Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ







ГРУППОВАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ:

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ








Минск


Ковчег

2001


ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

ГРУППОВАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ:

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ








Издано при финансовой поддержке

Детского фонда ООН

ЮНИСЕФ

в Республике Беларусь



МИНСК, 2001




УДК 37.013.42+316.356.2


ББК 74.6+65.272

Г90
Авторы:

Руководитель проекта кандидат педагогических наук, доцент Ж.И. Мицкевич, О.В. Бланк, О.В. Бубела, Е.Е. Варламова, Л.Н., Е.Э. Рымашевская, Л.Е.Фролова, Е.С. Ящук,

Научный редактор Ж.И. Мицкевич

Рецензенты: Коломинский Я. Л., доктор психологических наук, профессор, академик, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, заведующий кафедрой общей и детской психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка; Клипинина-Литовченко В. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и профессионального мастерства Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка

Групповая работа с семьей: детско-родительские отношения/ Ж.И. Мицкевич, О.В. Бланк, О.В. Бубела и др.; Под ред.

Ж.И. Мицкевич.- Мн.: Ковчег, 2001 – 165 с.
ISBN985-6056-48-9

Работа посвящена вопросам оказания социально-психологической и педагогической помощи семье в гармонизации детско-родительских отношений. В работе приводится методологический и методический материал по проблеме групповой работы с родителями и детьми. Предлагаются авторские программы групповой работы с семьей (различные формы), разработанные и апробированные в ГЦСПСиД.


Книга адресуется социальным педагогам, социальным работникам, психологам, студентам, обучающимся в сфере социальной работы, всем, кто интересуется вопросами групповой работы с семьей (детско-родительские отношения).

УДК 37.013.42+316.356.2


ББК 74.6+65.272


ISBN985-6056-48-9


  • Коллектив авторов, 2001

  • Оформление. «Ковчег», 2001



Содержание


Введение………………………………………………………………………………

5

1. Групповые формы работы с семьей……………………………………

6

1.1. Общая структура разработки и реализации психолого-педагогических программ для родительских групп в ГЦСПСиД……….


6

2. Программы групповой работы с родителями………………………

18

2.1. Групповой социально-педагогический практикум для родителей.

18

3. Специфика игровой терапии в групповой работе с родителями и детьми…………………………………………………………….


37

3.1. Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии…………………………………...


42

3.2. Социально-педагогическая программа развития коммуникативных способностей для детей 9 – 12 лет с элементами лекотерапии……………………………………………………………………………



57

3.3. Программа коррекции деструктивных агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста………………………….


72

3.4. Программа для детско-родительской группы с элементами социально-психологического тренинга (семья с ребенком-инвалидом в возрасте 6-9 лет)……………………………………………………………………



93

3.5. Программа реабилитации младших школьников с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия……………………………………………………………………...



120

3.6. Программа коррекции импульсивного поведения младших школьников средствами игры…………………………………………………….


131

Заключение……………………………………………………………………………


151

Литература…………………………………………………………………………….


153

Приложения……………………………………………………………………………

157



Введение

Оказание помощи семье, испытывающей проблемы в общении с ребенком, представляет одну из задач специальных учреждений - Центров социальной помощи семье и детям. Это в нашей республике достаточно новое направление социальной работы с семьей, и поэтому все специалисты находятся в творческом поиске, ищут новые, интересные методы и формы работы, позволяющие помочь семье в ее проблемах с ребенком. Справедлива народная мудрость: «Мы падаем сами, но нужна дружеская рука, чтобы поднять нас».

«Дружескую руку» семье с ребенком предлагают специалисты в ГЦСПСиД в форме различных психолого-педагогических программ групповой работы по детско-родительскому взаимодействию.

Родители с проблемами ребенка представляют основную часть клиентов, приходящих в Центр за помощью. Многие из них полагают, что консультация у психолога или социального педагога сразу же решит все проблемы ребенка и семьи. Осознав в процессе консультации, что проблемы ребенка чаще кроются в их собственной психолого-педагогической некомпетентности, многие из родителей обращаются с запросом: «Научите, как грамотно общаться с ребенком».

С этим запросом обращаются разные семьи: одинокие матери с ребенком, семьи после развода, полные семьи с проблемой ребенка (агрессивный, замкнутый, импульсивный и др.) или, что мы считаем самым приятным, семьи, не имеющие проблем с ребенком, но желающие не иметь их и в будущем, т. е. обращающиеся в Центр с профилактической целью.

Данный запрос и побудил сотрудников Центра к разработке и реализации психолого-педагогических программ групповой работы с родителями и детьми, направленных на улучшение детско-родительских отношений.

Важным условием успешности данных программ является мотивация членов семьи на длительное сотрудничество со специалистами Центра и формирование у них установки, что программа не имеет эффекта волшебства, а представляет собой совместный труд родителей, детей и специалистов, результат которого можно будет ощутить спустя несколько месяцев после окончания работы детско-родительских групп. Решающая роль в эффективности групповых занятий принадлежит родителям, которые должны закреплять полученные знания и умения в реальной жизни семьи.

Настоящая работа представляет собой попытку осмыслить практику разработки и реализации психолого-педагогических программ в ГЦСПСиД с целью гармонизации детско-родительских отношений.



  1. Групповые формы работы с семьей

    1. Общая структура разработки и реализации психолого-


педагогических программ для родительских групп в ГЦСПСиД
Оказание эффективной социально-психологической помощи семье (члену семьи), испытывающей трудности и проблемы в своей жизнедеятельности, является главной целью различных социальных служб и специализированных центров.

Чаще всего семье (члену семьи) необходима многоаспектная помощь, включающая в себя разные ее виды - психологическую, педагогическую, материальную, юридическую и др.

Настоящая работа представляет собой попытку осмысления теории и практики в разработке различных психолого-педагогических программ групповой работы (они прошли успешную апробацию в Центре).

Программы направлены на улучшение детско-родительского взаимодействия. Подготовка данных программ обусловлена необходимостью оказания помощи семье по ее социальному запросу, выявленному при обращении семьи в Городской Центр социальной помощи семье и детям (ГЦСПСиД).

В настоящее время в практике социальной работы как западные (Reid and Hanrahan, 1978), так и отечественные (Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков, 2000) авторы выделяют восемь проблемных областей, которые покрывают большинство проблем, с которыми сталкиваются специалисты в работе с семьей:

  • межличностные конфликты;

  • проблемы отношений семьи (клиентов) с учреждениями и организациями;

  • проблемы, связанные с организацией жизнедеятельности семьи (клиента);

  • трудности, связанные с ролевой структурой и поведением;

  • проблемы, связанные с переходными моментами в жизни и социальными изменениями;

  • эмоциональный стресс;

  • поведенческие проблемы;

  • неадекватное представление о собственных ресурсах (В. Кулшед).

Конкретный запрос на социально-психологическую помощь семей, обратившихся в ГЦСПСиД, лежит в плоскости обозначенных проблемных областей.

В зависимости от характера и сложности семейных проблем и стадии, на которой они выявлены (начальная или кризисный период), в Центре для семей разрабатываются краткосрочные или долговременные программы. Среди долговременных программ, которые чаще всего реализуются в рамках патронирования семьи, наиболее значимы психолого-педагогические программы групповой работы, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений. Это не случайно, поскольку 65% обратившихся семей озабочены своими сложными отношениями с ребенком. Диапазон возраста детей, по поводу которых обратились родители, широк - от 4 до 18 лет.