Файл: Организация области юстиции, правовые основы управления и регулирования в области юстиции 3.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организация области юстиции, правовые основы управления и регулирования в области юстиции
1.1. Понятие и содержание государственного управления органами юстиции
1.2. Правовой статус Министерства юстиции Российской Федерации
1.3. Основные направления деятельности органов юстиции
Глава 2. Система органов юстиции в Российской Федерации
2.1. Органы управления в области исполнения наказаний
2.3. Полномочия других служб и управлений при Министерстве юстиции РФ
2.3. Полномочия других служб и управлений при Министерстве юстиции РФ
Утверждение прав и свобод человека и гражданина, всестороннее их обеспечение и защита является основополагающей ценностью правового демократического социального государства. Надежной юридической гарантией прав человека является закрепление в Конституции права каждого на правовую помощь.
Соответственно, для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах в РФ действует адвокатура. Права человека и гражданина приобретают определяющего статуса для функционирования национальной правовой системы, всех отраслей и институтов отечественного законодательства, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особую роль в этом процессе играет рядом с правоохранительными государственными органами и адвокатура. Государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования получила большую значимость. Зафиксировав в ст. 48 Конституции РФ волю народа, гарантировав каждому право на получение правовой помощи, приняв Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» государство существенно расширило официальное признание сферы действия адвокатуры и ее выход за рамки судебной системы, повысив социальный статус в обществе, признавши ее институтом. Вместе с тем много вопросов функционирования этого правозащитного института остается нерешенными. В России продолжаются дискуссии по поводу определения юридической природы адвокатуры, в том числе как института гражданского общества. Вопросы правового статуса института адвокатуры и его взаимоотношения с органами государственной власти и гражданского общества в той или иной степени рассматривались в работах зарубежных и отечественных ученых. Некоторым аспектам этой проблематики посвящали свои труды, в частности: А. Бойков, Т. Варфоломеева, А. Воронов и др. Впрочем, во-первых, большинство исследований было проведено до принятия изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; во- вторых, до сих пор много вопросов остаются нерешенными и требуют научного исследования. Указанное обусловливает цель этой статьи – определение юридической природы и места адвокатуры в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прежде всего обеспечение права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи. Адвокатура по своему функциональному назначению представляет собой публичный институт общества, которому государство делегировало определенные полномочия. Одновременно в содержательном отношении адвокатская деятельность нацелена на восстановление нарушенного права конкретного доверителя, что привносит в нее частный интерес. Адвокатура является одним из институтов правовой системы государства, выполняет задачи, без реализации которых функционирование этой системы невозможно
13.
Адвокатура признана выполнять конституционные, общественно значимые для развития гражданского общества и становления правового государства, функцию оказания помощи каждому члену общества. Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право человека при недостатке средств для оплаты услуг защитника получать такую помощь бесплатно, когда того требуют интересы правосудия (П. 3 (с) ст. 6); причем это положение толкуется как позитивное право, то есть такое, эффективная реализация которого требует активной поддержки со стороны государства – законодательной, организационной, финансовой и т.д. Выполняя эти положительные обязательства, государство, безусловно, должно иметь достаточно широкий круг дискреционных полномочий по определению порядка, способов, объемов, форм обеспечения бесплатной правовой помощи. Более того, государство, будучи ответственным за качество юридической помощи, очевидно, имеет право контролировать и кадровый состав, и профессиональный уровень адвокатов, привлеченных к этой деятельности. Деятельность адвокатуры и государства направлена на достижение единственно значимой цели – защита прав и свобод человека, а следовательно, не может быть противопоставлена друг другу, поскольку государство и адвокатура осуществляют свою деятельность на основе Конституции, согласно которой высшей конституционной ценностью являются права и свободы человека, а их защита – обязанность государства. Итак, отношения адвокатуры и государственной власти в обществе должны иметь равноправный характер. Государство, которое называет себя правовым, должно быть заинтересовано в том, чтобы адвокатура выступала высокопрофессиональным институтом.
Государство должно обеспечивать независимость адвокатуры и доступность юридической помощи; способствовать осуществлению мероприятий по повышению квалификации адвокатов, принимать меры по защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений их профессиональной деятельности. Поэтому оппозиция адвокатуры к государству невозможна, а отношения между государством и адвокатурой должны развиваться только как партнерские, что предполагает отсутствие подчиненности друг другу, наличие корреспондирующих прав и обязанностей, взаимной ответственности за нарушение условий партнерского взаимодействия. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Основополагающим в определении места и роли института адвокатуры как одного из правозащитных институтов государства является то, что одновременно он является одной из неотъемлемой частью государственного механизма правосудия, жизненно необходимого для эффективного функционирования судебной власти, призванной конституционно контролировать деятельность исполнительной и законодательной власти в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека. Исходя из изложенного, наиболее полным представляется следующее определение. Адвокатура РФ – это специально уполномоченный Конституцией негосударственный самоуправляемый правозащитный институт, неотъемлемая часть механизма правосудия, который взаимодействует с государством для достижения целей справедливого правосудия и выполняет общественно значимые публично – правовые функции – защита общества в лице каждого его члена; профессионально-правовой контроль за обеспечением органами государственной власти конституционных прав и свобод человека; нормотворческую; законотворческие инициативы; воспитательную; просветительскую; медиативную.
