Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.
Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом
Измятый конверт, а на нем по линейке
Рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
По окончании интерпретации руководитель раздает родителям бланки симптомокомплексов для самостоятельного проведения методики.
4. Диагностический этап:
-
Заполнение «Визитной карточки моего ребенка».
5. Минилекция «Ребенок глазами родителей».
Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое родительские притязания; 2) как родители реагируют на изменения в поведении ребенка; 3) как ребенок реагирует на непонимание родителей.
Рефлексия.
Домашнее задание. Заполнение ребенком «Моей визитки».
Рекомендуемая литература: Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1982.
Стимульный материал:
сводный проблемный лист; бланки анкеты «Как я оцениваю себя как родителя. – Как мой ребенок оценивает меня как родителя»; бланк с дискуссионными вопросами; бланки «Визитка моего ребенка»; бланки «Моя визитка»; бланки симптомокомплексов методики «КРС»; план минилекции «Ребенок глазами родителя»; фломастеры; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.
Занятие №3
Тема: психолого – педагогические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель:повышение психолого – педагогической компетенции родителей.
Задачи: стимулирование познавательного интереса родителей к изучению механизма поведения ребенка; формирование у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний ребенка; информационное обеспечение родителей.
Организационная часть.
-
Приветствие (руководитель предлагает родителям поприветствовать друг друга, начиная фразу словами «Я рад(а) видеть вас» и продолжить монолог рассказом о том, что хорошего за минувшую неделю произошло в их жизни). -
Сбор бланков «Визитка моего ребенка», обсуждение возникших вопросов. -
Введение аудитории в атмосферу занятия.
Лекционная часть.
1. Дискуссия с родителями, вопросы:
-
Были ли в жизни вашего ребенка такие периоды, когда вы просто не узнавали его, когда в нем появлялись такие признаки, которых вы раньше не замечали? -
Как вам кажется, с чем связано появление этих изменений? -
Как вы отреагировали на появление изменений в ребенке? -
Изменялись ли отношения между вами вашим ребенком за период с его рождения и до настоящего времени? -
В чем причина этих изменений? -
Как другие члены вашей семьи относятся к вашему ребенку?
-
Минилекция «Почему ребенок – это не маленький взрослый».
Основные вопросы для обсуждения: 1) возрастные особенности ребенка младшего школьного и дошкольного возраста; 2) позиции, которые занимает родитель по отношению к ребенку.
Активная часть.
-
Упражнение «Что я знаю о своем ребенке».
-
Выпишите по порядку 10 слов, фраз, которые наиболее полно характеризуют вашего ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 – ярко проявляется, 5 – средняя степень проявления, 1 – проявляется иногда).
-
Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (-); нейтральная (0).
-
Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки.
-
Упражнение «Мой уникальный ребенок».
Руководитель предлагает аудитории следующую ситуацию: «Представьте, что какой-то сумасшедший генетик создал точную копию вашего ребенка, которая внешне абсолютно во всех деталях на него похожа. Ваша задача узнать, где истинно ваш ребенок».
-
Вспомните и расскажите, что в вашем ребенке есть такого, что нельзя продублировать.
-
Есть ли в окружении вашего ребенка такой человек, который знает его уникальные качества и сможет идентифицировать реального человека от копии? -
Наличие какого качества сам в себе отмечает ваш ребенок? Что именно по его мнению может отличить его от любой, даже самой совершенной копии?
Ответы родителей анализируются. Необходимо, чтобы участники группы сами оценили свои суждения и определились, нравится ли им тот образ ребенка, который они только что представили, как бы им на самом деле хотелось отвечать на поставленные вопросы и почему.
-
Упражнение «Белое - черное».
Руководитель предлагает родителям разобраться какое, влияние на их жизнь имеют разные люди, и дает следующее задание:
-
Выпишите, пожалуйста, пять самых приятных событий, которые произошли в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, благодаря кому оно произошло.
-
Выпишите пять самых крупных неприятностей, случившихся в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, кем или чем были вызваны эти неприятности.
По окончании упражнения руководитель просит родителей оценить по каждому из 2-х этапов, сколько набралось событий, за которые ответственны они сами, а за сколько ответственен их ребенок.
Рефлексия.
Домашнее задание. Родителям в течении недели необходимо внимательно понаблюдать за своим ребенком и в дневнике наблюдений ответить на следующие вопросы, подтвердив их конкретными примерами:
-
Насколько внимателен мой ребенок? -
Насколько развита у моего ребенка кратковременная и долговременная память? -
В каких ситуациях наиболее ярко проявляется темперамент моего ребенка.
