Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1364

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ



Потребительское поведение рассматривается с позиций предельной полезности и кривых безразличия.

Под предельной полезностью понимается прирост общей полезности товара при увеличении объема его потребления на одну единицу. По мере того, как количество потребляемого товара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. В этом заключается закон убывающей предельной полезности, лежащий в основе закона спроса. Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми. Подход с позиции кривых безразличия предполагает не количественное соизмерение потребностей, а лишь их ранжирование. Каждая кривая безразличия графически отображает множество наборов продуктов, обладающих одинаковой полезностью для потребителя.

Обычно кривые безразличия демонстрируют уменьшающиеся предельные нормы замещения (MRS), в соответствии с которыми одно благо может быть замещено другим без изменения общей величины полезности для потребителя. Уменьшение MRS объясняется тем, 'что потребитель готов отказаться от уменьшающегося количества одного товара ради приобретения единицы другого товара (движение вниз по кривой безразличия). Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности, составляет карту безразличия. Наборы товаров, выражаемые более высокими кривыми безразличия, имеют для потребителя относительно большую полезность.

Если кривые безразличия характеризуют предпочтение потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности, ограниченные размерами потребительского бюджета. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов (групп продуктов), требующих одинаковых затрат на их приобретение. Бюджетная линия характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров. При изменении покупательной способности бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение, параллельное первоначальному. Изменение соотношения цен на товары приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.


Стремясь к максимальному удовлетворению своих потребностей, потребитель попадает в положение потребительского равновесия (точка касания бюджетной линии с кривой безразличия, в которой MRS двух товаров равна обратному соотношению цен на них).

Линия «доход–потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с различными уровнями дохода. Для нормальных товаров она имеет положительный наклон. Линия «цена–потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе строится кривая спроса. Необходимо учитывать два отдельных эффекта, влияющих на величину потребительского спроса. Эффект дохода возникает вследствие того, что при снижении цены потребитель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода. Эффект замещения указывает на то, что потребитель замещает подешевевшим товаром другие продукты.
Учебные цели
1. Раскрыть содержание предельной полезности товара, показать ее отличие от общей полезности и сформулировать закон убывающей предельной полезности.

2. Уяснить правило максимизации полезности.

3. Изучить кривые безразличия и дать их характеристику, а также разобраться в карте безразличия и установить, чем отличаются друг от друга различные кривые, расположенные на карте.

4. Обратить внимание на предельную норму замещения продуктов и показать, что лежит в основе изменения ее величины.

5. Раскрыть содержание бюджетной линии и факторы, определяющие ее положение на графике.

6. Уяснить положение потребительского равновесия и выявить, под влиянием каких факторов оно может изменяться.

7. Понять, каким образом могут быть построены кривые «доход–потребление» и «цена–потребление» и как на основе кривой «цена–потребление» строится кривая спроса. ,

8; Раскрыть содержание эффекта дохода и эффекта замещения и влияние, оказываемое ими на величину потребительского спроса.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Полезность

б. Кривая безразличия

в. Бюджетная линия

г. Предельная норма замены

д. Эффект замены

е. Кривая «доход–потребление»

ж. Предельная полезность

з. Карта безразличия

и. Эффект дохода

к. Равновесие потребителя

л. Набор безразличия

м. Кривая «цена–потребление»

1. Соотношение, в котором одно благо может быть заменено другим без изменения уровня полезности для потребителя.



2. Состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует полезность.

3. Доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ.

4. Способность блага удовлетворять потребность.

5. Линия, графически отображающая множество наборов продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат.

6. Кривая, соединяющая при изменении цен все точки потребительского равновесия на карте безразличия.

7. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная изменением реального дохода.

8. Набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью.

9. Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности.

10. Кривая, соединяющая все точки равновесия на карте безразличия по мере увеличения дохода.

11. Кривая, отражающая наборы двух продуктов, имеющие одинаковую полезность.

12. Прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на единицу.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения – на горизонтальной:

а) Цена продуктов питания (Рр) – 50 центов за единицу, цена развлечений (Рн) – 50 центов за единицу.

б) Рр = 50 центам' Рн = 1 долл.

в) Рр - 1 долл.; Рн = 50 центам.

г) Рр = 40 центам; Рн = 40 центам.

д) Рр = 50 центам; Рн = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в неделю.

е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).

2. В таблице 6.1 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Таблица 6.1





Набор 1




Набор 2




Набор 3

(кривая

безразличия 1С1)

(кривая

безразличия IC2)

(кривая

безразличия 1С3)

Н

F

Н




F

Н




F

2

40

10

40

12

45

4

34

12

35

.14

40

8

26

14

30

16

35

12

21

17

25

18

30

17

16

20

20

21

25

22

12

25

16

27

20

29

9

30

14

33

17

34

7

37

12

38

15

40

5

43

10

44

13

45

4

50

8

50

12



а) Начертите три кривые безразличия.

б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:

A. 50Н и 8F. Б. 45Н и 4F.

B. 12Н и 45F. Г. 25Н и 16F. Д. 21Н и 11F.

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора студента?

е) Наложите на построенный график бюджетную линию из упражнения 1 а). Можете ли вы сейчас определить потребительский набор, представляющий максимальную полезность?

3. Потребитель А решает, каким образом распределить свой доход между покупкой грампластинок и одежды. Рисунок 6.1 показывает его бюджетную линию и кривую безразличия. Укажите на рисунке следующие точки:

а) Точку, в которой А максимизирует свои потребности.

б) Точку, в которой А покупает только грампластинки.


Рис. 6.1. Кривая безразличия и бюджетная линия потребителя
в) Точку такого набора, выбрав который, А не израсходовал бы весь свой доход, предназначенный на покупку указанных товаров.

г) Точку, в которой А получает то же удовлетворение, что и в точке d, но § выходящее за пределы его бюджетных возможностей.

д) Точку, в которой А покупает только одежду.

е) Точку, отражающую более предпочтительный набор, чем тот, который! представлен точкой d, но выходящий за пределы бюджетных возможностей А.

4 Потребитель Б выбирает между двумя товарами X и Y. На рис. 6.21 изображено несколько кривых безразличия. BL1 представляет бюджетную линию.

а) Предположим, что предпочтения Б и цены на товары X и Y остаются 1 неизменными, а доход Б изменяется. Проведите линию «доход– потребление».

б) Определите, являются ли товары X и Y «нормальными» или «недоброкачественными»?


в) Какую форму имела бы линия «доход–потребление», если бы оба товара были «нормальными»?

г) Можно ли провести линию «доход–потребление», отображающую ситуацию, при которой оба товара являются «недоброкачественными»?

5 Потребитель Б все еще выбирает между товарами X и Y. Рис. 6.3 отличается от рис. 6.2. Предположим, что предпочтения Б, его доход и цена товара Y остаются неизменными, а цена товара X изменяется. Покажите на рисунке точки, через которые проходит линия «цена–потребление», если спрос Б на товар X изменяется при изменении цены на этот товар.


Рис. 6.2. Кривые безразличия и бюджетная линия потребителя

Рис. 6.3. Кривые безразличия и бюджетная линия потребителя
6. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. блица 6.2 показывает полезность, которую он получает от потребления личного количества журналов и кассет.

Цена журнала – 1,5 долл., t цена кассеты – 7,5 долл. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.

Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и риалов?

Таблица 6.2

Коли-

Журналы

Кассеты




Полезность Предельная (ютил) полезность

mu

Р

Полезность

(ютил)

Предельная полезность

mu

р

1

2

60

111




360

630




3

156




810




4

196




945




5

232




1050




6

265




1140




7

295




1215




8

322




1275




9

347




1320




10

371




1350