Файл: 1. предмет и метод экономической теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Экономический рост

Проблемы толкования

Полная занятость

Экономическая эффективность

Взаимодополняемые

Стабильный уровень цен

Экономическая свобода

Справедливое распределение

Экономическая обеспеченность

Взаимоисключающие

Торговый баланс

F

Е

D

I

G

С

В

Сравнительные преимущества

3. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.

Правило максимизации полезности

5. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.

Пример:

Издержки производства в долгосрочном периоде

Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции

M (29)R =МC = P

Эффект объема и эффект замещения

Правило оптимального соотношения ресурсов

Определения оптимального соотношения ресурсов

M (40)RP = MP * MR

MRP = MP * P

Амортизация

Дифференциальная рента

Уровень цен

Эффект процентной ставки

Эффект импортных закупок

Неценовые факторы совокупного спроса

1) Потребительские расходы.

Ожидания потребителей

Задолженность потребителя

Налоги

2) Инвестиционные расходы

Технологии

Избыточные мощности

3) Государственные расходы

Кейнсианский (горизонтальный) отрезок

11.5. Экономический рост

Неоклассическая модель

13. Фискальная политика

Уровень цен


Уровень цен измеряется в виде индекса.

Индекс цен – измеритель соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной», для данного временного периода и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Рыночная корзина – набор товаров и услуг. Включает в себя цены на продукты питания, одежду, жилье, топливо, транспорт, медицинские услуги, образование и другие товары и услуги, приобретаемые в повседневной жизни.


Цена рыночной корзины в данном году


Цена аналогичной рыночной корзины в базовом году

(50)
Индекс цен в данном году = * 100

Наиболее известным среди этих индексов является индекс потребительских цен (ИПЦ), который показывает изменение среднего уровня цен «корзины» товаров и услуг, обычно потребляемых средней городской семьей.

В
(51)
дефляторе ВНП – в качестве весов используется набор благ текущего периода. Фактически дефлятор ВПН равен отношению номинального ВНП к реальному в текущем периоде:

Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП / Реальный ВНП


В отличие от ИПЦ дефлятор ВНП несколько занижает рост уровня цен в экономике, поскольку также не учитывает динамику структуры весов, но фиксирует ее уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствуют в наборе базисного года, но отсутствуют в наборе текущего года.

В базисном году номинальный и реальный ВНП обязательно совпадают, поскольку цены не успели еще измениться.

В отчетном году номинальный ВНП рассчитывается умножением выпуска на цены этого года, тогда как реальный ВНП получается умножением того же выпуска на цены базисного года. Таким образом, при расчете реального ВНП предполагается постоянство цен.
Н
(52)
оминальный ВНП = Реальный ВНП * Индекс цен

Р
(53)
еальный ВНП = Номинальный ВНП / Индекс цен


10. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И

КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ МАКРОЭКОНОМИКИ.

10.1. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»

Мы выяснили, как измерить объем национального продукта и национальный доход. Там же мы узнали, как установить индекс цен и как его использовать, чтобы сравнить уровни цен в разные периоды. Кроме того, индекс цен дал нам возможность превратить номинальный ВНП в реальный, и таким образом, сопоставлять объемы ВНП в разные годы. Перейдем от описания к анализу. Для этого рассмотрим рынок в целом, то есть объединим отдельные рынки в один рынок. Это означает объединение всех цен в единый уровень цен, а всех производств – в совокупный объем производства – реальный ВНП. Введем понятие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). В микроэкономической модели «спрос – предложение» мы откладывали по оси Х количество данного товара в физических единицах, а по оси Y – его цену в рублях. Строя модель «совокупный спрос – совокупное предложение» (модель AD-AS), мы откладываем по оси Х – реальный ВНП, руб., а по оси Y – общий уровень цен в относительных единицах, или индекс цен.

10.1.1. Понятие совокупного спроса.

Неценовые факторы совокупного спроса.

Совокупный спрос (AD) – то количество товаров и услуг, которое потребители, бизнес и правительство хотят и в состоянии приобрести по любому из возможных уровней цен.

Складывается из четырех составляющих:

Потребление (С) – определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов.

Инвестиции (I) - капиталовложения, включают в себя частные закупки недвижимости, оборудования, накопление запасов.

Государственные закупки (G) – покупка правительством товаров и услуг. В отличие от потребления и инвестиций, эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.

Чистый экспорт (X) – равен разности между ценностью экспорта и импорта.


ИПЦ


АD


Y



Рис. 10.1. Кривая совокупного спроса

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

Характер кривой совокупного спроса определяется тремя ценовыми факторами:

  1. эффектом процентной ставки;

  2. эффектом материальных ценностей;

  3. эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки


Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок, предпринимателям также потребуется больше денег на выплату зарплаты и другие необходимые расходы. Более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. Повышение процентной ставки приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей. Более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства или эффект реальных кассовых остатков

При более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность накопленных финансовых активов – в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких как срочные счета или облигации – находящихся у населения уменьшится. Население станет реально беднее, поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы.

Эффект импортных закупок


Объемы импорта и экспорта зависят от соотношения цен в стране и за ее пределами. Если уровень цен в стране поднимется по сравнению с ценами за рубежом, отечественные покупатели будут приобретать больше импортных товаров, вместо отечественных. А иностранцы будут покупать меньше товаров данной страны, что приведет к уменьшению экспорта. Тем самым сократится общий объем экспорта в совокупном спросе. Таким образом, при повышении уровня цен в стране эффект импортных закупок приводит к уменьшению спроса на отечественные товары и услуги.

Неценовые факторы совокупного спроса


1) Изменения в потребительских расходах:

  • благосостояние потребителя;

  • ожидания потребителя;

  • задолженность потребителя;

  • налоги.

2) Изменения в инвестиционных расходах:

  • процентные ставки;

  • ожидаемые прибыли от инвестиций;

  • налоги с предприятий;

  • технология;

  • избыточные мощности.

3) Изменения в государственных расходах;


4) Изменения в расходах на чистый объем экспорта:

  • национальный доход в зарубежных странах;

  • валютные курсы.

Рассмотрим все элементы по порядку.

1) Потребительские расходы.


Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров и услуг, не зависимо от уровня цен. В этом случае сместится кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо, когда потребитель примет решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.

Благосостояние потребителей


В данном случае речь не идет об эффекте богатства или эффекте реальных кассовых остатков, которые являются следствиями изменений в уровне цен.

Примером может служить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. Потребительские расходы в этом случае возрастают – кривая совокупного спроса сместится вправо.

Наоборот, допустим, произошло резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли. Это приведет к уменьшению благосостояния потребителя независимо от изменений в общем уровне цен. В результате, из-за сокращения потребительских расходов кривая совокупного спроса сместится влево.

Ожидания потребителей


Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители.

Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения уменьшаются). И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы и, следовательно, совокупный спрос сократятся.

Такой же эффект на спрос оказывает и массовое ожидание инфляции.

Задолженность потребителя


Высокий уровень задолженности потребителей, образовавшийся в результате прежних закупок в кредит, может заставить их сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить долги – потребительские расходы сократятся, кривая совокупного спроса сместится влево.