельную склоннсть к потреблению (МРС) и к сбережению (MPS).

в) Рассчитайте мультипликатор расходов (М).

6. В таблице 19.3 приведены данные, характеризующие потребительские расходы-, сбережения и размер ЧНП в экономике закрытого типа (в долл.).

а) Объем ЧНП в условиях полной занятости равен 590 долл. Определите, величину мультипликатора инвестиций.

б) Чистые плановые инвестиции составили 58 долл. Определите разницу в объемах номинального и реального ЧНП. Какой характер имеет разрыв между ними – инфляционный или дефляционный?

в) Чистые плановые инвестиции равны 31 долл, Определить разницу в объемах реального ЧНП, достигнутых в условиях неполной и полной занятости. Какой характер имеет этот разрыв – инфляционный или дефляционный?
ТЕСТЫ
1. Главная причина, позволившая кейнсианской теории потеснить классическую, состоит в том, что:


а) Кейнсианская теория объяснила поведение экономики в длительном периоде.

б) Кейнсианская теория объяснила поведение экономики в коротком периоде.

в) Классическая теория не смогла объяснить поведение экономики в коротком периоде.

г) Кейнсианская теория свои основные положения не связывала с количеством обращающихся в стране денег.

д) Верны ответы б) и в)..
2. Закон Сэя фиксирует связь между:

а) Пятнами на солнце, погодными условиями и объемом производства в аграрной сфере.

б) Спросом на деньги и их предложением.

в) Сбережениями, инвестициями и уровнем процента.

г) Кредитом,, производством и рынком труда.

д) Производством, доходом и затратами.
3. Саморегулирующая рыночная система гарантирует:

а) Отсутствие дефицита товаров.

б) Невозможность избытка товаров.

в) Возможность часто появляющегося устойчивого и длительного дефицита товаров.

г) Дефициты и излишки товарной массы, которые быстро исчезают в результате действия ценового механизма.

д) Верны ответы а) и б).
4. Спрос на труд:

а) Непосредственно связан с уровнем заработной платы.

б) Непосредственно связан с предложением продукта, произведенного этим трудом.

в) Определяется спросом "на машины и оборудование.

г) Определяется спросом на продукт, который производится этим .трудом.

д) Верны ответы а) и г).
5. Если люди становятся менее бережливыми, то, при прочих равных условиях:

а) Будет расти спрос на кредит.

б) Цена кредита будет падать.

в) Кривая сбережений сдвинется влево.

г) Величина сбережений будет расти при каждом данном уровне процентной ставки.

д) Все перечисленные ответы верны.
6. Идея, согласно которой уровень производства при полной занятости и полном использовании всех ресурсов не зависит от наличной денежной массы и уровня цен, относится:

а) К кейнсианской теории.

б) К марксистской теории.

в) К количественной теории денег.

г) К закону Сэя.

д) Все перечисленные ответы верны.
7. Какие из перечисленных концепций классической макроэкономической теории критиковал Дж. М. Кейнс?

а) Закон Сэя.

б) Количественную теорию денег.

в) Теорию рыночного саморегулирования экономики.

г) Все предыдущие ответы верны.

д) Верны только ответы а) и в).
8. Согласно теории Дж. М. Кейнса, сбережения могут превышать инвестиции, если:

а) Уровень процентной ставки растет.

б) В течение длительного времени в экономике существует перепроизводство и безработица.


в) Не действует закон Сэя.

г) Перепроизводство и безработица невозможны в данной экономике.

д) Верны ответы б) и в).
9. Согласно кейнсианской концепции потребительских расходов:

а) Потребительские расходы имеют непосредственное отношение к располагаемому доходу.

б) Если располагаемый доход растет, потребительские расходы падают.

в) Если располагаемый доход растет, то его доля, направленная на потребление, падает.

г) Все предыдущие ответы верны.

д) Верны только ответы а) и в).
10. Идея, согласно которой с изменением величины располагаемого дохода объем потребительских расходов тоже изменяется, но в меньшей степени, важная составляющая:

а) Кейнсианской теории инвестиций.

б) Кейнсианской теории занятости.

в) Классической макроэкономической теории.

г) Количественной теории денег.

а) Кейнсианской теории потребления.
П. Согласно кейнсианской теории, уровень производства определяется величиной совокупного спроса. Это означает, что:

а) Производство дохода создает спрос на этот доход.

б) Спрос на деньги заставляет предпринимателей производить товары и услуги,

в) Предприниматели попытаются расширить производство до уровня полной занятости.

г) Объем продукции, который предприниматели решат производить, будет определяться предъявляемым на него спросом.

д) Верны только ответы а) и в),
12. Согласно кейнсианской модели равновесия, экономика будет равновесна, если:

а) Сумма потребительских расходов минус сбережения равна инвестициям. 1 б) Динамика денежного предложения в течение определенного периода постоянна.

в) Плановые потребительские расходы плюс инвестиции равны общим «изъятиям».

г) Государственный бюджет сбалансирован.

д) Совокупное предложение равно совокупному спросу.
13. Согласно «парадоксу бережливости», желание сберечь при каждом уровне дохода вызовет;

а) Сдвиг кривой потребления вниз.

б) Уменьшение равновесного уровня национального дохода и производства.

в) Сдвиг кривой сбережения вверх,

г) Рост количества людей, которые осуществляют сбережения.

д) Верны только ответы а), б) ив).
14. В простой модели Дж. М. Кейнса, если совокупное предложение равно совокупному спросу, то:

а) Запасы будут сокращаться и предприниматели начнут расширять производство.