Файл: 1. предмет и метод экономической теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Экономический рост

Проблемы толкования

Полная занятость

Экономическая эффективность

Взаимодополняемые

Стабильный уровень цен

Экономическая свобода

Справедливое распределение

Экономическая обеспеченность

Взаимоисключающие

Торговый баланс

F

Е

D

I

G

С

В

Сравнительные преимущества

3. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.

Правило максимизации полезности

5. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.

Пример:

Издержки производства в долгосрочном периоде

Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции

M (29)R =МC = P

Эффект объема и эффект замещения

Правило оптимального соотношения ресурсов

Определения оптимального соотношения ресурсов

M (40)RP = MP * MR

MRP = MP * P

Амортизация

Дифференциальная рента

Уровень цен

Эффект процентной ставки

Эффект импортных закупок

Неценовые факторы совокупного спроса

1) Потребительские расходы.

Ожидания потребителей

Задолженность потребителя

Налоги

2) Инвестиционные расходы

Технологии

Избыточные мощности

3) Государственные расходы

Кейнсианский (горизонтальный) отрезок

11.5. Экономический рост

Неоклассическая модель

13. Фискальная политика

решений решающую роль играет реальная ставка, а не номинальная.

Процентная ставка как цена капитала определяется следующими факторами:

  1. риск (Чем больше риск, что заемщик не выплатит ссуду, тем больший ссудный процент взимает кредитор);

  2. срочность (чем больший срок, тем больше ставка банковского процента);

  3. размер ссуды (чем больше размер, тем меньше ставка ссудного процента);

  4. налогообложение (чем выше уровень налогов, тем выше ставка процента);

  5. конкуренция на рынке капитала (чем выше конкуренция, тем ниже ставка процента).

Инвестиции

Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств – инвестиции. Инвестирование – процесс создания или пополнения запаса капитала. Различают валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции – это общее увеличение запаса капитала.

Возмещение – это процесс замены изношенного основного капитала.

Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.

Если валовые инвестиции больше возмещения, то имеет место прирост запаса капитала, что означает расширенное воспроизводство.

Если валовые инвестиции меньше возмещения, то чистые инвестиции отрицательны («проедается» имеющийся капитал).

Если чистые инвестиции равны возмещению, то запас капитала остается на прежнем уровне, имеет место продолжение производства в тех же самых масштабах (простое воспроизводство).

Будущая стоимость капитала: простой и сложный процент

Простой процент

Пусть некто внес в банк К0 рублей под i % годовых.

Через год на счете будет сумма K1 = K0 (1 + i), руб.

Е
(42)
сли в дальнейшем банк начисляет процент только на первоначально вложенную сумму, то такой процент называется простым. Через n лет на счету будет сумма:

Kn = K0 (1 + ni)

Дифференциальная рента


В модели экономической ренты предполагалось одинаковое качество и одинаковое месторасположение земли. В действительности земля различается. по данным параметрам. Рассмотрим проблему на примере естественного плодородия земли. Допустим, имеется земля трех видов: лучшая, средняя и худшая. При равных вложениях капитала и труда на одинаковых площадях могут быть получены различные результаты вследствие различного плодородия земли.

Так как предложение земли абсолютно неэластично, то собственники худших земельных участков получат от владения ими доход – абсолютную земельную ренту.

Собственник средних и лучших будет стремиться получить весь добавочный доход. Поэтому рента на лучшую землю будет выше, чем за среднюю, а за среднюю, выше, чем за худшую. Доход собственников земельных участков средних и лучших по плодородию и месторасположению будет превышать доход собственников худших земельных участков. Этот более высокий доход получил название дифференциальной земельной ренты. Итак, худшая земля будет давать ее владельцу лишь чистую экономическую (абсолютную) ренту, а средняя и худшая, наряду с абсолютной, еще и дифференциальную. Дифференциальная рента с худшей земли будет равна нулю.

