Файл: Метафора и ее виды 5 1 Изучение понятия метафора 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Метафора и ее виды 5
1.1 Изучение понятия метафора 5
1.2 Виды метафоры 6
Глава 2. Характер метафор на страницах журнала «Семь дней ТВ-программа» 10
Заключение. 13
Используемая литература 15
Введение
Метафора используется как в публицистике, так и в литературном творчестве. Для поэтов употребление такого вида тропа является выражением своих чувств, но для журналиста пишущего тексты на различные темы это является украшением более четкого и образного изложения мысли. Данное изложение мысли уместно не во всех журналистских жанрах, в отличие от литературы. Но в той или иной степени может употребляться. Часто встречаются метафоры в портретных зарисовках, эссе, рассуждениях, фельетонах и памфлетах. В информационных жанрах, как репортаж, новость, сообщение данный вид тропа почти не встречается, но допустим.
В современных печатных изданиях зачастую можно встретить «плоско» написанные тексты, элементарно «содранные» с Интернета. Журналисты не используют в таких материалах свое метафорическое мышление, из-за чего текст получается банальным и неинтересным. При прочтении первых строк не возникает желания дальше читать такой материал. Только немногим удается с первых слов унести читателя в волшебный мир происходящего действия и не отпускать его до конца статьи. Из-за чего проблема использования данного виды тропа на сегодняшний день очень актуальна.
Актуальность исследования обусловлена тем, что средства массовой информации играют определённую роль в современном обществе. В настоящее время на территории Российской Федерации издается огромное количество журналов весьма разнообразных по своей тематике и содержанию. Особая специфика журналов в том, что они оказывают известное влияние на мнения людей, оставляют то или иное впечатление, что достигается за счет эмоциональности суждений, экспрессивности оценок, использования различных средств речевой выразительности, в частности, метафоры. Все это позволяет журналистам писать статьи живым, ярким, образным языком, вследствие чего публицистика приобретает все большую популярность.
Объектом нашего исследования стали материалы журнально-публицистического стиля: публикации на различные темы в журнале «Семь дней ТВ – программа». Для анализа взяты статьи за 2021 – 2022 года. Выбор издания «Семь дней ТВ – программа» обусловлен доступностью данного журнала для широкой аудитории и многоаспектностью тем, затрагиваемых в журнале.
Предмет исследования – метафоры в журнальных текстах на различные темы.
Цель данной работы – проанализировать особенности функционирования метафоры в текстах журнала «Семь дней ТВ – программа» на различные темы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-
определить особенности публицистического стиля, и журнально-публицистического подстиля; -
рассмотреть основные актуальные классификации метафор; -
отобрать необходимый материал для анализа; -
классифицировать отобранные метафоры по различным категориям на основании теоретической основы исследования; -
выявить структурные группы метафор, используемые в публицистических текста.
Глава 1. Метафора и ее виды
1.1 Изучение понятия метафора
Для полного изучения проблемы использования метафоры в публицистическом тексте необходимо, в первую очередь, рассмотреть само понятие «метафора». «Метафора - вид тропа, скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому, а также вообще образное сравнение в разных видах искусств». «В свою очередь троп- слово в измененном значении. Стилистическая окраска тропа заключается в том, что в отличие от привычного обозначения предмета или явления постоянно соответствующим ему, привычным словом, происходит перераспределение признаков, обычно запрятанные среди других, образующих понятие или представление. Тропы осуществляют в более краткой форме то, что в более сложной форме осуществляют эпитеты и сравнения». «Сам термин «метафора» принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства, как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы – преувеличения, от синекдохи – иносказания и от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного на другое».
Одно из определений метафоры. «Метафора — это греза, сон языка. Толкование снов нуждается в сотрудничестве сновидца и истолкователя, даже если они сошлись в одном лице. Точно так же истолкование метафор несет на себе отпечаток и творца, и интерпретатора. Метафоры означают только то, что означают входящие в них слова, взятые в своем буквальном значении». «Для большинства людей метафора — это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения». «Метафора — вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое также образно его замещает. Своеобразие метафоры, как вида тропа в том, что она представляет собой сравнение, члены которого настолько слились, что первый член (то, что сравнивалось) вытеснен и полностью замещен вторым (то, с чем сравнивалось)».
Итак, в первом параграфе этой главы рассмотрено понятие метафоры и ее история.
1.2 Виды метафоры
«Метафора сегодня, - один из самых популярных лингвистических терминов. Множество теорий обрушилось на него, и при всех расхождениях их объединяет стремление видеть в метафоре один из основополагающих принципов мышления языка и речевой деятельности. Ни один троп не удостоился такого внимания. Деление на виды многих стилистических терминов- и метафоры в том числе- практически не ограничено в силу того, что каждый исследователь предлагает свой набор. Поэтому совокупность видов часто представляется неупорядоченной». «Метафора – одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах».
Основным для данной курсовой работы является разделение метафор на две группы. Подобно сравнению, метафора, может быть: простой и развернутой.
Возникновение данной классификации обусловлено тем, что метафоры в стилистическом отношении отличаются от слов и требуют особого подхода в изучении. «Многозначность слова, если она имеет место, обусловлена тем фактом, что в обычном контексте слово означает одно, а в метафорическом — другое. В метафоре два различных значения — буквальное и образное — одновременно. Можно представить буквальное значение как скрытое, как нечто, что мы ощущаем, что воздействует на нас, не проявляясь в контексте, открыто, тогда как образное значение несет основную нагрузку».
«Метафору называют сокращенным сравнением. В ней всегда соединяется одновременно два значения. Одно значение, которое определяется контекстом и другое значение, которое определяется привычным определением слова, т.е. значение, присущее данному слову вне контекста. В основе метафоры лежит сходство. В метафоре образ и предмет совмещены в одном слове таким образом, что слово обладает сразу двумя значениями: прямым и переносным. Прямое значение есть образ, переносное значение есть предмет. Между этими двумя значениями нужно найти сходство. Элемент сходства и есть тот признак, который писатель возбуждает в воображении читателя, когда употребляет метафору». Например:
-
Белый освежает лицо, черный скрывает ровно то, что хотелось скрыть, а их сочетание излучает удивительную надежность. (От редактора //Семь дней ТВ-программа 2022. № 45). -
Практическая шотландка обрела второе дыхание в вечерних туалетах. (От редактора //Семь дней ТВ-программа 2022. № 49). -
Этой весной мы будем буквально купаться в море всех цветов радуги. Марина Александрова. (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 10).
Классифицируя данный вид тропа на простую метафору и развернутую важно отметить, что простая метафора включает в себя простые сравнения. Она представлена всего тремя типами:
-
Именная метафора выражается именем существительным. Например: Остается добавить простые специи, творческую смелость и безупречный вкус, и ваше модное блюдо будет встречено с восторгом. (Татьяна Лютаева. Слойка с начинкой //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 11). -
Глагольная метафора выражается глагольными формами. Например: Романтика наступила на пятки футуризму, и мы отдали ей сегодня должное. Дарья Златопольская. (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 8). -
Метафорический эпитет выражается определением в широком синтаксическом смысле. Например, как это делается в заголовке. (Горячая линия. // Семь дней ТВ-программа. 2022. № 1).
Напротив ей, «развёрнутая метафора-это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом». «Она распространяется на весь текст. Обычно это целые стихотворения. Сложной метафора может быть не только по количеству слов в ней, но по глубине смысла, которая зависит от далекости ассоциаций. Такая метафора называется ассоциативной. Она определяется по тому, что не разворачивается в сравнении». Попробуйте преобразовать в сравнения следующие метафоры:
-
В наступившем сезоне дизайнеры предлагают полакомиться плодами уже вызревшего сорта классики. Стиль. (Софья Каштанова. // Семь дней ТВ-программа. 2022. № 32). -
Хвост по ветру. Елена Летучая// Семь дней ТВ-программа. 2022. № 37
Под ассоциативную метафору может быть замаскирована логическая дефектная метафора. Например:
-
Вопреки уверенности русского философа Николая Бердяева в том, что русские не знают радости формы, мы доказываем обратное: та самая форма, которую так часто презирают, не только важна, но и красива.
К логической дефектной метафоре примыкает так называемая ломаная метафора. Например:
-
Пробую аромат на запястье. Хорош! Но в сочетании с розовым картоном упаковки….Звучит странно. (Лейсан Утяшева//Семь дней ТВ-программа. 2022. № 45). -
Эта ошибка состоит в логическом несоответствии двух метафор в одном узком контексте. Метафора может быть и стилистически дефектной, то-есть неуместной в данном контексте». Например:
Таким образом, в данной главе были рассмотрены виды метафоры из чего, можно сделать выводы:
1. Метафора является скрытым образным сравнением
2. Метафора бывает простой и развернутой
3. По структуре простая метафора может быть: именной, глагольной и метафорой эпитетом.
4. Развернутая метафора может быть ассоциативной. Она определяется по тому, что не разворачивается в сравнении.
5. Под ассоциативную метафору может быть замаскирована логическая дефектная метафора
6. Помимо логически дефектной метафоры может быть так называемая ломаная метафора.
7. В свою очередь, метафора может быть и стилистически дефектной
Глава 2. Характер метафор на страницах журнала «Семь дней ТВ-программа»
Для анализа взяты материалы журнала «Семь дней ТВ-программа» за 2021 - 2022 годы. Из них методом сплошной выборки было выбрано 42 примера использования метафор.
Как отмечалось выше (глава 1), существуют разные основания для классификации метафор: классификация по семантическим признакам, по функции, структурная классификация.
В своей работе при анализе материала мы опирались на структурную классификацию метафор Ю.И. Левина по частеречной принадлежности.
Наибольшую часть (22 примера, 70,9 % от всего количества отобранных метафор), составили глагольные метафоры.
Так, в статье используется глагол «царила» в переносном значении, что говорит о прекрасной обстановке на мероприятии. «Здесь царила благоприятная, дружественная атмосфера».(От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 6).
«Как известно, за достижениями всегда стоит характер спортсмена, его стремления, увлечения, мечты ». (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 32.) Глагол «стоит» в данной фразе имеет переносное значение.
«Мозг будет просто «разрываться» от свежих идей» (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. №52. ) Глагол «разрываться» указывает на то, что будет приходить в голову множество мыслей. Также журналист заключает слово «разрываться» в кавычки, что помогает автору обратить внимание читателя на это слово, указать на то, что оно употреблено в условном значении.
Ярким примером экспрессивной метафоры можно назвать слово «выписывали». «А рядом, на катке любители и почти профессионалы фигурного катания выписывали на льду витиеватые узоры». (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 4.) Здесь журналист указывает на то, как виртуозно кружились на коньках любители зимних забав.
Приведём ещё ряд примеров использования глагольной метафоры в журнале «Семь дней»: