Файл: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1075
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)
Обязанности инженера по пожарной безопасности
Требования к инженеру по пожарной безопасности
Инструкции о мерах пожарной безопасности подразделяются на следующие виды:
Инструкции для отдельным зданий, сооружений, помещений, производственным процессов.
Инструкции направляются на отзыв руководителям подразделений предприятия.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационным путей;
Содержание инструкций о мерах пожарной безопасности.
Противопожарный режим на территории, в зданиях, сооружениях и помещениях предприятия.
Требования к содержанию путей эвакуации.
Требования пожарной безопасности к электроустановкам.
Требования пожарной безопасности к системам отопления и вентиляции.
Порядок хранения веществ и материалов на территории, в зданиях и сооружениях предприятия.
Содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.
Содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения.
Общий порядок действий при пожаре. Обязанности работающих и администрации предприятия.
1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.
1) применение негорючих веществ и материалов;
2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;
4) изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);
5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;
6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;
7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;
8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;
9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;
4) устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;
9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;
Остановимся на требованиях к системам противопожарной защиты
Статья 52. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Статья 53. Требования к путям эвакуации людей при пожаре
2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
Статья 56. Требования к системам противодымной защиты
2) использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
Статья 57. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности зданий и сооружений
Статья 58. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности строительных конструкций
Статья 59. Требования к ограничениям распространения пожара за пределы очага
1) устройство противопожарных преград;
2) устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий и сооружений;
3) применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре;
4) применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре;
5) применение огнепреграждающих устройств в оборудовании;
6) применение установок пожаротушения.
Статья 60. Требования к первичным средствам пожаротушения в зданиях и сооружениях
Статья 61. Требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения
Статья 62. Требования к источникам противопожарного водоснабжения
Статья 63. Требования к первичным мерам пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
5.2.1 Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности
5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
Задачами проведения с персоналом объектов тренировок являются:
обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;
проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
При подготовке посредников руководитель тренировки должен:
- ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;
- ознакомить с обязанностями в качестве посредников;
- дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;
- обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.
- ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;
- вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.
При подготовке персонала руководитель тренировки должен:
- посредники - отличительную повязку на правом рукаве;
- руководитель тушения пожара - красную отличительную повязку;
- тренирующийся персонал - желтую повязку на правом рукаве.
- очаг пожара - красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);
- зона задымления - синими флажками;
- зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками.
5.3.3 Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов
Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:
- руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;
Результаты тренировок фиксируются в журнале учёта тренировок.
На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:
– ручных пожарных извещателей;
– телефонов, по которым можно сообщить в пожарную охрану;
Психофизические особенности поведения человека при пожаре
Панические реакции появляются в основном либо в форме ступора (оцепенение), либо-фуги (бега).
Рекомендуемые варианты поведения при пожаре
Прежде всего, следует определить для себя, выходить или не выходить.
Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:
– уходите скорее от огня; ничего не ищите и не собирайте;
– ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;
Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:
– если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;
оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки;
продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;
Пожар: II фаза (30–40 мин) – стадия объемного развития пожара
– самостоятельно (без дежурного электрика),
– своевременно (до применения воды из пожарных кранов),
Пожар: III фаза – затухающая стадия пожара
точное место и площадь горения, что именно горит, а также пути распространения огня и дыма;
наличие, состояние и возможность использования средств противопожарной защиты объекта;
местонахождение, состояние, возможные способы использования ближайших водоисточников;
наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;
Примерная структура распоряжения на проведение практической отработки планов эвакуации
2. Организация и подготовка проведения практической тренировки.
3. Порядок проведения тренировки.
В разделе распоряжения «Общие положения» указываются:
- цели и задачи практической отработки планов эвакуации;
Раздел распоряжения «Организация и подготовка проведения практической тренировки» должен содержать:
- данные о времени и месте проведения тренировки;
- требования к порядку и способам оповещения обучающихся и преподавателей о возникновение пожара;
В разделе «Порядок проведения тренировки» устанавливается порядок:
- подачи сигнала о начале тренировки;
- оценки действий обслуживающего персонала по эвакуации обучающихся;
- уточнения данных об эвакуированных по уточненным (откорректированным) cпискам;
- осмотра помещений учреждения.
- обсуждения недостатков, допущенных в ходе тренировки;
определяет порядок оповещения обучающихся и обслуживающего персонала в случае возникновения пожара;
При разработке дополнительных мероприятий необходимо максимально учесть все недостатки.
Проект приказа о подготовке и проведении тренировки
О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
№ ___ от "__" _________ 20__ года
3. Начальнику штаба тренировки:
завершить подготовительную работу до «___»_____20__ года.
Проект плана проведения тренировки
I. Тема: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».
Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.
Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности.
III. Состав участников объектовой тренировки:
Заместители директора, ИТР, персонал, сотрудники ГПС (по согласованию).
первый подготовительный этап – проведение занятий со всеми категориями сотрудников и ИТР;
пятый этап – разбор тренировки.
V. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков.
начальник штаба тренировки А.П. Петров
В __ ч. ___ мин. __ сек. начата общая эвакуация с объекта.
В ___ч.___мин. ___сек. ДПД пристурила к тушению условного пожара.
В ____ч. ___мин. ___сек. Эвакуация завершена.
В ___ ч. ___ мин. ___ сек. эвакуация была завершена общеобъектовым построением во дворе объекта.
заместитель директора А.П. Петров
№ ____ от "__" ________ 20__ года
Об итогах подготовки и проведения тренировки
3. Провести внеплановые инструктажи с сотрудниками объекта о порядке действий при пожаре.
