Файл: Занятие для обучающихся 89 классов по теме Мы жители большой страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(Лазер, рентген, оптоволокно, микроволновую печь)

  1. Имя этого академика характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства эру освоения космического пространства. Первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем первого Главного конструктора ракетно-космических систем. Назовите его имя.

(К.Э. Циолковский, А.Ф. Можайский, Н.Е. Егоров, С.П. Королёв)

  1. Этот выдающийся физик-ядерщик первым в мире создал водородную бомбу АН 602, за которой тут же закрепилось вполне уместное историческое название «царь-бомба». При испытании этой бомбы сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Назовите имя этого учёного.

(С.П. Королев, И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров, А.Н. Туполев)

  1. Этому ученому приснился сон, в котором он ясно увидел классификацию химических элементов, устанавливающих зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Кто этот учёный?

(А. Бекетов, Д. Менделеев, А. Бутлеров, М. Ломоносов)

  1. Это врач из Чебоксар первым в СССР в 1960 году провел революционную операцию по замене хрусталика глаза на искусственный. За это его уволили как шарлатана. Но он не сдался и продолжал оперировать сначала в Архангельске, потом в Москве. Начал творить совершенно фантастические вещи: делать коррекцию зрения при помощи кератотомии (особых насечек на роговице глаза), пересаживать донорскую роговицу, разработал новый метод оперирования глаукомы, стал пионером лазерной микрохирургии глаза. Как звали этого офтальмолога?


(И.М. Сеченов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, С.Н. Фёдоров)

  1. Идея этой игры родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба

Pentomino Puzzle. Нужно было собирать падающие фигурки, которые могли вращаться вокруг собственной оси. Но для реализации не хватило компьютерной мощности, и Алексей сделал не пяти, а четырехблочные элементы. Эта игра до сих пор пользуется популярностью. Что за игра?

(Косынка, Тетрис, Марио, Перестройка)
Подведение итогов игры. Учитель благодарит выигравшую команду, но отмечает, что все ребята приняли самое активное участие в игре и показали достойные знания истории, культуры и достижений науки нашей страны.

Беседа: наша страна богата героями в самых разных областях – науке, искусстве, спорте. Являются ли они патриотами своей страны? Можно ли каждого выдающегося (исторического) деятеля считать патриотом своей Родины?

Есть ли возможность у каждого из нас быть патриотом? Обязательно ли для этого делать громкие заявления?

В итоге беседы у учащихся должно появиться понимание, что любовь к Родине, гордость за свою страну проявляются в малых делах, которые способны выполнить учащиеся: знание истории своей страны, уважение ее традиций, стремление быть активным гражданином, оказывать влияние своим голосом на осуществление социальных проектов…

С этими выводами связано второе интерактивное задание:

Работа с интерактивным заданием №2


(Установление соответствия)

Работа с пословицами копилкой народной мудрости


В копилке народной мудрости

пословицах выражена глубокая любовь людей к своей родине. Давайте мы их вспомним. Предлагаю «собрать» рассыпавшиеся изречения.

Родина мать, умей за неё постоять.

Кто за Родину горой, тот истинный герой. Береги землю родимую, как мать любимую. Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Региональный компонент

Родной край- удивительное и прекрасное место на земле для каждого человека. Потому что самая красивая природа, самые добрые и отзывчивые люди, самые лучшие учителя- только здесь. Мой родной край – п. Каменоломни, Октябрьский район, Ростовская область. В истории нашей области еть много талантливых людей, творцов, замечательных мастеров слова, внесший огромный вклад в развитие литературы. Но рядом с нами жили и живут самобытные писатели и поэты, чье творчество малоизвестно широкому кругу читателей. А их гениальные произведения очень ценны для земляков. Это – Николай Николаевч Туроверов, Эльмира Владимировна Сизякина, Виктор Иванович Чеботников, Сергей Сергеевич Даштамиров, Александр Васильевич Непушкин. Одна из тем, которая их объединяет – любовь к родине. Они живут радостями и тревогами своего времени. Пишут о том, что нам близко и дорого, о красоте родного края, о людях, живущих здесь, о родной природе.

