Файл: 1. предмет и метод экономической теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Экономический рост

Проблемы толкования

Полная занятость

Экономическая эффективность

Взаимодополняемые

Стабильный уровень цен

Экономическая свобода

Справедливое распределение

Экономическая обеспеченность

Взаимоисключающие

Торговый баланс

F

Е

D

I

G

С

В

Сравнительные преимущества

3. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.

Правило максимизации полезности

5. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.

Пример:

Издержки производства в долгосрочном периоде

Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции

M (29)R =МC = P

Эффект объема и эффект замещения

Правило оптимального соотношения ресурсов

Определения оптимального соотношения ресурсов

M (40)RP = MP * MR

MRP = MP * P

Амортизация

Дифференциальная рента

Уровень цен

Эффект процентной ставки

Эффект импортных закупок

Неценовые факторы совокупного спроса

1) Потребительские расходы.

Ожидания потребителей

Задолженность потребителя

Налоги

2) Инвестиционные расходы

Технологии

Избыточные мощности

3) Государственные расходы

Кейнсианский (горизонтальный) отрезок

11.5. Экономический рост

Неоклассическая модель

13. Фискальная политика



Окончание табл. 12

Критерий

Тип рынка


Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия


Неценовая конкуренция

Отсутствует

Присутствует (упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки)

Присутствует (где товар дифференцированный), отсутствует (где стандартизированный)

Отсутствует (главным образом, реклама фирм с общественными организациями)


Примеры



Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производ-ство стали, чугуна, автомобилей


6.2. Определение цены и объема производства

в условиях совершенной конкуренции

Основные черты совершенной конкуренции:

  1. очень большое число покупателей: основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высоко организованном рынке. Примером может служить рынки сельскохозяйственных товаров;

  2. стандартизированная продукция: конкурирующие фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, свойствах, функциях и т.д.;

  3. «соглашающийся с ценой»: на чисто конкурентном рынке отдельные фирмы не осуществляют контроль над ценой продукции, поскольку отдельно взятый производитель производит от общего объёма рыночного предложения крайне незначительную часть. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка – цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства;

  4. свободное вступление и выход из отрасли: не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.


Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что анализ функционирования конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

Чистая конкуренция – модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение. Анализ чистой конкуренции сосредоточивается на следующих важных целях:

  • изучение спроса с точки зрения конкурентного продавца;

  • исследование приспособления в краткосрочном периоде

  • исследование природы долговременных изменений и приспособлений в отрасли;

  • оценка эффективности конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом.

Спрос на продукт конкурентного продавца


Поскольку в условиях чистой конкуренции на рынке действует множество продавцов, каждый из которых производит незначительную часть от общего объема производства, то для отдельно взятого производителя рыночная цена выступает как величина, заданная рынком. Конкурентный продавец скорее является тем, кто соглашается с ценой, нежели тем, кто диктует цену.

Поэтому, кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична.



Рис. 6.1. Кривая спроса на продукт отдельной фирмы

Средний, валовой и предельный доход


Валовой доход при любом уровне продаж может быть определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать. TR = P*Q

Предположим, что покупатель должен уплатить цену в 131 долл. за штуку. Валовой доход увеличивается на постоянную – 131 долл. – с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет ровно свою цену. Функция выручки конкурентной фирмы от выпуска линейна.

Таблица 13

Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции


Цена товара

(средний доход), долл.

Р = АR

Объем продаж


Валовой доход, долл. TR

Предельный доход, долл., TR

131

0

0

-

131

1

131

131

131

2

262

131

131

3

393

131

131

4

524

131

131

5

655

131

131

6

786

131

131

7

917

131

131

8

1048

131

131

9

1179

131

131

10

1310

131

Средний доход фирмы представляет собой частное от деления выручки на объем реализации. Средний доход равен также 131 долл. Цена и средний доход – это одно и тоже, рассмотренное с разных точек зрения. AR = TR / Q = P.