Основополагающим в определении места и роли института адвокатуры как одного из правозащитных институтов государства является то, что одновременно он является неотъемлемой частью государственного механизма правосудия, жизненно необходимым для эффективного функционирования судебной власти, призванного конституционно контролировать деятельность исполнительной и законодательной власти в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека14.
Место адвокатуры в современной правовой системе можно охарактеризовать как один из способов самоограничения государственной власти посредством создания и функционирования независимого правозащитного института, что способствует своей деятельностью выполнению конституционной функции государства – реализации и защиты прав и свобод человека. Правовой статус позволяет адвокатуре активно участвовать в обеспечении прав не только каждого человека, но и всего гражданского общества, эффективно реализовать правозащитную функцию, обеспечивая взаимодействие в деятельности институциональных систем государства и гражданского общества.
Современный нотариат представляет собой общественно-государственный институт, в котором развито самоуправление в форме нотариальных палат, предъявляются высокие требования к лицам, претендующим на должность нотариуса, а также предусмотрена развитая система нотариальных действий, посредством совершения которых нотариусы оказывают гражданам и организациям квалифицированную юридическую помощь, помогают им эффективно защищать свои права и законные интересы, а также предотвращать юридические конфликты и судебные споры. Уникальность института нотариата обусловлена его двойственной – частно-правовой и публично-правовой – природой. С одной стороны, небюджетный (частнопрактикующий) нотариус является абсолютно самостоятельным, не зависящим от государства субъектом права, самостоятельно организует и содержит нотариальную контору, отвечает всем своим имуществом за причиненный ущерб. С другой стороны, нотариус совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации и контроль за его деятельностью осуществляют в том числе государственные органы юстиции. Эта особенность делает статус нотариуса необычным, не вписывающимся ни в рамки должностного лица государственного органа, ни в рамки индивидуального предпринимателя. Одной из основных задач нотариата как публично-правового института является обеспечение совместно с правоохранительными органами охраны прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства, оказание им содействия в реализации своих прав. Нотариат, выполняя эту задачу, действует независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается за оказанием юридической помощи, прежде всего путем разъяснения правовых последствий совершаемого нотариального действия.
Нотариат – от латинского «notarius», что означает «писец, скорописец, секретарь». А.М. Фемелиди констатировал: «Римский нотариат вплоть до IX в. представлял собой негосударственную должность». В это время появились три группы лиц, которые профессионально занимались составлением различных документов: писцы, состоявшие на службе у частных лиц. Это были свободные люди, состоявшие по найму домашними секретарями у богатых граждан, их называли «exceptores», или рабы, которых называли «notarii». Эти лица занималась облечением правового материала в письменную форму, что не придавало документам дополнительной юридической силы; писцы, состоявшие на государственной службе («scribae»). Они числились при магистратах и получали государственное жалование, в обществе занимали высокое положение. В их обязанности входило изготовление публичных документов, из которых они делали желающим выписки и копии. Например, они вели судебный журнал при судебном разбирательстве претора, куда вносились все существенные особенности рассматриваемого дела; табеллионы («tabellionns»), которые не состояли на государственной службе и занимались составлением соглашений и договоров для любого обратившегося к ним лица за установленное законом вознаграждение под контролем государства. Точно определить время возникновения этого учреждения не представляется возможным. В Дигестах только один раз упоминается о табеллионах со ссылкой на книгу Ульпиниана (ок. 170222 гг.).
Табеллионы представляли собой своеобразную корпорацию. Они имели в публичных местах конторы (stationes), где и вели свою деятельность. На должность табеллиона мог претендовать свободный римский гражданин, обладающий правовыми познаниями. Избрание на должность табеллиона зависело от корпорации, а утверждение – от префекта города. Порядок составления табеллионами документов был следующим: по просьбе обратившихся лиц подготавливался проект документа, на основе которого потом писался на гербовой бумаге акт. Акт прочитывался сторонами при свидетелях, подписывался сторонами и свидетелями и заканчивался подписью табеллиона с надписью, что акт прочитан сторонами при свидетелях, подписан ими и вручен по принадлежности. Число свидетелей, присутствовавших при составлении документов, колебалось от 3 до 7. Чтобы придать документам значение публичных актов, табеллионы приходили в судебные учреждения и вносили их в судебные протоколы, после чего составленный документ нельзя было обжаловать. В юридической литературе принято считать, что именно табеллионы составили в дальнейшем основу нотариата, который, получив в Италии широкую законодательную регламентацию и новое название («нотариат»), вместе с римским правом был заимствован новыми европейскими народами. Российский нотариат в целом развивался в соответствии с общемировыми тенденциями, римское право на него оказало существенное влияние. Историю нотариата России необходимо вести с XVI в., с возникновения особого класса писцов – площадных подьячих. Это особый род вольных писцов, действовавших под надзором государства на городских площадях. Площадь в Древней Руси была местом, где совершались различные юридические акты – купля-продажа, мена, челобитные и др. В Москве письменные акты в основном писались на Ивановской площади в Кремле, где была главная контора площадных подьячих. Подьячие не находились на службе у государства, они составляли особую артель (корпорацию) с круговой порукой друг за друга и совершали акты за плату. Надзор за площадными подьячими поручался правительством специальным лицам – старостам.
Значимой ступенью в укреплении института площадных подьячих стало издание в 1649 г. Соборного Уложения, в соответствии с которым стороны сделки обязаны были совершать ее только через площадных подьячих. Акты, совершаемые площадными подьячими, были признаны публичными. Вместе с началом судебной реформы 1864 г. российский нотариат получил мощное развитие. 14 апреля 1866 г. было принято Положение о нотариальной части. За основу при написании указанного положения были взяты законы о нотариате трех стран: австрийское Положение о нотариате 1854 г., баварское 1861 г. и французское 1803 г.
Согласно Положению о нотариальной части 1866 г. обязанности по совершению нотариальных актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы. Они находились при окружных судах и осуществляли деятельность под их надзором. Число нотариусов определялось распоряжением Министерства юстиции по согласованию с Министерствами внутренних дел и финансов. Требования для занятия должности нотариуса были достаточно низкими: нотариусами могли стать только российские совершеннолетние граждане, не опороченные судом или общественным приговором, не замещающие никакой иной должности – ни государственной, ни общественной, выдержавшие экзаменационные испытания перед председателем окружного суда, старшим нотариусом, прокурором на знание законов и нотариального дела. Также соискатель должен был внести залог в окружной суд на случай совершения ошибок или злоупотреблений при осуществлении деятельности нотариуса.
При этом внесение залога не освобождало нотариуса от полной имущественной ответственности. Концептуальным прорывом Положения о нотариальной части от 1866 г. было то, что в нем уделено существенное внимание вопросам крепостной части, т.е. засвидетельствованию сделок, прежде всего земельной собственности.
Нотариус назначался на должность старшим председателем судебной палаты по представлению председателя окружного суда. Освобождение от должности происходило только по решению суда. У российских нотариусов, как и европейских, был неопределенный правовой статус: с одной стороны, они считались государственными служащими, но права производства в чины и на пенсию они не имели, с другой – осуществляли свою деятельность на коммерческой основе. К началу XX в. российский нотариат представлял собой достаточно развитый институт защиты субъективных прав граждан, базирующийся на правовой основе Положения о нотариальной части 1866 г., находящийся под контролем и надзором судебных органов. Однако последующие события в истории России, Октябрьская революция негативным образом отразились на развитии нотариата и содержании нотариального производства. В 1918 г. нотариат был упразднен. Постановлением Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии было отменено Положение о нотариальной части 1866 г., объявлено о муниципализации нотариальных контор. Через небольшой промежуток времени необходимость в нотариальной деятельности стала очевидной. В то же время в прежней форме нотариат не мог быть восстановлен. Поэтому для обеспечения возросшей по объему нотариальной деятельности Декретом СНК РСФСР от 12 августа 1921 г.4 и циркуляром Наркомюста от 13 августа 1921 г. были повсеместно учреждены нотариальные столы: в городах – при судебно-следственных подотделах губернских отделов юстиции, а в уездах – при местных народных судах. На них возлагалось засвидетельствование сделок и различных договоров. Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата были обсуждены на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 г., на котором подчеркивалось, что необходимо организовать государственный контроль над гражданским оборотом, где нотариат незаменим. В советском государстве нотариат становился государственным учреждением, входящим в систему органов юстиции, а нотариус – государственным должностным лицом. 4 октября 1922 г. СНК было принято Положение о государственном нотариате РСФСР.