Считаю, что каждый человек должен знать историю и культуру своего родного края. Поэтому я решила математически доказать красоту и совершенство лирики донских поэтов с целью популяризации их творчества и приобщения школьников к культурному наследию. Написание проекта дает возможность не только получить углубленные знания по литературе и математике, но и развить свои творческие способности. А математическим аппаратом для доказательства красоты и совершенства лирики служит бесконечный ряд после запятой — 1,6180339887. Это «божественная пропорция»- странная, загадочная, необъяснимая вещь, которая мистическим образом сопутствует всему живому. А ведь известно, что всё живое и красивое подчиняется божественному закону, имя которому — «золотое сечение».

Любовь человека к своей малой родине, её прошлому и настоящему, традициям предков называют чувством патриотизма. Вольный Дон, как часть великой России, впитал в себя события непростой истории нашей страны. Святой обязанностью казаков всегда являлась защита южных рубежей. Темой любви к Родине, как к большой, так и малой и готовности дать отпор любому врагу звучит в стихотворении Сергея Сергеевича Даштамирова «Живём на Дону».


Метрика стихотворения «Живём на Дону» Даштамирова С.С.

Любовь человека к своей малой родине, её прошлому и настоящему, традициям предков называют чувством патриотизма. Вольный Дон, как часть великой России, впитал в себя события непростой истории нашей страны. Святой обязанностью казаков всегда являлась защита южных рубежей. Темой любви к Родине, как к большой, так и малой и готовности дать отпор любому врагу звучит в стихотворении Сергея Сергеевича Даштамирова «Живём на Дону».

Автор: С.С. Даштамиров «Живём на Дону»

Член Союза писателей России и член Союза писателей Дона, автор текста гимна Октябрьского района

«Живём на Дону» (12 строк)

Гарцует конь, а поле красят маки.

Донской волной я посвящён в казаки.

Донской волной обласкан я по-братски,

И стал родным мне вольный Дон казацкий.

Кругом лежат казацкие станицы,.

Мы –казаки, мы-вольные, как птицы.

Гарцует конь по ковылям привольным.

Сияет крест на празднике престольном.

(8 строка)

А что есть Дон? Конечно же- Россия.

Любую боль мы вместе пересилим.
Нам враг любой с тобой в бою не страшен,

За вольный Дон готовы к рукопашной.


Метрика: В сихотворении 12 строк. Кульминацией стихотворения является 8 строка: «Сияет крест на празнике престольном». 12:8= 1,5. Количество букв в стихотворении 214, а количество букв во второй части 139. Если 214 поделить на 139 получается бесконечная десятичная дробь 1,5395683…, которая близка к «божественной пропорции». Поэт показывает читателям, что посвящение в казаки происходит в престольный день, что особенно важно. Это великое чудо гармонии, совершённое С.С. Даштамировым. Художественные выразительные средства, использованные автором в своём произведении (анафора «донской волной», метафора «волной я посвящён в казаки», эпитеты «вольный Дон», «ковыли привольные», сравнение - «казаки, мы-вольные, как птицы») говорят о совершенстве и красоте языка этого стихотворения.


Метрика стихотворения «Волной степного ковыля…» Сизякиной Э.В.

Произведение Эльмиры Владимировны Сизякиной о прекрасной донской природе продолжает тему любви к родному краю.

Автор: Сизякина Э.В. «Волной степного ковыля….»

Член поэтической литературно-творческой студии «Ступени» (г.Новочеркасск),  член Вседонского литературного Сообщества при РРО СПР (2018).

Волной степного ковыля…(32 строки)

1 часть

Волной степного ковыля

В седом узоре

Всё также вертится земля,

И где-то море

Кому-то пенную волну

Шлёт в утешенье,

А я в ковыльном, я тону –

От восхищенья!

Вот бриз подует, и волна

Идёт накатом

И птичьим гомоном полна

Перед закатом.

