Файл: Рассказов по картине и серии сюжетных картинок" Главная цель "Развитие связной речи детей".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при рассматривании картины и чтении текста.
Дети составляют 4-5 рассказов. При каждом рассказывании воспитатель обращает внимание детей на использовании в речи слов близких по значению, содержательную сторону рассказа.
По окончании выполнения задания воспитатель предлагает поиграть в игру "Умное эхо".
Я говорю фразу, например, у медведя нос, бросаю мяч Стасу. Он должен целую фразу заменить на одно слово, и чётко его произнести, выделяя окончание. Какое слово должно получиться, если я говорю фразу "у медведя нос"? медвеж ий ). Если у Стаса это получится, значит, он - "умное эхо".
-
У медведя хвост; -
У медведя лапа; -
У медведя ухо; -
У медведя берлога; -
У медведя сон; -
У медведя шуба; -
У медведя характер; -
У медведя шерсть; -
У медведя когти; -
У медведя поведение; -
У медведя лакомство.
Итог занятия.
Занятие №3
Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".
Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.
Материал: листы , карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.
Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.
-
Острые коготки, мягкие подушки; -
Шёрстка пушистая, длинные усы; -
Мурлычет, лакает молоко; -
Умывается языком, прячет нос, когда холодно; -
Хорошо видит в темноте, песни поёт; -
У неё хороший слух, ходит неслышно; -
Умеет выгибать спинку, царапается.
Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Котёнок : (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок : (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке : лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).
Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"
Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
-
Кто изображён на картине? Где происходит действие? -
Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось? -
Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.
В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.
Итог занятия.
Занятие №4
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать восприятие, память, внимание. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.
Материал : сюжетные картинки, жетоны, две корзинки, два набора элементов последней картинки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём будет рассказ, вы скажете сами, как только отгадаете загадки.
У неё косички,
Длинные реснички,
Юбочка с воланами,
Платьице с карманами.
Кто же это: белочка,
Мальчик или девочка? (Девочка).
Как догадались?
Пока дети -
Каждый в берете.
Повзрослели -
Шляпы надели. (Грибы).
Почему решили, что грибы?
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая.
В серенькой одёжке,
Ходит по дорожке. (Ёж).
Докажите, что это ёж.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех подряд:
Ваню - земляникой,
Аню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
А Васю - хворостинкой. (Лес).
Почему решили, что это лес. Докажите.
Воспитатель : Значит, о ком и о чём мы будем составлять рассказ?
Воспитатель показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? Кто изображён? Что делает девочка? (держит в руках пустую корзинку, разговаривает с ежом, наверно, о чём-то спрашивает).
Воспитатель показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (лес, но совсем другое место: под ёлками много грибов). Что делает ёж? (что-то говорит девочке и показывает на грибы и корзинку).
Воспитатель показывает последнюю картинку. Что изображено на последней картинке? (девочка набрала полную корзинку грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу).
Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца., но постарайтесь каждый додумать что могли бы сказать друг другу герои на прощание и что могло произойти с ними дальше (5-6 рассказов).
Воспитатель : Хорошо, а теперь немного разомнёмся. Вы разделитесь на две команды. Сегодня будете подбирать слова на тему "Лес". На каждое слово каждая команда кладёт жетон в свою корзинку. Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы посчитаем жетоны и выясним какая команда знает больше слов на тему "Лес".
Воспитатель: Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь запомнить где что расположено. (дети смотрят в течении 15-20 секунд, картинка убирается). Теперь вы должны из отдельны частей собрать целую картинку, как это было у художника. (По окончании выполнения задания дети считают сколько ошибок было у каждой из команд).
В завершении занятия подводится итог.
Занятие №5
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как Миша варежку потерял".
Цель: Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Упражнять в выделении слов зимней тематики из текста. Развивать память, внимание.
Материал: сюжетные картинки, фишки, корзина, рассказ о зиме.
Ход: Звучит музыка.
В: Ребята, сегодня мы будем продолжать учиться составлять рассказы по сюжетным картинкам. Но сначала немного поиграем в словесные игры, которые нам затем помогут придумать интересные рассказы.
Первая игра называется "Послушай и запомни". Я прочту рассказ о зиме. На разносе лежат фишки-ёлочки. Вы должны быть очень внимательными во время прослушивания рассказа. По его окончании вам нужно будет вспомнить все слова на тему "Зима" и на каждое слово положить фишку в корзинку, а затем мы сосчитаем, сколько слов вы запомнили.
" Снегурочка проснулась рано утром, посмотрела в окно, захлопала в ладоши и радостно закричала: " Зима ! Пришла зима! Здравствуй, Зимушка -зима!". Она увидела чудесную картину. Мороз разрисовал стекло волшебными узорами. В воздухе медленно кружились и тихо падали на землю лёгкие снежинки. Земля покрылась белым пушистым ковром. Снег на крышах, на крылечке, на дороге. Снежные хлопья повисли на деревьях. Замёрзли лужи. Мороз трещит на дворе". (Рассказ читается дважды).
Дети считают фишки.
В: Следующая игра называется "Отгадай задуманное слово". Для этой игры мне нужен помощник. По очереди каждый из вас будет им. Помощника я буду приглашать к себе, на ушко ему буду называть слово. Помощник подбирает по три слова к моему слову, а другие дети будут с их помощью отгадывать, какое слово я загадала.
Зима (холодная, морозная, снежная);
Снег (белый, пушистый, мягкий);
Мороз (крепкий, злой, трескучий);
Лёд (хрупкий, прозрачный, холодный);
Снежок (круглый, маленький, холодный);
Дед Мороз (добрый, бородатый, холодный);
Снегурочка (красивая, добрая, снежная).
Снежинка (маленькая, хрупкая, узорчатая).
В: А вот теперь мы будем составлять рассказ по картинкам. Рассмотрите их внимательно. Я придумала начало рассказа. Послушайте его. "Мальчик проснулся рано утром и увидел, как идёт снег, захлопал в ладоши и крикнул: "Ура! Вот она, Зимушка-зима! Снег идёт хлопьями! Пойду кататься на лыжах!"
Вы придумайте продолжение рассказа. В рассказе постарайтесь употреблять слова и выражения о зиме, которые вы слышали и придумывали сегодня на занятии.
Содержание картинок:
-
Мальчик смотрит в окно. -
Мальчик собирается на прогулку. -
Едет быстро с горы. -
Потерял варежки. -
Щенок нашёл рукавички. -
Мальчик благодарит щенка.
Дети составляют рассказ сначала по цепочке, потом воспитатель предлагает рассказать 3-4 детям историю от начала до конца. По окончании этой части занятия дети обсуждают получившиеся рассказы и аргументированно выбирают лучший.
В: Молодцы, а теперь давайте придумаем название нашему рассказу.
По окончании занятия подводится итог.
Анализ проведенных занятий:
Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Я давно заметила, что если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности.
Главное к чему я стремилась, разрабатывая серию конспектов и организуя работу по ним, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия я разрабатывала с учётом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении - залог успешного результата деятельности всех её участников.
Например, на занятии по составлению рассказов по картине »Кошка с котятами» я сообщила детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко.
В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.
На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок "Медвежонок на прогулке" я также сообщила, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно было отгадать слова на карточках путём подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняли задание, т. к. они были заинтригованы, им было интересно справиться с подобным заданием. Далее детям были представлены картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжилась.