Файл: Феномен работающего студента.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Презентация

Э-1-21


На тему :»Феномен работающего студента»

Феномен работающего студента

  • Реалии современной жизни таковы, что многие молодые люди, получающие профессиональное образование в различных образовательных учреждениях, вынуждены одновременно заниматься трудовой деятельностью. В этом отношении российские студенты не являются исключением. Возросшие контакты с молодежью из развитых стран, быстрое распространение гораздо более высоких, чем раньше, стандартов жизни приводят к быстрому росту жизненных потребностей студентов при гораздо меньших возможностях их удовлетворения за счет таких традиционных источников, как стипендия или помощь родителей. И, наконец, высокий темп инфляции вызывает у большинства студентов острый недостаток средств на самое необходимое - питание, одежду, приобретение литературы, оплату платных элементов учебного процесса и на посещение даже самых недорогих мест проведения досуга и отдыха.
Актуальность темы исследования. - во-первых, необходимостью глубокого теоретического и эмпирического осмысления современного состояния российской студенческой молодежи как особой социально-демографической группы, оказывающей влияние на развитие важнейших сфер общественной жизни;

-во-вторых, социальной востребованностью комплексного знания о состоянии ценностных ориентаций и мотивации к профессиональной деятельности студенческой молодежи;

Объектом исследования является российская студенческая молодежь Предметом исследования является вторичная занятость студентов. Цель исследования: Целью данной работы является рассмотрение и изучение феномена «работающего студента». Задачи исследования: Рассмотрение теоретико-методологических проблем анализа феномена «работающего студента». Рассмотрение и разработка технологии использования метода анкетирования для изучения феномена «работающего студента».

Гипотеза: - работающий студент имеет возможность в получении полноценного уровня знаний  

  • Американские студенты подрабатывают в «McDonalds». За океаном будущий юрист считает себя счастливчиком, если ему на лето удается устроиться регистратором в адвокатскую контору.
  • В странах СНГ весь позапрошлый век и почти все прошлое столетие работающие студенты считались мучениками. В советское время те, кто совмещал труд с учебой, приобретали специальность практически только на вечерних отделениях вузов. Сейчас ситуация значительно изменилась. Многие студенты все чаще совмещают учебу с работой. Вот некоторые результаты исследований среди студентов различных стран мира.

По результатам «EuroStudentSurvey 2000» 54% ирландских студентов-очников подрабатывают в среднем 14 часов в неделю при средней ставке 5 евро в час. Всероссийское исследование, проведенное в 2000 году, показало, что в среднем 39% студентов работают, причем, процент работающих студентов зависит от профиля ВУЗа и специальности (от 88,9% в вузах политического, правового и управленческого профиля до 10% в вузах военного профиля). Интересен тот факт, что в МГУ по результатам исследования работает и учится 59% студентов, в то время как в университете штата Иллинойс (UIUC) подрабатывает 65% опрошенных студентов. Представленные данные дают нам возможность говорить о распространенности вторичной занятости среди студентов, а поэтому на наш взгляд возникает необходимость более детального изучения данного явления.

базовые категории, раскрывающие феномен «работающего студента».

  • Отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:
  • поиск работы и рабочей силы;
  • порядок найма и высвобождения работников;
  • условия и содержание труда;
  • установление уровня его оплаты и формы сопутствующих льгот;
  • обучение и подготовка кадров вне производства и на рабочих местах;
  • горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение и продвижение).
  • Масштабность и глубина структурной перестройки в экономике, в том числе и на рынке труда: принципиальная и быстрая смена секторов и отраслей, выступающих в роли основных потребителей труда, столь же быстрые и глубокие изменения в спросе на отдельные профессии, иные требования к квалификации, которая действительно, а не формально требуется от претендентов на те или иные рабочие места.
  • Быстрые изменения всех аспектов экономической практики: продукции, потребителей, технологий, схем работы, правил, требований, законодательных и нормативных документов, связей и т. д. В результате высшая школа не успевает давать своим выпускникам профиль и уровень профессиональной подготовки, соответствующие меняющимся требованиям и росту разнообразия экономической жизни.
  • Следствием стала поляризация возрастной структуры работников по секторам экономики, видам бизнеса, типам и срокам образования предприятий. На большинстве предприятий, возникших за последние 3 – 5 лет, персонал очень молодой и нет систематической передачи профессиональных навыков и приемов работы от старших поколений к молодежи. Молодые люди вынуждены теперь учиться на собственном опыте. Поэтому студентам нужно самим заботиться о своем послевузовском трудоустройстве.

