Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7



Однако для начала необходимо всем вместе построить космическую станцию «Аватар», которая станет базой астронавтов. Руководитель группы предлагает детям набор конструктора ЛЕГО «Космическая станция». Дети должны все вместе (при помощи руководителя) построить космический корабль.

Примечание: в процессе игры руководитель следит за тем, чтобы никто из детей не оставался в стороне, чтобы у каждого была своя часть работы, а также поощряет детей к проявлению собственной выдумки и фантазии и сотрудничеству. Необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу в процессе игры, чтобы дети раскрепостились, почувствовали себя в безопасности и увлеклись общим делом.

  1. Правила общения в группе

Руководитель группы сообщает детям, что теперь все они - одна команда, им придется много времени проводить вместе и часто работать сообща. Поэтому им необходимо уважительно относиться друг к другу. В этом им помогут правила:

  • называть друг друга по имени;

  • не драться, не толкаться, не кусаться;

  • не обзываться.

Руководителю необходимо проверить, запомнили ли дети эти правила.

3. Рефлексивный блок

Рефлексивная форма «Звездное небо»


Рефлексивная форма - именная для каждого ребенка, одна на весь цикл занятий.

Каждому из детей предлагается лист бумаги А4 темно-синего цвета (небо). В зависимости от своего отношения к прошедшему занятию, ребенок приклеивает к небу звезду (понравилось) или комету (не понравилось). Устно каждый поясняет свою оценку.

Коррекционный этап

Занятие № 5. «Давай дружить!»

Цель: сплочение группы, создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества.

Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей друг с другом; развитие интереса и внимания к партнерам по групповому общению;

1. Организационный блок.

  • «Волшебный коврик» (Дети собираются за пределами игровой комнаты и прежде чем войти в нее получают от руководителя группы указание: «Входя в игровую, представьте, что входите в будущее». На двери игровой висит табличка: «Космическая станция «Аватар». Макет станции, построенный из ЛЕГО на прошлом занятии, стоит на почетном месте в комнате).

  • Ритуал группового приветствия.

2. Основной блок.

  1. «Клятва астронавтов»

Руководитель группы говорит: «Сейчас 2200 год. Мы находимся в космосе, на станции «Аватар». Каждый из вас - капитан своего собственного космического корабля. Вас выбрали для этого полета, потому что вы все знаете, сколько проблем может возникнуть у ребенка, который ни минуты не может посидеть спокойно, всегда куда-то стремится, хочет многое успеть и пытается делать все одновременно. Наша миссия состоит в том, чтобы разобраться, что происходит с такими детьми на Земле и помочь им». С этого момента руководитель группы обращается к каждому из детей, называя его «капитан», а самого его называют «навигатор».

Руководитель группы раздает астронавтам заготовленные листы с текстом клятвы. Дети вносят в текст свои имена и подписываются под ним, а затем хором клянутся.

Текст клятвы. Я, капитан (имя ребенка), даю согласие руководить космическим кораблем. Я обещаю работать совместно с другими капитанами. Я не буду ссориться с ними, обзываться и драться. Я буду их внимательно слушать, когда они будут говорить, пока не наступит моя очередь. Я также обещаю слушаться навигатора (имя руководителя группы), для того чтобы не сбиться с пути и добраться до цели.



  1. «Совет капитанов»

Руководитель группы: «Каждый раз перед началом работы мы с вами будем устраивать совет капитанов, чтобы определить наши основные задачи на день и обсудить, как именно мы будем их выполнять. Сегодня наша с вами основная задача - получше узнать друг друга, выяснить, кто что умеет делать лучше всего. Это понадобится нам в наших дальнейших путешествиях. Мы уже будем знать, на какую помощь со стороны каждого из нас смогут рассчитывать остальные при выполнении нашего основного задания, будем больше доверять друг другу».

  1. Веселая зарядка «Иди и стой»

Руководитель группы: «Всем капитанам необходимо быть очень внимательными и наблюдательными, чтобы точно и правильно исполнять все задания. А еще им нужно уметь хорошо маскироваться, чтобы иметь возможность выполнять секретные поручения. Сейчас мы проверим, насколько каждый из вас внимателен».

Группа двигается под музыку по комнате. При остановке музыки все должны тотчас замереть на месте. Во время фазы оцепенения детям даются новые задания для различных видов движения, выполнение которых начнется с началом музыки: двигаться как робот, футболист, машина, пловец и т.п. После каждого задания на движение следует остановка музыки и фаза «замирания».

Примечание: во время игры руководитель группы следит за выполнением правил и команд, поощряет тех детей, которые наиболее точно выполняют игровые задания.

  1. Игра «Радио»

Дети сидят полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Руководитель группы внимательно смотрит на детей и запоминает цвета их одежды, волос и т.п. Затем он поворачивается спиной к группе и объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялся капитан». Идет описание кого-либо из детей в группе. Пусть она (он) подойдет к навигатору. Дети внимательно слушают и смотрят друг на друга. Они должны понять, о ком идет речь, и назвать имя ребенка.

  1. Игра «Улиточка»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Каждый из участников, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога.

Угадай, кто я?

Ребенок, стоящий в центре круга, называет имя товарища. Тот, чей голос водящий узнал, сам становится «улиточкой».


  1. Игра «Считаем вместе»

Во время игры детям запрещено разговаривать. Руководитель группы сообщает, что он будет показывать определенное количество пальцев на руках, и столько же человек должно, не сговариваясь, встать (если встало меньше человек, быстро должен встать кто-то еще; если встало больше - кто-то должен быстро сесть, чтобы количество стоящих стало равно количеству показанных пальцев).

  1. Игра «Паровоз»

Дети встают друг за другом в колонну и держатся за плечи впереди стоящего (они - «паровоз»). В таком положении они преодолевают различные препятствия: подняться и сойти с детского стульчика; проползти под столами, обогнуть широкое «озеро»; пробраться через «дремучий лес»; прятаться от «диких животных». На протяжении всей игры дети не должны отцепляться от своего партнера.

  1. Игра «Куклы»

Игра проводится в парах. Один из игроков в каждой паре - «кукла», второй - ее хозяин. «Кукла» стоит спокойно, не двигаясь. По сигналу ведущего хозяева выполняют определенные действия с собственной куклой (поворачивает ей голову в сторону, передвигает одну ногу вперед и т.п.). Куклы должны приближаться друг к другу и в конечном итоге образовать общую скульптуру.

  1. Общий рисунок «Встреча»

Руководитель группы дает детям инструкцию закрыть глаза и представить себе встречу капитана космического корабля с инопланетянином (на это дается 1-2 минуты, может быть предложена особая релаксационная формула, облегчающая этот процесс). Затем дети открывают глаза, и каждый из них начинает рисовать только что проигранную картину. Через 1 минуту по сигналу руководителя группы каждый передает свой рисунок соседу справа, который продолжает его. Игра продолжается до тех пор, пока к каждому не вернется его рисунок. В игре может участвовать и руководитель группы.

10. «Сухой паек»

Каждому из детей вручается бумажный пакет с надписью «Сухой паек», в котором лежит печенье, конфеты, фрукты и т.п. Командиры космических кораблей должны как следует подкрепиться после длительного путешествия. Организуется совместное чаепитие, в процессе которого руководитель группы поощряет детей к свободному неформальному общению и выясняет отношение детей к прошедшему занятию.


3. Рефлексивный блок