Предельный доход – приращение валового дохода при увеличении продаж на единицу продукции. MR = Δ TR / Δ Q. Валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. Предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара: MR = P.

Определение оптимальной цены и объема производства фирмы – совершенного конкурента в условиях краткосрочного периода

При «фиксированной» рыночной цене перед производителями возникают следующие вопросы:

  • следует ли производить?

  • если да, то какое количество?

  • какая прибыль (убыток) будет получена?

На первый взгляд ответ на вопрос «Следует ли производить?» кажется очевидным «Вам следует производить, если это принесет прибыль». Но ситуация намного сложнее. Поскольку в краткосрочный период часть общих издержек фирмы постоянные, а другая часть – переменные, то постоянные издержки фирма несет даже тогда, когда закрывается, то есть ничего не производит. Это означает, что, возможно, не существует ни одного уровня производства, при котором фирма могла бы получить прибыль, но фирма могла бы все-таки производить при условии, что, поступая так, она
понесет убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, с которой она столкнется при закрытии.

Таким образом, фирме следует производить в краткосрочном периоде, если она может получить: 1) либо экономическую прибыль, 2) либо убыток меньший, чем постоянные издержки.

Тогда ответ на вопрос «Сколько производить?» будет следующим: В краткосрочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки.

Существуют два подхода к определению оптимального объема производства:

  1. сравнение валового дохода с валовыми издержками;

  2. сравнение предельного дохода с предельными издержками.

Сравнение валового дохода с валовыми издержками

(случай максимизации прибыли)

Таблица 14

Объем производства, максимизирующий прибыль фирмы, в условиях чистой конкуренции: принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками

(Цена единицы – 131 долл.).

Общее количество продукта

Валовой доход, долл.

Совокупные постоянные издержки, долл.

Совокупные переменные издержки, долл.

Валовые издержки, долл.

Совокупная экономическая прибыль (+) или убыток (-)

(2) – (5)

1

2

3

4

5

6

0

0

100

0

100

-100

1

131

100

90

190

-59

2

262

100

170

270

-8

3

393

100

240

340

+53

4

524

100

300

400

+124

5

655

100

370

470

+185

6

786

100

450

550

+236

7

917

100

540

640

+277

8

1048

100

650

750

+298

9

1179

100

780

880

+299

10

1310

100

930

1030

+280




Теперь мы можем ответить на три вопроса:

  1. «Следует ли фирме производить?» – Да, потому что она может получить прибыль, поступая таким образом;

  2. «Сколько производить?» – Девять единиц, потому что совокупная экономическая прибыль при этом максимальная. Размер прибыли – 299 долл.

Прибыль фирмы максимизируется при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.

Сравнение валового дохода с валовыми издержками

(случай минимизации убытков)

Предположим, что издержки остаются неизменными, фирма не может получить экономические прибыли, если рынок устанавливает цену значительно ниже 131 долл. – 81 долл.

Все уровни производства будут приносить убытки. Но фирма не закроется, потому что, осуществляя производство, фирма может понести убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, которую она понесла бы, закрывшись, то есть, не производя продукцию.


Точка безубыточности



Рис. 6.2. Случай максимизации прибыли

Таблица 15

Объем производства, минимизирующий убытки фирмы, в условиях чистой конкуренции: принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками

(Цена единицы – 81 долл.).

Общее количество продукта

Валовой доход, долл.

Совокупные постоянные издержки, долл.

Совокупные переменные издержки, долл.

Валовые издержки, долл.

Совокупная экономическая прибыль (+) или убыток (-)

(2) – (5)

1

2

3

4

5

6

0

0

100

0

100

-100

1

81

100

90

190

-109

2

162

100

170

270

-108

3

243

100

240

340

-97

4

324

100

300

400

-76

5

405

100

370

470

-65

6

486

100

450

550

-64

7

567

100

540

640

-73

8

648

100

650

750

-102

9

729

100

780

880

-151

10

810

100

930

1030

-220