  • Рост требований работодателей к практическому опыту выпускников наталкивается на уменьшение возможностей для студентов получить этот опыт во время обязательных практик.
  • Исходя из этого, закономерен вопрос, каковы преимущества и недостатки работающих студентов?

Относительными преимуществами работающих студентов можно считать то, что они:

  • Относительными преимуществами работающих студентов можно считать то, что они:
  • более склонны к новшествами переменам (новые задачи и виды деятельности, изменения технологии, методов и организации работы);
  • обладают большим потенциалом иориентированы наразвитие, рост, карьеру;
  • более энергичны и активны; у них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать;
  • готовы выполнять не престижную, физически тяжелую, разовую работу;
  • готовы начать работу с нуля и развить, например, новое направление;
  • согласны работать в режиме ненормированного рабочего дня;
  • обладают заметно более высоким уровнем культуры;
  • проявляют тягу к новым знаниям и постоянно «подпитываются» в вузе свежими идеями и новыми данными;
  • видят связь между получением знаний и результатом работы, а потому обладают хорошей мотивацией к обучению и быстрее овладевают новыми приемами работы и профессиональными навыками;
  • обеспечены жильем (дом или общежитие) и деньгами (стипендия), что позволяет им в трудных случаях как-то перебиться, а фирме не заботиться о жилье;
  • соглашаются на более низкую оплату, которую им можно установить под предлогом их промежуточного статуса.
  • Для работодателя ценно то, что:
  • студент – «чистый лист», и его часто легче научить профессии и особенностям работы в данной фирме, чем переучивать готового специалиста;
  • работающие студенты – хорошие трансляторы рекламы, услуг и вакансий;
  • взяв студента с выпускного курса, фирма вскоре получит готового специалиста без затрат на его обучение;
  • развитие студенческой занятости – путь к развитию культурной бизнес-среды и формированию развитых эталонов работника.

Недостатки работающих студентов:

  • часто переоценивают свои знания, умения и возможности;
  • становясь постоянными работниками, чаще претендуют на более высокую зарплату;
  • нередко проявляют слабую профессиональную ориентацию (если образование студента не совпадает с профилем работы, у него выполняемая сегодня работа конкурирует с возможностью найти работу по специальности);
  • проявляют легкомысленное отношение к работе;
  • обладают нереалистическими представлениями о содержании, методах работы и отношениях в рамках формальных организаций;
  • проявляют слабые навыки менеджмента;
  • требуют к себе большего внимания и постоянной оценки их работы, что нередко вызывает недовольство других работников и усиливает напряженность в коллективе;
  • хуже работают в периоды сессий;
  • менее предсказуемы в своем развитии и поведении, в частности, у них повышенная мобильность, а потому усилия, затраченные на их обучение, могут оказаться потраченными зря. В поисках нового места работы они вполне могут перейти к конкурентам и применить там опыт, полученный в данной фирме;
  • в момент окончания вуза оказываются в кризисной ситуации: у многих возникает проблема жилья, у мужчин – проблема службы в армии, резко меняется образ жизни и контактная среда.
  • Если студент был занят на регулярной работе во время учебы в вузе, из него через сравнительно короткое время получается работник, обладающий заметными преимуществами по сравнению как с не работавшим выпускником вуза, так и с теми, кто не получил полноценного высшего образования. От первого его отличают большая активность, а также потребность и умение подкреплять теоретические знания и положения практическими примерами и опытом. От второго – стремление и навык к систематизации и теоретическому обоснованию практических наблюдений и методических (инструментальных) находок, а также приверженность к демократическим, партнерским отношениям в работе.