Цена земли


Ц
(46)
ена земли прямо пропорциональна доходу, который приносит земельный участок и обратно пропорциональна альтернативной ставке доходности (чаще всего в качестве ставки доходности используется величина рыночной ставки ссудного процента).

РL = R / r,

где РL – цена участка земли;

R – годовая рента;

r - ставка ссудного процента.

8. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

8.1. Введение в макроэкономику

Макроэкономика занимается экономическим анализом комплексных или агрегированных величин, характеризующих движение экономики как единого целого: ВНП (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.

Макроэкономика является основой формирования государственной экономической политики, разработки программ, направленных на оздоровление тех или иных секторов общественного производства или национальной экономики в целом.



Различают четыре агрегированных экономических субъекта: домашние хозяйства; бизнес; государство; иностранцы.

Домашние хозяйства – все частные хозяйственные ячейки внутри страны, чья деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Они являются собственниками экономических ресурсов, продаваемых ими фирмам. За счет продажи ресурсов домашние хозяйства получают доход, который распределяется на текущее потребление и сбережение. Таким образом, домашние хозяйства проявляют следующие виды экономической активности: продают факторы производства, потребляют часть полученного дохода и сберегают другую его часть.

Бизнес – совокупность фирм, зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к покупке производственных ресурсов, производству и продаже готовой продукции, инвестированию (превращению в дополнительный капитал сбережений домашних хозяйств).

Под иностранцами понимаются все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами страны. Воздействие их на отечественную экономику осуществляется через обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Государственный сектор – все государственные институты и учреждения страны.

8.2. Экономические функции государства

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира.

Экономических функций правительства (целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений) много, и они разнообразны, и на деле невозможно составить исчерпывающий их перечень.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим следующих два важнейших вида деятельности правительства:

  1. обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

  2. защита конкуренции;

  3. путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства;

  4. перераспределение дохода и богатства;

  5. корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

  6. стабилизация экономики, то есть, контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Таким образом, государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.


Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы и социальные компенсации. Важной является также контрольная функция (разработка различных стандартов). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

  • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах:

  • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

  • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

  • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеэкономических операций.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

  • налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот;

  • регулирование цен, их уровней и соотношений;

  • платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы;

  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширения воспроизводства.

8.3. Цели, направления и методы антимонопольного регулирования

Монополия – существование единственной фирмы, контролирующей весь рынок. Но чаще слово «монополия» – используется в более широком смысле, а именно, как «предпринимательская монополия» – когда одна фирма или небольшое количество фирм контролирует основную долю производства отрасли.


Компании могут увеличивать свою рыночную долю, расширяясь в размерах (инвестируя свои прибыли и строя новые предприятия). Однако более легким способом увеличить свою долю на рынке или просто разрастись, является слияние с другой компанией.

Существует несколько видов слияний:

Горизонтальные слияния – при которых соединяются компании одной отрасли – запрещены, если такое будет способствовать снижению конкуренции на рынке. Антитрестовские меры применяются, если при слиянии компаний их совокупная рыночная доля превысит 15%. Исключение делается лишь для фирм находящихся на грани банкротства.

Вертикальные слияния имеют место, когда соединяются две фирмы, работающие на различных стадиях производственного процесса, и обычно не допускаются, если каждая из фирм обладает 10% или большей долей соответствующего рынка.

Конгломератные слияния – приобретение фирмы одной отрасли другой, несвязанной отрасли – как правило, разрешаются. Следовательно, если автотранспортная компания приобретает страховую компанию, то, вероятно, никакие антитрестовские меры не будут приняты на том основании, что в результате слияния ни одна фирма не увеличила своей доли на собственном рынке.

Большинство чисто монопольных отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественный монополист, имеющий огромное преимущество по затратам перед потенциальными конкурентами и сталкивающийся с неэластичным спросом по цене, может резко повысить цены, что позволит ему получить монополистическую прибыль и породить значительную экономическую неэфффективность. Методы регулирования естественных монополий выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.

Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» определяет естественную монополию как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.