Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология и организация туроператорской деятельности.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты развития культурно-развлекательного
1.1 Понятие, структура и виды культурно-развлекательного туризма
1.2 Национальные традиции и культура как фактор развития
1.3 Аттрактивность японской культуры как туристского феномена
2 Анализ влияния национальных традиций и культуры Японии на
формирование культурно-развлекательных туров
2.1 Оценка имиджа Японии как фактор, влияющий на
формирование культурно-развлекательного туризма, потока
2.2 Специфика традиций культуры Японии как компонента
культурно-развлекательного туризма
2.3 Анализ спроса и предложения культурно-развлекательных
туров в Японию на туристском рынке Приморского края
2.4 Рекомендации по использованию культурного потенциала
М. Драгичевич-Шешич [7] предложила классифицировать культурный туризм по 4 основным группам: исторические путешествия, географические путешествия, культурологические путешествия, экологический туризм. Классификация М. Драгневич-Шешич ценна для исследований культурного туризма благодаря разделению путешествий в зависимости от целей поездки. В то же время разделение путешествий по трем категориям не отражает в полной мере особенностей развития культурного туризма на современном этапе. Кроме того, одно и то же путешествие может быть отнесено сразу к нескольким категориям, что затрудняет классификацию.
В своем диссертационном исследовании С.А. Красная [12] предлагает разделять культурный туризм по его объектам:
1) культурно-историческое наследие: исторические территории, памятники архитектуры, зоны археологических раскопок, музеи различной тематики, народные промыслы, национальные праздники, обряды и традиции, фольклорные коллективы;
2) актуальная культура: современное искусство, образ жизни населения, национальная кухня, костюмы и т. д.
Подход С.А. Красной [12] к культурному туризму в целом отражает особенности данного вида туризма. В то же время классификация объектов культурного туризма недостаточно разработана, поскольку отмечаются только общие тенденции, но не хватает детализированного описания объектов культурного туризма и их систематизации.
Е.В. Мошняга [15] выделяет следующие виды культурного туризма:
1. Культурно-исторический - посещение исторических мест и памятников, участие в тематических лекциях.
2. Культурно-событийный - посещение культурных мероприятий, праздников, фестивалей.
3. Культурно-религиозный - посещение святынь, религиозных мест, знакомство с религией и обычаями определенной страны.
4. Культурно-археологический - посещение археологических раскопок, участие в археологических экспедициях.
5. Культурно-этнографический - посещение с целью изучения культуры, была, языка и фольклора стран.
6. Культурно-этнический - знакомство с культурным достоянием своего народа (исконного).
7. Культурно-антропологический - посещение с целью знакомства с современной культурой, местными жителями, их традициями и обычаями.
8. Культурно-экологический - интерес к особенностям взаимодействия природы и культуры, участие в экологически программах.
Данная классификация является достаточно полной и детализированной, однако основана всего на одном критерии - цели посещения культурного туриста, что не может отразить все многообразие культурного туризма.
Данная классификация представляет собой ценность с точки зрения выделения разнообразия деятельности туристов и представления культурного туриста как активного участника туристического процесса. В то же время сомнительным представляется четкость разделения культурного туризма по данной классификации, поскольку многие виды культурного туризма получаются взаимосвязанными.
Классификация культурного туризма представлена рисунком 1.1.
Классификация культурного туризма
по цели
исторический
религиозный
событийный
экологический
этнокультурный
развлекательный
по активности
активный
пассивный
исторический
по времени
актуальный
краткосрочный
по продолжительности
долгосрочный
по запланированности
запланированный
ситуационный
по месту
внутренний
внешний
по степени самостоятельности
массовый
индивидуальный
Рисунок 1.1 - Классификация культурного туризма
Таким образом, взяв в основу несколько критериев данной классификации, возможно более полно отразить суть и масштабность такого понятия, как культурный туризм.
В добавление к вышесказанному отметим, что актуальным в настоящее время остается роль культурного туризма в современном мире, те смысловые нагрузки, которые несет это понятие. Сегодня помимо актуальных вопросов интерпретации и классификации понятия «культурный туризм» встают вопросы сохранения культурного наследия и его роли в воспитании последующих поколений, развития культуры каждой страны, так как это неизбежно сохраняет связь с прошлым, без которой настоящее не будет полным, а будущее станет неясным. Утрата историко-культурного наследия всегда
приводит к духовному оскудению общества, историческим разрывам, изменению ценностей.
