Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1379

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



б) Между 110 и 120 единицами.

в) См. рис. 8.8. 110 или 120 единиц. При этом выпуске MR = МС.

2. а) 1, 2, 3, 4.

б) -$9, -$6, -$ 1, +$6.

в) Объем предложения: 1000; 2000; 3000; 4000

г) $5.


Рис. 8.8. Кривые издержек и дохода

д) 2 единицы.

е)-$6.

ж) Фирмы будут покидать отрасль.

3. а) Н; б) Н; в) В; г) В; д) В; е) Н; ж) В; з) В; и) В; к) Н; л) В; м) Н; н)В.


Тема 9. МОНОПОЛИЯ



Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этот термин относится и к самому единственному продавцу товара. Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.

Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара.

В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, всегда ниже ее цены. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода и предельного дохода простой монополии. Когда спрос эластичен, значения прэдельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный.

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек. Так как монополия может манипулировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.

В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли. Монополия может использовать сегментирование рынка, то есть устанавливать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дискриминация увеличивает прибыль монополии только если группы покупателей различаются по чувствительности на изменение цены. Чтобы максимизировать прибыль

, монополия выпускает такой объем продукции, при котором MR = МС, а затем назначает для каждой группы покупателей (рынка) максимально возможные цены, которые они готовы заплатить. В сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества, возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.

Существуют отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена. Такие отрасли называются естественными монополиями и находятся под контролем государства. По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования ценообразования:

1. Цена устанавливается равной предельным издержкам (Р = МС).

2. Цена устанавливается равной средним издержкам (Р = АС).

3. Устанавливается «двухставочный тариф».

Эффективность всех перечисленных вариантов регулирования проблематична.
Учебные цели
1. Уяснить понятие монополии.

2. Определить условия, при которых может существовать монополия.

3. Показать, как монополия выбирает объем выпуска продукции и цену, при которых прибыль максимальна.

4. Объяснить, почему монополии иногда практикуют ценовую дискриминацию, а также показать последствия ценовой дискриминации.

5. Сравнить результаты функционирования монополии и конкурентной отрасли.

6. Раскрыть содержание различных вариантов государственного регулирования естественной монополии.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Монополия

б. Лицензии

в. Барьеры для вступления в отрасль

г. Ценовая дискриминация

д. Патенты

е. Совершенная ценовая дискриминация

ж. Простая монополия

з. Максимизация общего дохода и. Легальная монополия

к. Р > МС

л. Естественная монополия

м. Чистые потери общества (социальная цена монополии)

н. Предельный доход

о. Излишек потребителей

1. Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям.

2. Легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.

3. Отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.


4. Доказательство неэффективности простой монополии.

5. Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей.

6. Законодательные ограничения на занятия для отдельных профессий и сфер производства.

7. Меньше рыночной цены продукта в .случае простой монополии.

8. Исчезает при совершенной ценовой дискриминации.

9. Исключительные права, предоставляемые изобретателю продукта или услуги на их производство и реализацию.

10. Возникает, когда лицензии или патенты предотвращают конкуренцию, устанавливая барьеры для входа в отрасль.

11. Имеет место, когда монополия может продавать каждую единицу своего продукта по ее цене спроса.

12. Уменьшение излишка потребителей и продавцов в результате сокращения монополией объема выпуска ниже эффективного уровня.

13. Монополия, которая продает каждую единицу продукции по одной и той же цене. N

14. Достигается, когда MR = 0; ценовая эластичность спроса = -1.
УПРАЖНЕНИЯ
1. На рисунке 9.1 представлены кривые дохода и издержек монополиста.

а) Отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли.

б) Отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции.

в) Обозначьте па графике площадь, отражающую прибыль монополии.

г) Как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?

2. На рисунке 9.2 показаны кривые дохода и долгосрочных издержек простой монополии.

а) Какой объем выпуска обеспечивает максимум прибыли?

б) Какую цену установит монополия, чтобы продать данный объем продукции?

в) Какую прибыль получит монополия в этой ситуации?

г) Какой объем продукции и по какой цене предложит монополия на рынке, если она будет вынуждена установить цену, равную предельным издержкам?


Рис. 9.1. Издержки и доход монополиста

Рис. 9.2. Монополия в долгосрочном периоде
3. Единственная фирма-монополист устанавливает монопольную власть над конкурентной отраслью. Поэтому кривая долгосрочного предложения конкурентной отрасли (LRSS) становится кривой долгосрочных предельных издержек монополии (LMCm), а кривая краткосрочного предложения отрасли (SRSS) – кривой краткосрочных предельных издержек монополии (SMCm). Эта ситуация отображена на рисунке 9.3.



Рис. 9.3. Монополизация конкурентной отрасли
а) Какие параметры цены и отраслевого выпуска были характерны для условий совершенной конкуренции?

б) Какую цену и величину выпуска выберет монополия на краткосрочном временном интервале?

в) При каких параметрах цены и объема выпуска монополия максимизирует прибыль на долгосрочном временном интервале?

г) Каков размер этой долгосрочной прибыли?

4. Допустим, фирма полностью монополизировала производство кворков. Следующая информация отражает положение фирмы:

'Предельный доход = 1000 - 20Q

Общий доход = 1000Q - 10Q2

Предельные издержки = 100 + 10Q

где Q – объем выпуска кворков, Р – цена одного кворка (в долл.). Сколько кворков будет продано и по какой цене, если:

а) Фирма функционирует как простая монополия?

б) Отрасль (фирма) функционирует в условиях совершенной конкуренции?

5. Рисунок 9.4 иллюстрирует естественную монополию. Отрасль характеризуется снижающимися средними издержками на долгосрочном временном интервале.

Рис. 9.4. Естественная монополия

а) Какую цену и величину выпуска выберет нерегулируемая монополия, максимизирующая прибыль?

б) Чему равны чистые потери для общества, возникающие в результате данного решения?

в) Какую прибыль будет получать в этом случае монополия?

г) Какие параметры цены и выпуска определяют общественно эффективный уровень производства?

д) Если отрасль национализирована, а объем выпуска и цена соответвтвуют общественно эффективному уровню, то какой размер субсидии необходим этой отрасли?

е) При какой цене и величине выпуска экономическая прибыль естественной монополии равна нулю?

ж) Каковы будут чистые потери для общества, если государство законодательно установит цену для монополиста, равную средним издержкам?
ТЕСТЫ
1. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) Может назначать любую цену на свой продукт.

б) Максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек.

в) Может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене.

г) При данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли.

д) Сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

2. Допустим, что монополист может продать 10 единиц товара по цене $ 100 за единицу, но продажа 11 единиц вызывает снижение цены до $ 99,5. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равен: а) $ 100. б) $ 99,5. в) $ 94,5. г) $ 94,0. д) $ 1099,5.