Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1356

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



д) Все предыдущие ответы неверны.
17. Проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики по сравнению с проблемами сокращения объема производства и роста безработицы. Это утверждение отражает точку зрения сторонников:

а) Ежегодно балансируемого бюджета.

б) Бюджета, балансируемого на циклической основе.

в) Функциональных финансов.

г) Эффекта вытеснения.

д) Кривой Лаффера.
18. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:

а) Роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада.

б) Сокращения государственных расходов и увеличения налогов в период экономического спада.

в) Роста государственных расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема.

г) Роста государственных расходов при неизменных ставках налогов в период инфляционного подъема.

д) Сокращения государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада.
ВЕРНО/НЕВЕРНО
1. Размеры государственного долга можно определить путем суммирования стоимости всех государственных облигаций, имеющихся на руках у населения.

2. Внутренний долг приводит к перераспределению доходов.

3. Ежегодный бюджетный дефицит равен доходам госбюджета за вычетом его расходов.

4. Вызывает сомнение, что государство может одновременно использовать фискальную политику, направленную на достижение полной занятости и балансировать свой бюджет на циклической основе.

5. Сторонники концепции функциональных финансов считают, что балансирование бюджета как ежегодно, так и на циклической основе имеют второстепенное значение по сравнению с достижением полной занятости и ценовой стабильности.

6. Инфляция увеличивает реальную стоимость номинального государственного долга.

7. Продавая государственные облигации иностранцам для финансирования растущих расходов, правительство накладывает определенное бремя на будущие поколения.

8. Финансируя растущие расходы за счет увеличения индивидуальных налогов, государство накладывает определенное бремя на будущие поколения.

9. Эффект вытеснения сдвигает кривую спроса на инвестиции влево.

10. Увеличение международной ценности национальной валюты ведет к расширению объема производства и занятости в данной стране.


11. Более точную характеристику государственного долга дает не его абсолютная величина, а отношение ее к объему ВНП.

12. Сторонники теории функциональных финансов считают, что госбюджет должен балансироваться не ежегодно, а на циклической основе.

13. Величина государственного долга представляет собой накопленную сумму всех дефицитов госбюджета (за вычетом бюджетных излишков).

14. Увеличение международной ценности национальной валюты ведет к росту экспорта и сокращению импорта.

15. Бюджет, балансируемый на циклической основе, может вызвать сокращение государственных расходов и увеличение налоговых поступлений в период спада.

16. Исторической причиной государственного долга обычно являются войны и экономические спады.

17. Утверждение, что крупный государственный долг может привести к банкротству государства, неверно, так как долг не обязательно следует погашать – его можно лишь рефинансировать.

18. Внешний долг не может б,ыть бременем, которое должна нести национальная экономика.

19. Отношение процентных платежей к величине ВНП характеризует уровень налогообложения, необходимый для выплаты процентов по государ- i ственному долгу.

20. Дефицит государственного бюджета образуется, если доходы государства растут.
ПРОБЛЕМЫ
В таблице 27.1 приведены данные о величине спроса на инвестиции при различных ставках процента. Средняя склонность к потреблению равна 0,8.
Таблица 27.1


а) Как изменится равновесный реальный объем чистого национального продукта, если объем государственных закупок товаров и услуг увеличится на 20 долл.?

б) Как изменится равновесный объем реального чистого национального продукта, если правительство получило эту сумму путем увеличения налогов на 20 долл.?

в) Как изменится объем плановых чистых инвестиций, если правительство получило 20 долл. на денежном рынке, что привело к увеличению ставки процента с 5% до 6%? Как в этом случае изменится равновесный реальный объем чистого национального продукта? Определите чистый эффект увеличения государственных расходов, выраженный в изменении величины реального объема чистого национального продукта.



2. См. таблицу 27.2.

Таблица 27.2


а) Определите характер и величину бюджетного сальдо при объеме ВНП, равном 900 млрд долл.; при объеме ВНП, равном 1100 млрд долл., достигаемом в условиях полной занятости.

б) Каково соотношение между предполагаемыми инвестициями и сбережениями в условиях полной занятости (чистый экспорт равен нулю)?
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
Основные термины и понятия
1. е; 2. в; 3. а; 4. г; 5. б; 6. д; 7. ж.
Упражнения
1. а) Дефицит госбюджета составляет 0,2 млрд долл. 3 б) Излишек госбюджета составляет 0,2 млрд долл. I

2. а) Государственный долг увеличится на 1 млрд долл.

б) Нет. Ежегодное превышение прироста национального продукта над сум-1 мой процентов составит 220 млн долл. Через 5 лет накопленной суммы! окажется достаточно для выплаты долга. I

- 3. а) 10000 долл. I

6) Нет. 1

в) Сумма долга – 10 000 долл., величина процента – 400 долл.

г) Сумма долга – 10 300 долл., величина процента – 412 долл.

д) Сумм"а долга – 10 000 долл., величина процента – 712 долл.
Тесты
1. в; 2. а; 3. г; 4. в; 5. г; 6. а; 7. в; 8. б; 9. г; 10. в; 11. а; 12. б; 13. г;1 14. б; 15. в; 16. б; 17. в; 18. а.

1
Верно/Неверно
1. В; 2. В; 3. Н; 4. В; 5. В; 6. Н; 7. В; 8. Н; 9. Н; 10. Н; 11. В; 12. Н; \ 13. В; 14. Н; 15. Н; 16. В; 17. В; 18. Н; 19. В; 20. Н.
Проблемы
1. а) Увеличится на 100 долл.

б) Увеличится на 20 долл. 1

в) Уменьшится на 25 долл.; уменьшится на 125 долл.; уменьшится на 25 долл.

2. а) Дефицит равен 30 млрд долл.; излишек равен 40 млрд долл.

б) Инвестиции должны быть на 40 млрд долл больше, чем сбережения. Ц


Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ



Главный вопрос, на который стремится ответить теория экономического роста, сводится к тому, каким образом можно увеличить реальный объем номинального продукта в долгосрочном периоде, то есть в услових полной занятости. Ответ на этот вопрос имеет практическое значение, так как его решение позволяет преодолеть ограниченность ресурсов и, следовательно, расширить возможности экономики удовлетворять потребности общества. Экономический рост измеряется двумя способами: увеличением реального ВНП и ростом его объема на душу населения за определенный период времени.

Факторы экономического роста можно разделить на три группы; факторы предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, объем основного капитала, технология); факторы спроса (уровень совокупных расходов) и факторы распределения (эффективное использование ресурсов). Но при обсуждении проблем экономического роста на первый план обычно выдвигается роль факторов предложения. Поэтому экономический рост нередко определяют с помощью сдвига кривой предложения вправо. Рассматривая экономический рост в его связи с факторами предложения, можно сделать вывод, что увеличение ВНП определяется и наращиванием ресурсов, и повышением эффективности их использования. Первое требует расширения экстенсивных факторов роста предложения, второе на первый план выдвигает интенсивные факторы его расширения. В настоящее время в развитых странах первостепенную роль в объяснении экономического роста играют интенсивные факторы – технический прогресс, организация и управление производством, общее и профессиональное образование. На экономический рост оказывают влияние и иные факторы. Одни из них сдерживают экономический рост (например, большие капиталовложения в охрану окружающей природы, выхолащивание творческого начала в трудовой деятельности, острые социальные коллизии и т. д.). Другие, напротив, могут его ускорять (например, благоприятная социальная, культурная, политическая ситуация в обществе). У экономистов нет однозначного отношения к экономическому росту, так как он сопровождается не только положительными, но и отрицательными последствиями.


Среди сторонников экономического роста существуют разнргласия относительно роли государства в его стимулировании и регулировании.

Кейнсианская школа связывает экономический рост, в первую очередь, с факторами спроса и утверждает, что с помощью фискальной и кредитно-денежной политики государство может его регулировать, прежде всего, в краткосрочном периоде. Сторонники теории экономики предложения считают, что экономический рост связан, в первую очередь, с факторами предложения, которое должно стимулироваться продуманной системой налогообложения.

Многие экономисты считают, что экономический рост предполагает участие государства в формировании определенной индустриальной политики, которая создает благоприятные условия и стимулы для повышения его темпов.

При наличии самых различных точек зрения на роль государства в регулировании экономического роста, экономисты, как правило, признают, что возможности его влияния на уровень капиталоемкости и склонности к сбережению в условиях полной занятости очень ограничены.
Учебные цели
1. Раскрыть понятие экономического роста и способы его измерения.

2. Понять различия между экстенсивным и интенсивным экономическим I ростом.

3. Определить основные факторы, оказывающие влияние на экономический I рост.

4. Дать характеристику технического прогресса в современных условиях.

5. Показать характер и возросшую роль инвестиций в человеческий капитал как фактора экономического роста.

6. Выявить отрицательные последствия технического прогресса.

7. Раскрыть роль государства в регулировании экономического роста
Основные термины и понятия
а. Инвестиции в человеческий капитал

б. Инновация

в. Экономический рост

г. Экстенсивный экономический рост

д. Интенсивный экономический рост

1. Инвестиции, направленные на повышение квалификации и развитие способностей работников.

2. Увеличение реального объема ВНП в абсолютном выражении, или в рас- : чете на душу населения.

Экономический рост, основанный на использовании интенсивных фак-.оров (более эффективное использование ресурсов).

4. Первое коммерческое применение новой технологии.

5. Экономический рост, основанный на использовании экстенсивных факторов (увеличение объема используемых ресурсов).
УПРАЖНЕНИЯ
1. На основании данных, приведенных в таблице 28.1, определите следующие величины:

а) Реальный объем ВНП в расчете на душу населения (полученные данные занесите в таблицу).