Рекомендуемая литература: Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). – М.,1986.
Стимульный материал:
бланк с дискуссионными вопросами и текст минилекции «Почему ребенок – это не маленький взрослый»; бланки для упражнения «Что я знаю о своем ребенке»; бланки для упражнения «Белое - черное»; бланки рефлексии; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.
Занятие №4
Тема:эмоциональное благополучие в семье, его роль в детско-родительских отношениях.
Цель:гармонизация эмоциональной сферы детско-родительских отношений.
Задачи: анализ актуального состояния эмоциональной сферы детско-родительских отношений; формирование у родителей представлений об особенностях эмоциональных взаимоотношений с детьми; развитие навыков рефлексивного анализа детско-родительских отношений.
Организационная часть.
-
Приветствие родителей. -
Анализ домашнего задания и возникших вопросов. -
Упражнение «Письмо себе»
Родителям предлагается вспомнить то время, когда они только научились писать и затем написать о себе небольшой рассказ, стараясь имитировать детский почерк (получившиеся сочинения родители передают друг другу и делятся своими впечатлениями). Необходимо, чтобы родители обратили внимание на те чувства и эмоции, которые они испытывали в процессе выполнения этого задания.
4. Введение родителей в тематику занятия.
Основная часть
-
Упражнение «Ситуационное реагирование».
Раздаются карточки, где описаны различные ситуации взаимодействия с детьми. Родителям необходимо описать свою реакцию на подобную ситуацию, акцентируя внимание на своих словах и фразах.
-
Лекционный фрагмент.
Минилекция «Я - высказывания».
-
Упражнение «Я - высказывание».
Родители получают чистые бланки, которые им необходимо заполнить по следующей схеме:
-
«Когда ….» (описание проблемной ситуации с ребенком); -
«Я чувствую …» (описание ваших чувств); -
«Мне бы хотелось, чтобы …» (описание желательного варианта).
Родители зачитывают свои варианты высказываний, анализируют услышанное, предлагают свои формулировки.
4. Упражнение на закрепление навыков Я – высказывания.
Раздаются бланки, где записаны примеры обидных высказываний. Задача родителей, используя Я - высказывания переформулировать каждый пример.
Заполнив бланки, родители зачитывают каждый свой вариант высказывания, анализируют услышанное.
Основная часть
1. Минилекция «Эмоциональный мир ребенка».
Основные вопросы для обсуждения: 1) особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольника и младшешкольника; 2) специфика эмоциональных взаимоотношений с ребенком вы семье; 3) благоприятная эмоциональная атмосфера в семье как залог гармоничных детско – родительских отношений.
2. Упражнение «Эмоциональная реакция ребенка» (таблица).
Родителям предлагается таблица, где в одной колонке представлены различные ситуации, участником которых может быть их ребенок. Участники группы должны продумать какие чувства и эмоции испытывает ребенок, попавший в подобную ситуацию и записывают их во вторую колонку, затем варианты ответов зачитываются, родители обмениваются мнениями, анализируют замечания.
3. Введение и групповое обсуждение правил управления эмоциями.
-
Уважайте выражение чувств других. -
Терпеливое отношение к тому, кто переживает бурную эмоциональную реакцию. -
Эмоциональное поощрение только желаемого для вас поведения собеседника. -
Отказ от негативной борьбы за доминирование. -
Игнорирование желания отомстить. -
Отказ от упреков и критики.
Руководитель поясняет значение каждого правила. Группа анализирует услышанное. Участники предлагают свои примеры ситуаций, в которых необходимо применение предложенных правил.
Рефлексия
Домашнее задание
-
Составление эмоционального словаря. -
Заполнение таблицы типичных эмоциональных реакций в ситуации взаимодействия с ребенком (Приложение 1).
Рекомендуемая литература: Азаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М., 1993.
Стимульный материал:
листы А4; карандаши простые; фломастеры; карточки с ситуациями; бланки для упражнения «Я - высказывания»; текст минилекций «Я - высказывания», «Эмоциональный мир ребенка»; бланки для упражнения на закрепление Я – высказываний; бланки «Таблицы типичных эмоциональных реакций в ситуации взаимодействия с ребенком»; бланки с таблицей «Эмоциональная реакция ребенка»;