Файл: Анализ и оценка средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы (Современные технологии объектно-ориентированного анализа и проектирования информационных систем).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Swift является языком программирования, созданным компанией Apple для своих устройств и iPhone-приложений в 2014 году. За несколько лет Swift уже завоевал популярность среди разработчиков.

При разработке данного языка было уделено особое внимание обеспечению высокоэффективной компиляции. Программы написанные на Go компилируются в объектный код, поэтому для него не требуется виртуальная машина.[14]

9. Подобно Java или языку Си, Ruby является языком программирования общего назначения. Ruby on Rails используется для написания веб-приложений, а также обеспечивает их интеграцию с веб-сервером и базой данных. Ruby on Rails имеет много положительных качеств, в том числе быстрое развитие и широкий выбор библиотек. Он используется многими компаниями, начиная от небольших стартапов до крупных предприятий. Hulu, Twitter, Github и Living Social используют Ruby on Rails по крайней мере для одного из своих веб-приложений[15].

2.2 Основные подходы к созданию пользовательских меню при проектировании экономической информационной системы

Ценность любого написанного приложения определяется не только тем, что оно имеет возможность качественно и безошибочно решать поставленные перед ним задачи, но и удобством работы с данным приложением. Даже самое простое, и в то же время, функциональное приложение может оказаться невостребованным, если ее конечный потребитель будет уставать при работе с ней, раздражается и чувствовать себя некомфортно. Это в результате может привести к появлению ошибок при работе с программой, а также к неэффективной работы с приложением. Для того чтобы получить действительно удобную программу, с которой приятно было бы работать, нужно хорошо продуманное дружественное пользовательское меню.

Пользовательское меню – это набор опций, отображаемых на экране, где пользователи могут выбирать и выполнять действия, производя изменения в состоянии интерфейса. Достоинство меню в том, что пользователи не должны помнить название элемента или действия, которое хотят выполнить – они должны только распознать его среди пунктов меню.[16]


Пользовательское меню является своеобразным коммуникационный каналом, при помощи которого пользователь взаимодействует с компьютером. Пользовательское меню является важнейшей частью любой программы, так как именно с меню пользователь соприкасается в процессе своей работы. С точки зрения пользователя пользовательский интерфейс с меню является конечным продуктом. Интерфейс с пользовательским меню представляет собой совокупность используемых в программе средств для ввода данных, способов отображения информации на экране дисплея, элементов для управления различными этапами решения задачи. Основное назначение (главная цель) пользовательского интерфейса с меню – обеспечить короткий и удобный путь к получению результата.

Сформулируем принципы разработки пользовательского меню, соблюдение которых повышает его удобство и делает его дружественным по отношению к пользователю.

1) Принцип структуризации заключается в том, что при разработке пользовательское меню необходимо структурировать таким образом, чтобы связанными видимым образом были близкие по смыслу и родственные части программы, а независимые части были разделены.

2) Принцип простоты заключается в том, чтобы самые распространённые действия в программе выполнялись максимально просто, тем самым существенно снизив затрачиваемые усилия пользователя.

3) Принцип наблюдаемости заключается в том, чтобы все выполняемые операции, а также данные, которые нужны для решения определенных задач были хорошо видны пользователю. Вся излишняя и ненужная информация не должна отображаться или отвлекать внимание пользователей.

4) Принцип обратной связи заключается в том, чтобы пользователь при работе с программой получал от нее сообщения о выполняемых действиях, а также о важных событиях, происходящих внутри программы. Сообщение должно быть ясным, кратким, недвусмысленным и написанным на языке, который будет понятен пользователю.

5) Принцип толерантности заключается в том, чтобы пользовательское меню было гибким и терпимым к ошибке пользователя, при этом ущерб от ошибки пользователя должен снижаться, т.е. иметь возможность отменить или повторить действия. Кроме того, интерфейс должен позволять разумную интерпретацию любых действий пользователя. А также введённых пользователем данных, например, позволить различную последовательность выполнения этапов задачи или допускать различные формы ввода исходных данных.

6) Принцип повторного использования заключается в том, чтобы поведение пользовательского меню и интерфейса было предсказуемым и давало возможность повторно использовать известные приемы и решения, применяемые при разработке интерфейса для других программ.[17]


Использование неудачного интерфейса сильно замедляет работу пользователя, что в итоге приводит к его быстрой утомляемости и созданию большего числа ошибок. В результате такой интерфейс и пользовательское меню только отбивает у пользователя дальнейшее желание работать с данной программой. Поэтому при разработке пользовательского меню и интерфейса программы нужно учитывать известные рекомендации ведущих специалистов в области создания пользовательских интерфейсов. Приведем наиболее используемые на практике рекомендации.

1. При распределении информации на экране монитора логичным и естественным является взаимодействие с пользователем с левого верхнего угла экрана, при этом постепенно переводя внимание на правый нижний угол. Не рекомендуется разрабатывать интерфейс, отдельные части которого располагаются на экране в хаотическом и непредсказуемом порядке, так как в данном случае пользователю нужно будет все время переключать свой взгляд на разные, не связанные между собой участки экрана для того чтобы найти нужную информацию. Так же не следует делать визуализируемые на экране объекты миниатюрного размера, так как пользователю в данном случае приходится излишне напрягать зрение, что в итоге приведет к переутомлению.

Не стоит перегружать пространство экрана разными второстепенными элементами, так как пользователь в данном случае будет постоянно путаться в интерфейсе и теряться среди нагромождения различных элементов. Так же не следует оставлять на экране очень большое количество свободного места, так как это приводит к неэффективному использованию экранного пространства.

