ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1351
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ
Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД
Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ
Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН
Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ
Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ
Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ
Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Спрос на товары по-разному реагирует на изменения их цен, доходов потребителей и цен других товаров.
Коэффициент ценовой эластичности (ер) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собою отрицательную величину. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента.
В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (ер < 1), единичной эластичности (ер – 1) и эластичный (ер > 1). В случае абсолютной неэластичности (ер = 0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; в случае абсолютно эластичного спроса (ер = ) она параллельна (выше) оси абсцисс.
Эластичность линейкой функции спроса изменяется в зависимости от уровня цены. Спрос является эластичным при высоких ценах и неэластичным при низких.
Ценовая эластичность спроса влияет на объем общей выручки от продажи данного количества товара. Если спрос неэластичен, то общая выручка продавца изменяется в том же направлении, что и цена реализуемого товара. При эластичном спросе направления изменений упомянутых величин противоположны. Если спрос отличается единичной эластичностью, выручка остается прежней.
Товар обладает тем большей ценовой эластичностью, чем больше заменителей он имеет (т. е. чем менее он необходим потребителю), а также, чем выше доля расходов на его приобретение в бюджете потребителя. На эластичность влияет также длительность исследуемого периода времени. Чем продолжительнее этот период, тем выше ценовая эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса по доходу (ei) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Товары называются недоброкачественными, если величина ei является отрицательной. Нормальные товары отличаются положительной величиной коэффициента. Они могут относиться к предметам первой необходимости (0 < ei < 1), второй необходимости (ei = 1) и к предметам роскоши (ei > 1). Коэффициент перекрестной эластичности (еху
) характеризует степень реакции объема спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y). Величина данного коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. Они могут быть взаимозаменяемыми (еХу > 0), взаимодополняемыми (еху < 0) и нейтральными (еху = 0). Эластичность предложения показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения играет фактор времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель,
тем больше возможности его приспособления к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными областями их использования.
Учебные цели
1. Понять, что означает ценовая эластичность спроса.
2. Уяснить, как ценовая эластичность спроса может быть использована для измерения реакции объема спроса на изменения в цене товара.
3. Раскрыть содержание спроса: эластичного, единичной эластичности и неэластичного.
4. Выявить, чем обусловлены различия в величинах коэффициента ценовой эластичности спроса на различные товары.
5. Понять, что означает эластичность спроса по доходу и уяснить как она рассчитывается.
6. Установить связь между величиной коэффициента эластичности спроса по доходу и характером реализуемого товара.
7. Изучить перекрестную эластичность спроса и метод ее расчета; сравнить различия в величине коэффициента перекрестной эластичности по взаимозаменяемым, взаимодополняемым и нейтральным товарам.
8. Обратить внимание на ценовую эластичность предложения, формулу расчета ее коэффициента, а также зависимость его величины от фактора времени.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Коэффициент ценовой эластичности спроса
б. Коэффициент эластичности спроса по доходу
в. Абсолютно неэластичный спрос Г; Спрос единичной эластичности %
Д. Коэффициент перекрестной эластичности спроса
е. Неэластичный спрос
ж. Эластичный спрос
з. Взаимозаменяемые товары
и. Предметы роскоши
К- Недоброкачественные товары
л. Абсолютно эластичный спрос
М-Коэффициент ценовой эластичности предложения
в. Взаимодополняемые товары
о. Нормальные товары
1. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности выше единицы
(т.е. объем спроса изменяется в большей степени, чем цена).
2. Такие товары, для которых существует обратное соотношение между изменением цены на один из них и изменением объема спроса на другой.
3. Величина процентного изменения объема спроса на данный товар при однопроцентном изменении его-цены.
4. Спрос, объем которого не меняется при изменении цены.
5. Величина процентного изменения объема предложения товара при однопроцентном изменении его цены.
6. Такие товары, для которых коэффициент эластичности спроса по доходу больше единицы (иными словами, потребление этих товаров растет быстрее дохода покупателя).
7. Величина процентного изменения объема спроса на данный товар при однопроцентном изменении дохода потребителя.
8. Случай, при котором изменение объема спроса происходит при неизменной цене товара.
9. Величина процентного изменения объема спроса на данный товар при изменении цены другого товара.
10. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности равен единице, т. е. цена и объем спроса изменяются в одинаковой степени.
11. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности меньше единицы, т. е. величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена.
12. Товары, для которых существует прямое соотношение между изменением цены на один из них и изменением объема спроса на другой.
13. Товары, объем спроса на которые сокращается при увеличении дохода потребителя.
14. Товары, объем спроса на которые растет при увеличении дохода потребителя.
УПРАЖНЕНИЯ
-
В таблице 5.1 представлен объем спроса на мороженое при различных уровнях цены.
Таблица 5.1
Цена м порцию, долл. | Объем спроса, тыс. порций | Расходы (выручка), тыс. долл. | Коэффициенты ценовой эластичности спроса |
2,10 | 10 | | |
1,80 1,50 1,20 0,90 0,60 0,30 | 20 30 40 50 60 70 | | |
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| |
а) Начертите кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси, а количество порций мороженого – на горизонтальной.
б) Предположим, что цена порции мороженого равняется 1,20 долл. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 30 центов?
Будет ли ответ иным, если на 30 центов сократится любая другая цена?
в) Определите расходы на мороженое при каждом из значений цены; полученные данные занесите в таблицу.
г) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены; полученные Данные занесите в таблицу,
д) Начертите кривую расходов на мороженое, обозначив сумму расходов на вертикальной оси, а величину спроса – на горизонтальной.
е) При какой цене выручка окажется максимальной?
ж) При какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1 ?
з) При каких значениях цены спрос является эластичным? Неэластичным?
2. В таблице 5.2 приведены коэффициенты ценовой и перекрестной эластичности спроса на продукты питания, вино и пиво.
Таблица 6.2
Товары | | Коэффициенты | |
ценовой | перекрестной эластичности в зависимости | от спроса на: | |
эластичности | продукты питания вино | пиво | |
Продукты питания Вино Пиво | 0,25 1,2 0,85 | X 0,06 -0,13 X 0,07 0,41 | 0,01 0,27 X |
На основании данных, приведенных в таблице, ответьте на следующие вопросы:
а) Для каких товаров спрос является эластичным, а для каких – неэластичным?
б) Какое влияние оказывает изменение цен продуктов питания на потребление вина и пива? Какой можно сделать вывод о характере связи между продуктами питания и другими представленными в таблице товарами? в) На рисунке 5.1 показана кривая спроса на вино. Покажите, как изменится положение этой кривой, если вырастет цена на (1) продукты питания, (2) пиво.
3. Какой из кривых спроса DD, dd, изображенных на рисунке 5.2, представлен спрос на электроэнергию за более длительный период времени? Обоснуйте свой ответ.
4. В таблице 5.3 представлены данные о структуре расходов семьи за два года (цены на товары А, Б, В, Г не меняются). Заполните таблицу.
5. Покажите, как повлияет уменьшение дохода на положение кривой спроса на товары А, Б и В, если известно, что коэффициент эластичности спроса по доходу для них составляет соответственно 1,7; -0,8; 0.
Рис. 5.1. Спрос на вино
Рис. 5.2. Кривые долгосрочного и краткосрочного спроса на электроэнергию
Таблица 5.3
Покупаемые товары | Расходы на покупку (долл.) | Доля в бюджете семьи (%) | Эластичность спроса | Характер товара | |
| 1-й год | 2-й год | 1-й год 1 2-й год | по доходу | |
Товар А Товар Б Товар В Товар Г | 30 50 30 70 25 20 15 60 | | | ||
| | | |||
| | ||||
| | ||||
Итого | 100 | 200 | 100 100 | | |
ТЕСТЫ
1. Ценовая эластичность спроса будет выше:
а) На товары первой необходимости, чем на предметы роскоши.
б) В тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя.
в) Чем больше альтернативные издержки производства товаров.
г) Чем менее необходим товар потребителю.
д) Ни в одном из перечисленных случаев.
2. Сокращение предложения товара ведет к увеличению:
а) Спроса на взаимодополняемые товары.
б) Общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене.