Файл: Тема предпринимательская среда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Необходимые условия для формирования благоприятной предпринимательской среды:

Таблица 3.1 – Сферы и факторы внутренней предпринимательской среды

Внешняя предпринимательская среда

Макросреда формирует предпосылки для развития предпринимательства.

а) демографические факторы:

б) социальные условия:

Таблица 3.2 – Сферы и факторы внешней предпринимательской среды

Основные требования конкуренции:

Основные признаки свободной конкуренции.

Таблица 3.3 – Характерные черты основных моделей рынка

модель конкуренции Портера.

Модель 5 сил конкуренции Портера

5. Конкурентоспособность товара Конкурентоспособность товара – это:

реальная конкурентоспособность.

Принципы оценки конкурентоспособности товаров

Оценка конкурентоспособности товара включает:

систематизацию факторов конкурентоспособности товаров:

цена и система скидок.

Методики сегментации предусматривают:

Таблица 3.4 – Детерминанты важности цены для потребителя

Группа показателей, характеризующая качество продукции, включает:

дифференциальный, комплексный, интегральный и смешанный методы.

и «удельного веса» на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Основные признаки свободной конкуренции.


Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него означают, например, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов

  • участник конкуренции вкладывает свои деньги (допустим, в акции) не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если там, куда переместился его капитал, произошло расширение производства и продаж.
Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.
Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели присущи четыре характерные черты:

    • продавец выступает как единственный; отрасль синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;

    • реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт);

    • монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок;

    • на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения.


Монополистическая конкуренция рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической дифференцированную. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения.

Важная характеристика рынка монополистической конкуренции относительная легкость вступления в рынок. Производители, работающие на эти

рынки, обычно не являются особо крупными, поэтому сравнительно невелик и требующийся для их становления начальный капитал.

Олигополия главная ее особенность немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое пределах десятка) число фирм господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Четко установленных границ между различными рынками, разумеется, нет, поэтому модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Модели рынка иллюстрирует таблица 3.3.

Таблица 3.3 Характерные черты основных моделей рынка







Характерная черта

Рынок

несовершенной конкуренции


Рынок несовершенной конкуренции

Чистая конкуренция

Монополисти

ческая конкуренция


Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень большое

число

Много

Несколько

Одна


Тип продукта


Стандартизирован ный


Дифференциров анный

Стандартизиров анный или

дифференциров анный

Уникальный; нет близких заменителей

Контроль над ценой


Отсутствует

Некоторый, но в довольно узких

рамках

Ограниченный взаимной

зависимостью


Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Наличие существующих

препятствий

Вступление блокировано


Неценовая конкуренция



Отсутствует

Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки


Очень типична, особенно при

дифференциаци и продукта

Главным образом реклама связи фирмы с

общественными организациями



Примеры



Сельское хозяйство


Розничная торговля, производство одежды

Производство стали,

автомобилей, многих

электроприборо в


Местные предприятия общественного пользования


В соответствии с методами осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента.

Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, то есть недобросовестная конкуренция.

Она выражается: в демпинговых ценах продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке, установлении дискриминационных цен или коммерческих условий; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг и др.
Различают следующие виды конкуренции:

    • видовая конкуренция, имеющая место на рынке одноименного товара или его разновидностей;

    • внутриотраслевая конкуренция, имеющая место на рынке товаров и услуг, отличающихся качеством, эксплуатационными характеристиками, ценой, сервисом обслуживания и т.п.;

    • межотраслевая конкуренция, возникающая па рынке товаров и услуг различных отраслей;

    • монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;

    • недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции;

    • неценовая конкуренция, осуществляемая посредством повышения качества продукции (надежность, долговечность, производительность, минимизация эксплуатационных издержек) и улучшения условий продажи при неизменных ценах;

    • олигополистическая конкуренция, характерная для олигополистического рынка, который занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой — монополистической конкуренцией;

    • функциональная конкуренция, имеющая место на рынке товаров, удовлетворяющих спрос потребителей;

    • ценовая конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен;

    • чистая конкуренция, возникающая при рыночной ситуации, когда большое число товаропроизводителей продают аналогичные товары.


Для анализа конкурентной ситуации наибольшую популярность приобрела