Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1377

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



д) Рассчитайте объем производства велосипедов и ракеток в каждой стране, заполните таблицу 29.3 и покажите, какие выгоды могут иметь обе страны от международной торговли.
Таблица 29.3


е) На отдельном графике начертите линии производственных возможностей для каждой страны.

ж) Можно ли на основе данной графической иллюстрации производственных возможностей сделать вывод о потенциальном выигрыше от международного обмена? Обоснуйте ваш ответ.
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
Основные термины и понятия

1. и; 2. в; 3. д; 4. л; 5. а; 6. н; 7. к; 8. м; 9. о; 10. б; 11. г; 12. е; 13. з; 14. ж; 15. п.
Упражнения
1. а) 10 Долл.

б), в) Япония будет экспортировать 1 млн транзисторных радиоприемников в США.

г) Экспорт и импорт будут снижаться.

2. а) Цена ОВ (равна мировой цене); импорт FP (превышение внутреннего спроса над внутренним предложением при данной цене).

б) Цена ОС, объем импорта JM.

в) Вырастет на величину EG.

г) BCML.

д) Доход от пошлины HJML, рента BCJF.

е) FHJ + LMP.

3. a) DM.

б) ОВ.

в) Внутреннее производство вырастет с ОС до ОЕ, а потребление упадет с OL до ОН.

г) Если бы график иллюстрировал введение импортной квоты, то прямоугольник FGJK выражал бы доход от пошлины, поступающий в госбюджет. В данном случае этот прямоугольник показывает доход, который достается и иностранным продавцам и местным импортерам.

д) DFG + JKM. + часть FGJK, поступающая иностранным продавцам.
Тесты
1. б; 2. г; 3. в; 4. г; 5. д; 6. г; 7. д; 8. г; 9. в; 10. а; 11. а; 12. в; 13. в.
Верно/Неверно
1. Н; 2. В; 3. Н; 4. В;5. Н; 6. Н; 7. Н; 8. Н; 9. Н; 10. В; 11. В; 12. В; 13. В; 14.Н; 15.В.
Проблемы
1. а) Да.

б) США обладают абсолютным преимуществом в производстве компьютеров; Франция обладает абсолютным преимуществом в производстве вина.

в) См. рисунок 29.5.sJlHHHfl 1в.

г) См. рисунок 29. 5. Линия 1г.

д) См. рисунок 29.6. Линия 1д.

е) См. рисунок 29.6. Линия 1е.

2. а) См. рисунки 29.5 и 29.6. Линии 2а.

б) Выше, чем раньше. На рис. 29.5 линия торговых возможностей (2а) лежит выше прежней (1г).

в) Ниже, чем раньше. На рис. 29.6 линия торговых возможностей (2а) лежит ниже прежней (1е). '

3. а) Увеличится. Вырастет.

б) Уменьшится. Упадет.

в) Уменьшится. Упадет.



Рис. 29.5. Производственные и торговые возможности США

Рис. 29.6. Производственные и торговые возможности Франции
г) Увеличится. Вырастет.

д) Увеличится. Вырастет.

е) Уменьшится. Упадет.

4. а) 5/8.

б) 2/3.

в) Страна Н. Страна G.

г) Цена единицы одежды будет равна от 5/8 до 2/3 цены единицы продуктов питания.

5. а) Страна А.

б) Альтернативные издержки производства велосипедов:

В стране А: 1 велосипед = 2 ракеткам

В стране Б: 1 велосипед = 3 ракеткам Альтернативные издержки производства ракеток:

В стране А: 1 ракетка = 1/2 велосипеда

В стране Б: 1 ракетка = 1/3 велосипеда

в) Страна А, так как она имеет сравнительно меньшие альтернативные издержки.

г) См. таблицу 29.4.
Таблица 29.4


д) См. таблицу 29.5. Суммарное производство велосипедов не ишспшю^р (по условию задачи), но выпуск теннисных ракеток увеличился с 350 до. 400 штук. Как конкретно распределится этот выигрыш между двумя странами – может зависеть, например, от валютного курса (если две страны используют разные денежные валюты).

е) См. рисунок 29.7. ЛПВд и ЛПВб – линии производственных возможностей, соответственно, страны А и страны Б.


Рис. 29.7. Линии производственных возможностей стран А и Б


Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



В международных торговых и финансовых операциях используются разные национальные валюты. Экспортные операции страны порождают спрос на ее валюту за рубежом и одновременно предложение иностранной валюты. Импорт создает внутренний спрос на иностранную валюту и предложение национальной валюты. Обмен одной валюты на другую осуществляется на валютных рынках.

Все сделки» которые имеют место между резидентами страны и резидентами других зарубежных государств, отражаются в платежном балансе данной страны.

Счет текущих операций фиксирует все поступления и расходы иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также чистые трансфертные платежи из страны в другие государства мира. Счет движения капитала отражает потоки капитала, связанные с куплей/продажей в течение года материальных и финансовых активов. Для урегулирования несбалансированности платежного баланса по текущим операциям и движения капитала используются официальные резервы иностранной валюты. Статьи платежного баланса, отражающие экспортные операции, выступают как кредит, поскольку означают поступление, «зарабатывание» иностранной валюты; статьи, отражающие импортные операции, считаются дебетом, поскольку означают расход иностранной валюты.

Существуют три основных системы валютных (обменных) курсов: 1) фиксированные, 2) свободно плавающие и 3) управляемые плавающие валютные курсы..

