ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 425
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
3. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.
Правило максимизации полезности
Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.
Издержки производства в долгосрочном периоде
Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции
Эффект объема и эффект замещения
Правило оптимального соотношения ресурсов
Определения оптимального соотношения ресурсов
Неценовые факторы совокупного спроса
Налоги
Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
2) Инвестиционные расходы
Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрети при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса.
Процентные ставки
При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса.
Ожидаемые прибыли от инвестиций
Предполагаемый рост потребительских расходов сможет стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли, и наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.
Налоги с предприятий
Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса.
Технологии
Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и, тем самым, к увеличению совокупного спроса.
Избыточные мощности
Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиции. И поэтому уменьшает совокупный спрос. У фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы.
3) Государственные расходы
Стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.
4) Расходы на чистый экспорт
Кривая совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в стране.
Национальный доход других стран
Возрастание национального дохода других стран увеличивает спрос на отечественные товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в стране.
Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
Валютные курсы
Изменение курса валюты страны по отношению к валютам других стран являются фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, и, следовательно, на совокупный спрос.
10.1.2. Совокупное предложение.
Неценовые факторы совокупного предложения
Совокупное предложение – то количество товара и услуг, то есть реального ВНП, которое национальные производители захотят и в состоянии будут предложить по любому из возможных уровней цен.
Зависимость между уровнем цен и объемом предлагаемого национального продукта является прямой, или положительной.
Для анализа кривой совокупного предложения следует выделить краткосрочный и долгосрочный периоды. Краткосрочный период в макроэкономике – период, в течение которого цены неизменны. Долгосрочный период представляет собой период, в течение которого цены гибкие.
Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как:
-
кейнсианский (горизонтальный); -
промежуточный (отклоняющийся вверх); -
классический (вертикальный).
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок
Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения соответствует постулатам кейнсианской модели макроэкономики.
Горизонтальный отрезок кривой свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, и что не используется большое количество машин
, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы можно привести в действие и при этом не оказать никакого давления на уровень цен. Этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне.
Классический (вертикальный) отрезок характеризует представления о макроэкономических закономерностях, свойственные классической школе.
Кривая предложения в этом случае иллюстрирует объём производства при полной занятости экономических ресурсов. Экономика работает на полную мощность – любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению реального объема.
Промежуточный (восходящий) отрезок
На промежуточном отрезке увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен.
Причина в том, что полная занятость возникает неравномерно и не одновременно во всех секторах или отраслях промышленности.
Экономика приближается к состоянию потенциального ВНП (полной занятости всех ресурсов) и начинают появляться так называемые «узкие места». В отдельных отраслях уже оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. И в такой ситуации для того, чтобы увеличить объём производства, необходимо повысить цены на факторы производства, чтобы привлечь поставщиков машин и оборудования, сырья и т.п. Рост цен ресурсов повлечет за собой рост издержек и, как следствие, повышение цен.
Неценовые факторы совокупного предложения
К неценовым факторам, «сдвигающим» кривую совокупного предложения относятся следующие:
-
изменения цен на ресурсы; -
изменения в производительности; -
изменения правовых норм.
Указанные факторы имеют одну общую черту – когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции.
Уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного спроса вправо. И, наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.
10.1.3. Равновесие совокупного спроса и предложения
«Шоки» спроса и предложения
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике.
Кривая АD может пересекать кривую АS на трех уже известных нам отрезках: горизонтальном, промежуточном или вертикальном.
На горизонтальном отрезке – равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции.
На восходящем отрезке – равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости.
На вертикальном отрезке – равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.
Приспособление экономики в случае отклонения от различных равновесных состояний будет происходить по-разному.
На кейнсианском отрезке, когда цены и заработная плата жестки, возвращение в точку равновесия будет происходить за счет колебаний в объемах реального ВНП. Фирмы будут сокращать или расширять производство при неизменном уровне цен в стране.
На промежуточном – отклонение от точки равновесия будет сопровождаться приспособлением экономики к равновесному состоянию путем изменения и уровня цен, и объемов выпуска.
В классическом случае при отклонении от точки равновесия возвращение к равновесному состоянию будет происходить только за счет изменения гибких цен и заработной платы без каких либо изменений в объеме реального выпуска, поскольку экономика уже находится на уровне потенциального ВНП.
Резкие изменение совокупного спроса и предложения – шоки приводят к отклонению объемов выпуска и занятости от потенциального уровня.
Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д.