Опытные разработчики пользовательских интерфейсов советуют стремиться к сбалансированности при выборе местоположения для управляющих элементов и видимых объектов: слева и справа, сверху и снизу их количество должно быть примерно одинаковым. Эстетическую привлекательность интерфейса можно соблюсти, выравнивая элементы по верхним и левым границам экрана, а также соблюдая пропорции при выборе размеров для изображения этих элементов.

2. Управление вниманием пользователя при использовании цвета, анимации, звука, шрифтов, курсора. Обычно интерфейс имеет одну точку фокуса, в которой происходит процесс взаимодействия пользователя и программы. В случае управления процессом взаимодействия пользователя с программой в фокусе обычно находится текущая выборка. Если на действия пользователя отвечает программа, то в фокусе обычно находится результат действия.


При разработке интерфейса нужно привлекать внимание пользователя к точке фокуса, которая является наиболее существенной в данный момент работы с программой информацией. Пользователь при работе с программой должен четко понимать, где на экране размещается наиболее значимая для него информация, а где находится второстепенная.

Для привлечения внимания пользователя можно использовать анимированные визуальные объекты (движение, мигание), но не стоит злоупотреблять этим приёмом, так как частое использование анимации может привести к негативному эффекту: усталости глаз, чувству раздражения и т.п.

Управлять вниманием пользователя можно также и с помощью цветового выделения (кодирования). В этом случае так же необходимо знать чувство меры, так как яркие и интенсивные цвета могут сбить пользователя с толку и вызывать быструю утомляемость при длительной работе с интерфейсом программы. Так же нужно учитывать сочетания цветов, так как такие сочетания как зелёный на красном или красный на зелёном могут негативно влиять на пользователя. Свойство цвета привлекать внимание пользователя может потеряться, если в яркие кричащие тона будут раскрашены все элементы интерфейса. Не нужно одновременно использовать большое количество цветов – не более 4-7 цветов.

Специалисты советуют наиболее активные части интерфейса обозначать теплыми цветами (розовый, жёлтый, оранжевый), а более пассивные части интерфейса обозначать холодными цветами (зелёным, синим, белым).[18]

Так же нужно иметь в виду, что существуют люди, страдающие одной из форм дальтонизма (цветовой слепотой). Согласно статистических данных это примерно одна двенадцатая часть всех мужчин и чуть меньшая доля женщин. В связи с этим необходимо учитывать этот факт при подборе цветов для изображения интерфейсных элементов.

Цветовое выделение можно сочетать с другими изобразительными приёмами, такими как заключение в одинарные, двойные или анимированные рамки; использование заглавных букв; использование звуковых эффектов.

В некоторых ситуациях, таких как работа в коллективе, использование звуков может вызвать раздражение у коллег, поэтому необходимо предусмотреть возможность отключения звука в любой необходимый момент.

Так же традиционным элементарным средством для привлечения внимания пользователя является курсор, который создает мигающее изображение на экране, чаще всего, представленное в виде чёрточки или прямоугольника. В случае ввода пользователем текста появление курсора можно рассматривать как приглашение к вводу данных. Мигающий курсор указывает на позицию, начиная с которой набираемые с клавиатуры символы будут отображаться на экране дисплея. Форма курсора часто говорит о текущем режиме ввода символов (нижнее подчёркивание – режим вставки, прямоугольник – режим наложения).[19]


Использование тщательно продуманного, лёгкого в изучении и понимании, учитывающего человеческие возможности и ограничения интерфейса гарантирует удобство работы с программой и, в конечном итоге, ее коммерческий успех среди потребителей.[20]

2.3 Оценка средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы

Для средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы, выберем параметры и по каждому из параметров дадим оценку программному продукту по десятибалльной шкале, а затем посчитаем интегральную оценку по каждому программному продукту по формуле:

, (1)

где n – количество выбранных критериев для оценки,

pi- весовой коэффициент i-того критерия;

Iоц.i- оценка программного продукта по i-тому критерию.

Вычисления по формуле (1) сведены в таблицу 1.

Таблица 1 – Сравнение программных продуктов

Характеристики

Вес

C#

Java

PHP

Go

Swift

Python

1

Удобство пользовательского интерфейса

0,1

10

9

8

9

8

8

2

Простота языка программирования

0,1

9

10

8

10

8

8

3

Соответствие выбираемых программных средств уровню подготовленности программиста

0,1

9

10

8

10

8

8

4

Скорость работы приложений

0,025

9

8

10

8

10

10

5

Скорость компиляции приложений

0,005

10

7

8

7

8

8

6

Наличие интегрированного отладчика

0,1

9

7

9

7

9

9

7

Обработка исключительных ситуаций

0,1

9

8

9

8

9

9

8

Возможности программных средств для разработки профессиональных приложений и сложных программных систем

0,1

8

7

10

7

10

10

9

Оценка качества средств с точки зрения надежности, производительности, удобства работы и трудоемкости их эксплуатации

0,15

10

9

8

9

8

8

10

Перспективность и жизнеспособность фирм изготовителей программных средств, возможность обновления и наличия новых версий продуктов при модернизации программно-технической среды

0,02

9

9

9

9

9

9

11

Наличие документации на русском языке, справочных систем, документации в печатном и электронном исполнении, возможности консультаций

0,2

9

9

8

9

8

8

Оценка

1

9,005

8,265

8,72

8,265

8,72

8,72