4. Поощрить ИТР, ответственных за состояние систем автоматической противопожарной защиты.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора А.П. Петрова.
определяет порядок оповещения обучающихся и обслуживающего персонала в случае возникновения пожара;
определяет место сбора учителей и обучающихся после эвакуации из здания, в зависимости от времени года, уточняет списки обучающихся и устанавливает порядок проверки их наличия на месте сбора;доводит (уточняет) перечень мест размещения первичных средств пожаротушения и порядок их применения и приведения в действие;
определяет лиц, из числа обслуживающего персонала не занятых в эвакуации, для встречи пожарных расчетов и проведения первоочередной эвакуации имущества и материальных ценностей.
Обслуживающий персонал и преподавательский состав дополнительно знакомятся с планами эвакуации и инструкциями, определяющими действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении. На месте изучают расположение эвакуационных выходов, места хранения ключей от дверей эвакуационных выходов, кратчайшие и безопасные пути следования к выходам из здания в зависимости от места возникновения пожара, места нахождения первичных средств пожаротушения и средств связи. Преподавательский состав на классных занятиях дополнительно доводит до обучающихся порядок действий в случае получения сигнала (оповещения) о возникновении пожара, включая порядок и направление движения, и корректирует списки обучающихся по классным журналам. При подготовке к тренировке принимаются меры по устранению нарушений содержания путей эвакуации и эвакуационных выходов, которые могут препятствовать быстрой и безопасной эвакуации людей, проверяется исправность и работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ).Порядок проведения тренировки
Началом практической отработки является подача звукового и (или) светового сигналов о возникновении пожара от системы оповещения о пожаре во все помещения здания учебного учреждения с постоянным или временным пребыванием людей. Звуковой сигнал оповещения должен отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения (о начале, окончании урока и т.п.). С получением сигнала о возникновении пожара педагогический состав и обслуживающий персонал проводят мероприятия в соответствии с инструкцией по действиям в случае возникновения пожара, открывают все (запасные) эвакуационные выходы и в установленной последовательности производят эвакуацию обучающихся. Эвакуация производится через ближайший и (или) наиболее защищенный от опасных факторов пожара эвакуационный выход. Передвижение обучающихся, при этом, должно быть быстрым, но не бегом, без лишней суеты и торопливости. Эвакуируемые обучающиеся выводятся из здания образовательного учреждения, в теплое время года на улицу, в безопасное место. Эвакуация не должна мешать действиям пожарных по тушению пожара. В зимнее время года обучающиеся эвакуируются в ближайшее, заранее определенное, здание вне зоны воздействия опасных факторов пожара.В ходе практической тренировки руководитель учреждения контролирует правильность проведения эвакуации, а также время, в течение которого проведена полная эвакуация людей из здания.
После эвакуации обучающихся из здания образовательного учреждения классные руководители (мастера), преподаватели их замещающие, проводят перекличку обучающихся по спискам классных журналов и докладывают о наличии заместителю директора по БЖ. Информация об отсутствии обучающегося доводится до сведения руководителя образовательного учреждения и пожарных осуществляющих тушение пожара, и принимаются меры по установлению его местонахождения (спасению).После проведения эвакуации руководитель образовательного учреждения и ответственное лицо проводит обход помещений здания на предмет установления людей, его не покинувших.
Обслуживающий персонал, не занятый в проведении эвакуации, начинает тушение пожара имеющимися на объекте первичными средствами пожаротушения и проводит работы по эвакуации имущества и других материальных ценностей из здания.Подведение итогов тренировки и разработка организационных и практических мероприятий по улучшению эвакуации
После окончания практической тренировки по отработке действий в случае возникновения пожара руководитель образовательного учреждения проводит с педагогическим и обслуживающим персоналом рабочее совещание, на котором подводятся итоги, и разрабатываются организационные и практические мероприятия по улучшению эвакуации.При подведении итогов основное внимание должно уделяться разбору недостатков, выявленных при проведении тренировки, и установлению причин им способствовавшим.
При разработке дополнительных мероприятий необходимо максимально учесть все недостатки.
Завершающим этапом проведения практической отработки планов эвакуации является подготовка акта (приложение 2), в котором последовательно излагаются ее результаты, указываются недостатки и предлагаются мероприятия по улучшению организации и проведения последующих практических тренировок.Проект приказа о подготовке и проведении тренировки
ПРИКАЗ
О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
№ ___ от "__" _________ 20__ года
В целях поддержания на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по эвакуации, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации, а также обучения порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) п р и к а з ы в а ю:1. Провести объектовую тренировку по эвакуации людей и тушению условного пожара «___»___________20__ года.
2. Начальником штаба подготовки и проведения общешкольной тренировки назначить заместителя директора А.П. Петрова
3. Начальнику штаба тренировки:
представить на утверждение документы по подготовке и проведению занятий и общешкольной тренировке в срок до "__" ______ 20__ года;
завершить подготовительную работу до «___»_____20__ года.
4. Инженеру по охране труда С.И. Сидорову провести комплекс мероприятий по предупреждению травматизма в период проведения тренировки.
5. Руководство подготовкой и проведением тренировки, а также контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор А.Н. Новиков
Проект плана проведения тренировки
«Утверждаю»
Директор
А.Н. Новиков
"__" ________ 20__г.
П Л А Н
проведения тренировки
I. Тема: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».
II. Цели тренировки:
Обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара.
Поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществлениядействий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации. Обучение навыкам и действиям по предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре, правилам пользования индивидуальными средствами защиты.