1.2 Национальные традиции и культура как фактор развития
территории
Особенности национального характера любой этнической общности по своей природе социальны. «Своеобразие условий жизни каждого народа, - как справедливо отмечает Н. Джандильдин, - специфика окружающих его на протяжении всего периода существования явлений вырабатывает у него определённый оттенок в способе восприятия мира, в образе мышления, т. е. то, что даёт ему возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые для других народов» [6].
В современном глобализирующемся мире происходят значительные изменения в социокультурной сфере, которые не могут не влиять на национальные культуры, в том числе и японскую, главная особенность которой заключается в том, что в ней гармонично соединились традиции Востока и новации Запада.
На протяжении всей истории Япония попадала под влияние континентальной, в частности, китайской, культуры, охватывавшей многие сферы жизни японского общества. В то же время длительные периоды изоляции способствовали усвоению и осмыслению заимствованного, трансформации его на собственный лад и дальнейшему усовершенствованию.
Таким образом, Японии удалось создать уникальную культурную традицию, где чётко прослеживается взаимосвязь прошлого и настоящего. Свидетельством актуальности поднимаемых вопросов является обилие публикаций в рамках научных дисциплин, представляющих различные области знания.
Японский традиционализм - явление особого рода. Традиционализм проник в поведение и помыслы японской нации, став важнейшей чертой её характера. Сложившиеся в японском обществе традиции особенно ярко выражают идею преемственности в общественной жизни, закрепляя национальные, культурные и бытовые элементы. Для японцев характерно бережное отношение к культурному наследию прошлого, поэтому даже в настоящее время классический театр, чайные церемонии и искусство икебаны в Японии неизменно пользуются популярностью. В динамичном обществе XXI века японцы ищут опору в постоянстве и находят его в традиционных формах искусства.
Отношение японцев к континентальной культуре исторически не характеризовалось ни отталкиванием, ни слепым преклонением. Зачастую оно приобретало характер диалога, который со временем стал внутренним принципом японской культуры. Заимствованные элементы иноземной культуры творчески перерабатывались и постепенно становились органической частью японской традиции.
Японцы перенимали у других то, что представляло для них интерес на конкретном этапе их исторического развития. Каждый элемент чужой культуры осваивался таким образом, чтобы можно было адаптировать его к японским условиям [24].
Так, несмотря на то что Япония подверглась влиянию вестернизации, пик которой пришёлся на годы американской военной оккупации (1945-1952 гг.), японская культура сохранила национальное своеобразие в форме национальной идеи. Таким образом, западное влияние изменило лицо Японии, но не смогло проникнуть в души японцев.
В современной Японии с большим вниманием относятся к традициям, к далёкому прошлому, к памятникам старины. Нормы поведения и формы культуры, унаследованные от предыдущих поколений, японцы усиленно пытаются сохранить, проявляя бережное отношение к сложившемуся укладу жизни как к культурному наследию. О живучести традиций как в политическом мышлении, так и социальном поведении японцев свидетельствует нынешняя обстановка в стране.
В частности, неизменно важным для японца остаётся чувство принадлежности к определённой социальной группе (семья, студенческая группа, рабочий коллектив), и ответственности перед ней.
С самого детства японцам прививается мысль о приоритете интересов группы над личными интересами, поскольку справиться с превратностями судьбы вне группы не удастся.
При этом структура социальных групп, начиная с семьи и заканчивая рабочим коллективом, базируется на преданности и покорности воле старших, что в представлении японцев является важнейшей моральной обязанностью человека.
Отдельно следует отметить такое сугубо японское понятие, как долг чести (гири). Гири - это некая моральная необходимость, заставляющая человека порой делать что-то против собственного желания или вопреки собственной выгоде. Гири - это долг чести, основанный не на абстрактных понятиях добра и зла, а на строго предписанном регламенте человеческих отношений, требующем подобающих поступков в определённых обстоятельствах.
Именно несколько избыточное чувство долга, традиционная дисциплинированность и терпение являются основой знаменитого японского трудоголизма. Наём на работу в Японии, как правило, пожизненный, а зарплату принято повышать по мере выслуги лет. Дважды в год, в июне и декабре, японцам выплачиваются премиальные в размере двух месячных зарплат. Разумеется, в обмен на все эти блага японские фирмы рассчитывают на лояльность и самоотдачу сотрудников. Отсюда и постоянная сверхурочная работа, и нелюбовь к долгим отпускам и больничным листам.