Кричит протяжно-высоко

Красавок стайка,

Со мной в волну нырнёт легко

Степная чайка!

Зовёт и манит горизонт

К багровым зорям,

Раскрыт огромный звёздный зонт

2 часть

Над степью-морем! (20-21 строка)

Я песню тихо запою –

И прочь напасти,

Закат и раннюю зарю

Возьму на счастье,

Раскрашу ими полотно

Тревожных буден,

И станет сказочным оно

На радость людям.

И ты тревогу прогони –

Прими решенье!

Нырни в ковыль и… утони

От восхищенья!


Метрика: В стихотворении всего 32 строки. Оно разделено на две смысловые части: 1 часть-автор описывает красоту донской природы, своё отношению к родному краю. А во второй части восхищение к красоте, настроение, которое переполняет читателя. 32:21=1, 523809523…. , которое приблизительно равно «божественной пропорции».



2.4. Метрика стихотворения «Новочеркасск» Чеботникова В.И.

Любовь к городу детства, его тенистым улочкам, и садам, перезвонам соборного колокола тесно связана с жизнью поэта Виктора Ивановича Чеботникова.

Автор: Чеботников В.И. «Новочеркасск»

Поэт, публицист, журналист из г.Таганрога.

Новочеркасск (16 строк)

Город мой – он как подкова,

Гнутых улочек ряды,

от Аксая до Тузлова –

Всё сады, сады, сады…

Я его таким запомнил

В сорок первом, летним днём

И в соборном медном звоне…

С полыхающим огнём…

А потом уж вновь отстроил,

Разбивая руки в кровь,

С той поры живём мы трое: (10 строка)

Я, мой Город и Любовь.

И ничто с ним не сравнится,

Нет сравненья для него.

Он, как главная столица –

Город детства моего.


Метрика: В стихотворении всего 16 строк. Как точно автор в первой части стихотворения описывает улочки, сады, что свойственно для военного времени, а во второй части стихотворения признаётся в любви к родному городу, который знаком с детства. Если количество строк первой части поделить на количество строк второй части, то получится «божественная пропорция», что говорит о гениальности произведения. 16: 10=1,6


2.5. Метрика стихотворения «Любимый край» Непушкина А.В.

Лиризм и музыкальность стихотворений другого донского поэта и композитора Александра Васильевича Непушкина является ответом на выдвинутую мной в исследовательской работе гипотезу о том, что лирические произведения современных поэтов-земляков проникнуты любовью к неповторимой красоте природы Донского края, его людям, поражают нас своей красотой и совершенством.

К стихотворению «Любимый край» Александр Васильевич написал музыку, и произведение стало песней.

Автор: Непушкин А.В. «Любимый край».

Член Российского авторского общества, обладатель звания «Лучший работник культуры Ростовской области» (2014г), преподаватель МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни, автор музыки гимна Октябрьского района.

Любимый край (20 строк)

Донская степь, седой ковыль,

Пьянящий запах сенокоса.
На горизонте вьётся пыль,

И донник дремлет у откоса.

Здесь память прошлое хранит

В курганах скифских, в водах Дона,

И гром сражений не забыт,

И теплота родного дома.

Любимый край, земля донская,

России вольной сторона.

Одна на свете ты такая

И мне другая не нужна! (12 строка)

Всему свой срок, своя пора: (13 строка)

Пшеница в поле колосится,

И подрастает детвора,

И Дон лазурью серебрится.

За годом год, за веком век

Своим трудом, своим стараньем

Всегда добьётся человек

Свободы, мира, процветанья!



Метрика: Гениальность стихотворения очевидна. Всего строк: 20. В первой части стиха автор описывает красоту и совершенство донского колорита, а во второй части говорит читателям о любви, преданности своему родному краю. Если число строк в первой части поделить на число строк во второй части, то получится 1, 666666666666….. –«божественная пропорция»! Не случайно автор решает написать музыку к стихам и дать начало новой песни, которая затрагивает душевные качества слушателей с первых аккордов.