В условиях фиксированных валютных курсов каждая страна устанавливает золотое (долларовое) содержание своей денежной единицы, определяя тем самым обменный курс между своей валютой и валютами других стран. Для поддержания фиксированного курса национальной валюты страна использует свои резервы иностранной валюты или куплю-продажу золота. Свободно плавающие валютные курсы определяются на основе спроса и предложения и исключают всякое воздействие государства на цену своей валюты. Свободное колебание валютных курсов автоматически корректирует дефициты и активы платежных балансов.

Система управляемых плавающих валютных курсов предусматривает, что центральные банки разных стран должны покупать и продавать на открытых рынках иностранную валюту для сглаживания краткосрочных и значительных колебаний (нередко усиленных спекулятивными операциями) валютных курсов.

Учебные цели
1. Объяснить, каким образом финансируется международная торговля.

2. Уяснить, что такое платежный баланс страны, и проанализировать его структуру.

3. Объяснить, что такое валютный курс и как разные национальные валюты обмениваются друг на друга.

4. Рассмотреть и оценить различные системы валютных курсов.

5. Показать связь между режимом обменных курсов и платежным балансом.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
a. Валютный (обменный) курс

6. Золотой стандарт

в. Платежный баланс

г. Счет текущих операций

д. Обесценение национальной валюты

е. Удорожание национальной валюты

ж. Счет движения капитала

з. Гибкий валютный курс и Фиксированный валютный курс

к. Официальные резервы

л. Дебет платежного баланса

м. Девальвация валюты

н. Кредит платежного баланса

0. Система управляемых плавающих валютных курсов.

1. Курс валюты, который определяется спросом на иностранные деньги и их предложением он может свободно повышаться или понижаться.

2. Использование (расходование) иностранной валюты.

3. Цена, уплачиваемая в собственной валюте за единицу иностранной валюты.

4. Уменьшение государством установленной стоимости валюты.

b. Курс валюты, свободное повышение или снижение которого не допускается.

6. Система, при которой каждая страна устанавливает золотое содержание своей денежной единицы.

7. Означает, что для покупки единицы какой-либо иностранной валюты потребуется затратить больше единиц национальной валюты, чем раньше.

8. Раздел платежного баланса страны, в котором фиксируется приток и отток капитала.

9. Иностранная валюта во владении центрального банка страны.

10. Фиксирует все операции, которые имели место в течение года между резидентами одной страны и резидентами других зарубежных стран.

11. Означает, что на покупку единицы какой-либо иностранной валюты потребуется затратить меньше единиц национальной валюты, чем раньше.

12. Раздел платежного баланса страны, в котором фиксируются объемы ее экспорта и импорта тораров и услуг, чистого дохода от инвестиций и чистого объема трансфертных платежей.

13. «Зарабатывание» иностранной валюты.

14. Предполагает, что центральные банки разных стран должны покупать и продавать иностранную валюту для сглаживания частых и значительных колебаний валютных курсов.
УПРАЖНЕНИЯ


  1. На рисунке 30.1 показаны кривые предложения японских телевизоров на американском рынке, отражающие два временных периода.




Рис. 30.1. Кривые предложения японских телевизоров на рынке США
а) Одна кривая предложения соответствует периоду времени, который предшествовал обесценению доллара США по отношению к японской иене; другая кривая соответствует периоду после обесценения доллара. Определите, какая кривая соответствует первому периоду, а какая – второму. Объясните, почему.

б) Какое влияние окажет обесценение доллара США на цену японского телевизора (в долларах)?

в) Как повлияет эта ситуация (пункт (б)) на расходы американцев (в долларах) на японские телевизоры, если спрос на них в Соединенных штатах эластичный по цене?

г) Как повлияет эта ситуация (пункт (б)) на расходы американцев (в долларах) на японские телевизоры, если спрос на них в Соединенных штатах неэластичный по цене?

2. На рисунке 30.2 показана кривая спроса в Японии на американские компьютеры.

а) Если японская иена обесценивается по отношению к доллару США, то как изменится количество американских компьютеров, продаваемых в Японии по цене 4000 долл.; увеличится или уменьшится?


Рис. 30.2. Кривая спроса на компьютеры США в Японии
б) Как изменится в этой ситуации спрос на американские компьютеры: вырастет или упадет?

в) Как изменятся в этой ситуации расходы японцев (в долларах) на американские компьютеры: вырастут или упадут?

3. Ниже приводится список внешнеэкономических операций между страной А и другими странами:

(млн долл.)

Покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм 50

Импорт товаров и услуг в страну А 100 .

Экспорт товаров и услуг из страны А 120

Денежные переводы из других стран в страну А 30

Продажа ценных бумаг фирм страны А иностранцам 60

Импорт золота в страну А ^ 60

Составьте платежный баланс страны А.

4. Ниже приведена карта спроса на швейцарские франки и их предложения:

Цена франка Объем спроса на франки Объем предложения франков

(в долларах) (млн франков) (млн франков)

0,80 300 400

0,70 320 "370

0,60 f 340 340

0,50 360 310

0,40 380 280

а) Каков равновесный валютный курс доллара?

б) Каков равновесный валютный курс швейцарского франка?

в) Какое количество долларов будет куплено на валютном рынке?

г) Какое количество швейцарских франков будет куплено на валютном рынке?